Газета «Надежда»

Кому на селе жить хорошо?

Урбанизация – вполне естественный процесс в современных реалиях. В городах, особенно в мегаполисах, больше возможностей реализоваться, больший рынок труда и, соответственно, больше перспектив. Уезжает в основном молодежь, недовольные условиями жизни на селе. По данным Бюро национальной статистики, в 2000 году в нашей области количество сельских жителей превышало городское население почти на 60%, сегодня почти в тех же пропорциях численность горожан преобладает над количеством жителей сел. Между тем государство всячески поддерживает и стимулирует инициативы жителей по переселению в сельскую местность, молодых специалистов прельщают подъемными, жильем и работой, фермерам выдаются субсидии и кредиты на развитие хозяйств. В Западно-Казахстанской области в 2024 году запущен пилотный проект «Из города в село», благодаря которому более 300 человек оставили городскую суету и переселились поближе к природе. Но так ли все просто и заманчиво?

Роман ДРОЗДОВ

С цифрами не поспоришь

Если обратиться к цифрам нацстата, то мы увидим следующую картину: городское население Западно-Казахстанской области начало расти с 2001 года, жителей сел с 2000 по 2007 годы примерно на 2-4 тысячи становилось меньше, в 2007-м, казалось, ситуация повернулась вспять – количество сельчан вдруг увеличилось на 2 тысячи человек, однако уже со следующего года убыль населения продолжилась, а темпы даже ускорились – в 2009 году сельчан стало меньше сразу на 20 тысяч человек. Последний резкий скачок произошел на стыке 2021-2022 годов, когда ряды сельских жителей потеряли еще 12 тысяч человек. С 2022 года по сегодняшний день убыль сельского населения сильно замедлилась и практически остановилась на цифре 301 тысяча человек. Тем временем горожан стало уже 391 тысяча. В 2000 году перевес был на стороне сельчан – 361 тысяча против 247 тысяч.

 

Население ЗКО (2024 год) – 693 261* Население ЗКО (2000 год) – 609 161*
Городское население – 391 734* Городское население – 247 271*
Сельское население – 301 527* Сельское население – 361 890*

Примечание: *количество человек

Меры государства

В 2014 году была принята государственная программа по развитию регионов, которая включала в себя жилищное строительство, обеспечение сельчан чистой питьевой водой, газификацию сел и прочее. Программа работает и сегодня, ее цель – управляемая урбанизация, проще говоря, чтобы сельчане не бежали в города.

В 2023 году Правительство утвердило концепцию развития сельских территорий до 2027 года. Она направлена на раскрытие социально-экономического потенциала сельских территорий с учетом их географических особенностей и конкурентных преимуществ. В рамках нее предусмотрены различные меры по повышению доходов и качества жизни сельчан. Этот модернизация сел, строительство школ и медицинских объектов, обеспечение бесперебойного водо- и электроснабжения, доступа к Интернету, повышение качества внутрипоселковых дорог, возведение объектов культуры и спорта. Приняты и другие программы по улучшению качества жизни сельского населения, привлечения специалистов и т.д.

Вот основные программы, которые реализуются в ЗКО:

«Ауыл – Ел бесігі»

В 2024 году реализовано 29 проектов по ремонту дорог, соцобъектов и инженерных сетей. 14 проектов будет реализовано в этом году. Общая сумма 11,9 млрд тенге. С 2019 по 2023 годы было реализовано 107 проектов на 32,3 млрд тенге. Охвачено 60 перспективных сел с населением 180 тыс. человек. Основной упор – на ремонте внутрипоселковых дорог.

«Модернизация сельского здравоохранения»

В 2024 году из 24 запланированных объектов первичной медико-санитарной помощи введены в эксплуатацию 12 фельдшерско-акушерских и медицинских пунктов. Всего до 2025 года власти планируют построить 50 медобъектов.

