Весной текущего года здание следственного изолятора в Уральске было признано аварийным, суд вынес решение – здание закрыть, а следственно арестованных перевести в другое место. Однако эксплуатация пригодных для проживания помещений продлена до конца января 2025 года.
Галина САМОЙЛОВА
Отголоски Пугачевщины
Следственный изолятор Уральска находится в историческом здании, которое и было построено как раз с той целью, чтобы содержать здесь арестантов. Приказ об этом отдала императрица Екатерина II сразу после подавления Пугачевского восстания, в котором уральские казаки сыграли далеко не последнюю роль. Видимо, такой жест должен был стать несимметричным ответом империи на любые вызовы, угрожающие безопасности трона. Однако, как свидетельствуют исторические документы, уральских казаков задумка короны не вдохновила. Соответственно, и строительство тюрьмы затянулось почти на сто лет. Здание было достроено только в 1858 году. С высоты птичьего полета оно напоминает правильный крест. Примечательно, что в то время под строительство отвели место, которое располагалось на окраине города, на возвышенности, по своим очертаниям более напоминала крепость. Долгое время тюрьма оставалась самым высоким зданием в городе. Но время шло, город разрастался, урбанизация не стояла на месте. И к нашему времени старая тюрьма с выселок переместилась практически в центр города. К слову, в наши дни СИЗО остается единственным старинным зданием, которое до сих пор используется по назначению. Однако эксплуатировать его становится с каждым годом сложнее.
Содержать небезопасно
В нынешнем состоянии здание Уральского СИЗО вызывает опасения компетентных лиц. Они говорят, что здание уже существенно обветшало, даже заходить в него страшно, не то, что находиться постоянно. Об этом говорит и представитель Уполномоченного по правам человека в ЗКО Жанат Нурмагамбетова.
– Под особое внимание в сфере моей деятельности попадают дети, люди с инвалидностью, женщины, а также граждане, находящиеся в закрытых учреждениях – МСУ, пациенты психиатрических и наркологических клиник, специнтернатов, и, конечно, подследственные и осужденные лица. Это люди, находящиеся в заведомо уязвимом положении, поэтому соблюдению их прав уделяется особое внимание. Так, я сразу же посетила СИЗО 164/1, находящийся в старинном здании в центре города. Как известно, в настоящее время это здание решением суда признано ветхим, его было предложено освободить, однако до сих пор этого не было сделано, и тут расположен следственный изолятор. Если есть судебное решение, его нужно исполнять. Людям здесь находиться небезопасно. Права осужденных или находящихся под следствием, ни в коем случае не должны нарушаться, независимо от того, по какой статье им предъявляется обвинение. Свое наказание они получат в рамках действующего законодательства Республики Казахстан и будут отбывать его в соответствии с Законом. И этот же наш Закон гарантирует соблюдение прав каждому гражданину. А право на жизнь и безопасность является неотъемлемым для каждого человека, – сказала Жанат Нурмагамбетова.
В ДУИС по ЗКО, однако, ответили, что часть зданий СИЗО действительно признана аварийной и не используется для содержания следственно-арестованных лиц.
При этом эксплуатация пригодных для проживания помещений продлена до конца января 2025 года.
«На сегодняшний день в указанном учреждении содержится порядка 150 лиц. В настоящий момент проводится повторная техническая экспертиза учреждения для дальнейшего принятия решения. Угрозы для жизни сотрудников и содержащихся нет», – ответили в пресс-службе ДУИС по ЗКО.
Однако и после окончания срока эксплуатации в январе 2025 года непонятно, где будут размещены следственно-арестованные. Подходящего здания в ЗКО нет.