«С дипломом в село»

Реализуется с 2009 года. За переезд в село молодым специалистам государство предлагает разовое подъемное пособие в 100 МРП (393 200 тенге), бюджетный кредит в 1500 МРП (5 898 000 тенге) сроком на 15 лет под 0,01% для покупки или строительства жилья. Села нуждаются в специалистах сфер образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, ветеринарии. Специалист обязуется работать не менее 3 лет в госучреждении. Заявителям на участие в программе необходимо сначала самостоятельно найти работу в селе.

«Ауыл аманаты»

Программа направлена на повышения доходов сельского населения, поддержки крестьян, малого и среднего бизнеса на селе. В 2024 году по программе выдано 1,5 млрд кредитов 116 начинающим предпринимателям. Таким образом, создано около 200 новых рабочих мест. В этом году в сельской местности планируется создать 886 рабочих мест путем микрокредитования 815 человек.

«Из города в село»

Программа запущена в рамках концепции по развитию сельских территорий на 2023-2027 годы. Цель – возродить села. В 2024 году из города в сельскую местность переехало более 300 человек. Переселенцев трудоустраивают или помогают открыть свое дело, а также предоставляют жилье и скот.

 Сельское хозяйство

В акимате области рассказали, что в 2024 году наблюдается стабильный рост сельскохозяйственных животных, а вот площадь засеянных культур снизилась по сравнению с 2023 годом.

Поголовье крупного рогатого скота – 924,2 тыс. голов, увеличение составило 123,4%. Площадь сельскохозяйственных культур – 615,5 тыс. гектаров, снижение на 8,1 тыс. га. Меньше посеяно подсолнечника, картофеля, овощей и бахчевых культур, чуть больше зерновых – на 3,8 тыс. гектаров, в 2,5 раза выросли посевы бобовых культур – 22 тыс. га.

«В 2024 году в растениеводстве были актуализированы статистические данные. В основном обновлены данные по личным подсобным хозяйствам. В результате этих изменений площадь посевов картофеля и овощей-бахчевых культур сократилась с 9,6 тыс. гектаров в 2023 году до 4 тыс. гектаров», — сообщили в акимат ЗКО.

В 2025 году общая площадь сельскохозяйственных культур станет еще меньше – 612,7 тыс. гектаров.

Не все однозначно

Наше издание провело опрос среди подписчиков в инстаграме, чтобы выяснить, как относятся люди к переезду в село и вообще к сельской жизни, какие минусы и какие в этом плюсы.

Результаты несколько удивили. Большинство, а именно 33% респондентов собирается переехать в село из-за безвыходной ситуации, обычно это отсутствие собственного жилья в городе и дороговизна аренды квартир. В свою очередь 26% опрошенных утверждают, что переехали из города и ни о чем не жалеют, 19% пожалели о своем решении и 22% собираются переехать в село из-за перспектив.

При этом в комментариях под постом опроса многие хотели бы переселиться из города в сельскую местность, если бы была работа, хорошие дороги и автобусное сообщение:

— Я бы с удовольствием, если стабильная работа и нормальная зарплата… и чтоб дороги были… ну естественно поликлиники, школы и т.д.

— С автобусами в селах плохо, ни уехать, ни приехать, 21 век вроде, а все как при царе-горохе… Рядом в село ходят автобусы, а до нас 2 км, как на другой планете живем… ничего хорошего в селах… Нужна машина, без машины тяжело.

— В сельской местности своим нет работы, а еще хотят из города. Все разрушили, теперь хотят восстановить.

Другие в восторге от жизни на селе и их все устраивает:

— Мы переехали из города 3 года назад, родители старенькие. И мы кайфуем. Пожалели, что раньше не уехали. Экономия огромная: мясо свое, яйца свои, все с огорода, соленья, варенье. Мы в городе не жили без кредитов, хотя работали. Сейчас не работаю, на хозяйстве, закрыли кредиты, муж работает. Живем в кайф. Советую.

— Ой какая красота в поселке, свежий чистый воздух. Переехали из города год назад, и не жалею. У нас и садик, и школы, и поликлиника, все есть. Поселок Байконыс, бывший Трекино.

— ЗКО, поселок Чапаево. Есть асфальт, поликлиника, школы, да все есть, и дороги. Природа, рыбалка. Можно какую угодно живность завести. Урал рядом.

Как видим, у жизни на селе есть противники и сторонники. Кого-то все устраивает, кто-то не доволен качеством инфраструктуры и прочим. Между тем есть мнение, что делая ставку на мелкие фермерства, Казахстан не добьется значительных результатов в сельском хозяйстве, а урбанизация будет продолжаться и для страны это не принесет ничего хорошего.

Петр Своик, политический и государственный деятель Казахстана, политолог:

— Вся экономическая политика Казахстана продиктована извне. Когда нас вписывали в глобальный рынок, нам продиктовали целый ряд неких стандартов, которые наша элита беспрекословно приняла и стала беззаветно исполнять. Одним из таких стандартов стала урбанизация и уменьшение количественного и качественного влияния села. Это реальная тенденция в мире, но для Казахстана это близко к самоубийству. Потому что такая огромная территория с таким малочисленным населением может осваиваться только через многочисленные поселения, но никак не через какие-то крупные агломерации. Сам по себе курс на урбанизацию и пренебрежение сельской составляющей – это трагическая ошибка нашей государственной политики. Когда нас вписывали, нам была вменена обязанность ликвидировать колхозы и совхозы, как основу бывшего сельского существования и экономического, и социального. Данная задача была успешно решена, и это тоже была самоубийственная для нас политика, потому что при нашем плодородии, при нашем климате никакое фермерство и мелкое крестьянское хозяйствование невозможно в принципе. Мелкие крестьянские хозяйства возможны где-то в Туркестане или Таразе, на хорошо поливаемых землях, там они эффективны, а на обычных наших просторах мелкое фермерство это просто дробление ресурсов. Сельское производство в Казахстане должно быть крупнотоварным. И организация такого производства не под силу самим селянам, это может сделать только государство. Надо понимать, что никакого коммерческого финансирования села нет, оно все приватизировано, никаких государственных хозяйств на селе нет, они все частные. Так вот это рыночное и полностью частное сельское хозяйство полностью на государственном бюджетном финансировании, коммерческого кредита в село не вложено ни одной тиынки. Если это кредитование и идет через коммерческие банки, то только исключительно через субсидирование банковского процента, либо это прямые субсидии, распределяемые через систему «Госагро». Получается, что рынок частный, а финансирование государственное – достаточно нелепая ситуация. Это неэффективно, потому что не рынок решает, что субсидировать. Субсидии распределяют чиновники, и понятно, что распила тут просто не может не быть. Теперь спрашивается, что же делать? Ответ: надо восстанавливать крупнотоварное коллективное сельское производство в Казахстане. Не потому что мы хотим восстанавливать СССР, а потому что иного в условиях наших пространств и нашего климата не дано. Кто должен быть восстановителем этой кооперации? Только власти. Каким образом? Хотя бы тем, что власти должны вокруг каждого районного центра и вокруг каждого большого города создавать агропояса в виде, подчеркиваю, добровольных объединений на принципах ГЧП. То есть государство, как собственник земли и финансов, учреждает добровольное объединение, кооператив. Колхоз дело добровольное – кто хочет, вступает туда, кто не хочет, продолжает свое собственное хозяйство. Но государство с момента создания такого добровольного объединения говорит, что отныне все субсидии, вся государственная помощь будет идти через этот совхоз. Причем государство будет просто под планы развития этого совхоза выдавать финансирование, а уже каким образом реализовать это финансирование будет решать правление этого добровольного совхоза. По-хорошему так должно быть. Тогда государственные субвенции пошли бы в дело, потому что ни у кого со стороны правления этого кооператива не было бы желания все украсть, а если бы у кого-то и возникло такое желание, то другие члены этому бы активно препятствовали, потому что в общих интересах, чтобы деньги пошли в дело. Понятно, что внутри будут и интриги, и подсиживания, и склоки, и воровство, но все-таки это будет гораздо эффективнее, чем нынешнее государственное финансирование мелкой фермерской нарезки.

 

Exit mobile version