Долгострой на века
Вместе с тем стоит отметить, что в Уральске уже планировали построить новое СИЗО на 1500 мест, чтобы разгрузить старейший в стране режимный объект. Планы даже частично были претворены в жизнь, на одном из пустырей близ окружного шоссе был возведен целый комплекс зданий, которые должны были служить как для содержания осужденных, так и для проживания сотрудников. Стоимость реализации проекта составила 9 млрд тенге, деньги выделялись из бюджета. Однако выяснилось, что трата средств не соответствовала целевому использованию, часть выделенных сумм исчезла. Строительство СИЗО началось в 2013 году, первоначально общая сумма строительства, согласно тендеру, который выиграла подрядная компания «Бура Строй», составила 4,9 млрд тенге. Однако уже к 2016 году стоимость увеличилась до 9,6 млрд тенге, что стало поводом для расследования. В итоге в 2019 году перед судом предстали директор компании, который был признан виновным по статье «Мошенничество в особо крупном размере» и приговорен к лишению свободы на срок 6 лет и 8 месяцев, сотрудница предприятия «Госэкспертиза, которую признали виновной по статье «Ненадлежащее выполнение экспертных работ» и приговорили к трем годам лишения свободы условно. Бывший заместитель председателя КУИС был признан виновным по делу о хищении из бюджета 1,5 миллиарда тенге, но освобожден от наказания в соответствии со статьей 2 закона «Об амнистии». Суд обязал его выплатить ущерб государству в размере порядка 379 миллионов тенге. Согласно тому же приговору, 1,22 миллиарда тенге в качестве компенсации ущерба государству должен был выплатить и директор подрядной компании. По факту, громкое дело не решило проблем возведения нового СИЗО, и комплекс так и остался долгостроем. В 2020 году грянул ковид и вынужденная самоизоляция, а когда ситуация стала выправляться, стало известно, что для завершения строительства и ввода нового СИЗО в эксплуатацию потребуется значительная сумма денег. Которых в бюджете, тем более с учетом послепаводковой ситуации 2024 года, просто нет.
Что говорят эксперты?
Проблему, касающуюся аварийного состояния старого СИЗО и долгого строительства нового, все же нужно решать. В этом уверен правозащитник Павел Кочетков, который отмечает, что аварийность старого здания напрямую влияет на условия содержания, и находиться там небезопасно.
– Эта проблема давно уже назрела, нужно было думать наперед, смотреть, поэтому и строили новый следственный изолятор, там должны были разместить следственно-арестованных на 1500 мест. Для этого были построены помещения, корпуса, целый комплекс. Там можно было организовать не только СИЗО, но и строгий режим. Но в итоге получилось так, что со строительством возникли проблемы, был суд. И так до сих пор этот долгострой стоит – его, насколько известно, сначала хотели отдать под здравоохранение, затем передать предпринимателям. Но из следственного изолятора можно сделать только следственный изолятор. Потому что, во-первых, там здания построены по спецпроекту, во-вторых, место это не проходное, находится на удалении от города. И никаких торговых точек там быть не может. И в итоге этот долгострой стоит и ветшает без присмотра, – говорит правозащитник.
Павел Кочетков считает, что из сложившейся ситуации нужно искать выход, потому что старое СИЗО уже не выдерживает никакой критики. По его словам, он сам был свидетелем того, как в одном из помещений старой тюрьмы упал огромный кусок штукатурки, от удара согнулась пополам металлическая раковина.
– Хорошо, что все обошлось, а ведь могло убить и сотрудников, и заключенных, – констатирует Павел Кочетков. – Поэтому состояние СИЗО – это проблема не сегодняшнего дня. И мы еще в 2019-2020 годах докладывали и КУИС, и Уполномоченному по правам человека, что дальнейшая эксплуатация невозможна, и необходимо принимать меры. Но вопрос не решен все еще. А без следственного изолятора тоже никак, нужно проводить следственные действия – при этом если перевести подозреваемых, обвиняемых или тех, кто здесь находится в пересылке, в учреждения других регионов, это полностью вся следственная цепочка остановится.
Наилучшим выходом, по словам правозащитника, является экстренно достроить следственный изолятор и использовать его по назначению. Потому что, если его не привести в порядок, и эти недостроенные здания могут обветшать без должного присмотра. А при оптимистичном варианте развития ситуации пенитенциарная система нашей области, да и страны в целом, будет развиваться цивилизованнее.
–Выход из сложившейся ситуации зависит от руководства нашей области, департамента уголовно-исполнительной системы, Министерства внутренних дел. Они должны принять экстренные меры, потому что ситуация безвыходная. При сегодняшних технологиях, возможностях, в том числе строительных, можно в течение нескольких месяцев привести здание нового СИЗО в порядок и запустить в эксплуатацию, – уверен Кочетков.
Фото Astana.tv