Газета «Надежда»

«Байки» детям не игрушки: в Уральске увеличилось количество аварий с участием подростков на скутерах и мопедах

За последнее время в Уральске значительно выросло количество подростков, рассекающих по дорогам города на легковесном двухколёсном транспорте — мопедах, скутерах и самокатах. Если самокатами уральцы чаще пользуются, катаясь по тротуарам, то скутеры и мопеды под управлением детей выезжают на проезжую часть наравне со «взрослым» транспортом. И дети, не имея навыков вождения, водительского удостоверения и знаний правил дорожного движения, попадают в аварии. Но в этой печальной истории есть проблеск надежды — в грядущем 2025 году в казахстанском законодательстве начнут действовать поправки, которые запретят подросткам садиться за руль скутеров и мопедов.

Малика УАХИТОВА

Только за девять месяцев 2024 года в авариях с участием мопедов и скутеров на дорогах Западно-Казахстанской области погибло пять человек. Ещё 108 получили различные травмы. Да, это общая статистика и она не выделяет случаи, когда за рулём скутеров были несовершеннолетние дети. Но есть другая показательная цифра — за два дня 27 и 28 октября в Уральске произошло две аварии с участием скутеров.

В первом случае, 27 октября, ехавшие на скутере подростки 16 и 17 лет врезались в маршрутный автобус на пересечении Абулхаир хана и Сырыма Датова. Оба ребёнка были госпитализированы в больницу с травмами средней тяжести. И уже на следующий день, 28 октября, два ребёнка 14 и 15 лет, ехавшие на мопеде, врезались в легковушку. Оба подростка также были госпитализированы в травматологическое отделение детской больницы.

Только с совершеннолетия

Психолог Асем Туреева отмечает, что не зря водительское удостоверение можно получить только по достижении 18 лет и не раньше.

— Потому что к 18 годам заканчивается подростковый период и формирование — и физиологическое, и психологическое. Именно к 18 годам заканчивается формирование и

префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за когнитивные реакции. Это наше мышление, наше внимание. Плюс к 18 годам, а у некоторых и к 25 годам, заканчивается формирование лимбической части мозга, которая отвечает за импульсивность и эмоции, — говорит специалист.

До совершеннолетия у детей не сформированы многие умения и навыки. К примеру, мышление не готово к быстрой реакции, как того требует нахождение на проезжей части у водителя. Нет у детей и должного внимания.

— Дети и подростки не могут отследить несколько предметов одновременно. К примеру, как опытные водители могут следить за дорогой – и в зеркало заднего вида, и в боковое зеркало. У подростков ещё не настолько сформирован головной мозг, их физиологическая особенность. Поэтому они не могут быть настолько внимательными. Кроме того, подростки ещё импульсивны, — говорит Туреева.

Психолог категорична в своём выводе — позволять детям до 18 лет садиться за руль скутера или мопеда нельзя. В подростковом возрасте организм ребёнка не готов к такой ответственности ни физически, ни психологически.

Однако со специалистом не согласен байкер со стажем Куаныш Баев. Мужчина утверждает, что даже в 18 лет садиться за руль двухколёсного транспорта — слишком рано.

Ответственность приходит с возрастом

— Я бы именно на эту технику давал права только с 30 лет. Потому что в 16-летнем возрасте или в 18-летнем ещё «ветер в голове». Вплоть до того, что они плохо осознают ценность жизни – как своей, так и чужой. Мозг формируется, как ни крути, в это время. В этом возрасте могут «подрезать», и даже не специально, а потому что неверно рассчитывают скорость, неверно оценивают расстояние, а также свои способности, свои возможности, возможности своего транспорта или параллельно идущего. И всё это может быть более подконтрольно, если водитель управляет машиной,  — говорит опытный байкер Баев.

Мужчина отмечает, что в целом, сообщество байкеров — ответственных и разумных байкеров — не любят молодёжь на легковесном двухколёсном транспорте. Во-первых, молодёжь более склонна к хулиганству, во-вторых, их транспорт более манёвренный, и водители на мопедах и скутерах чаще создают аварийные ситуации.

— И в таких случаях это может стоить жизни водителю скутера или мопеда, или его пассажирам, свободы другому человеку, который будет даже не виноват, но просто снесёт его. Просто потому, что в юном возрасте человек не может объективно оценивать ситуацию на дороге. Тем более, на таком опасном транспорте, как двухколёсный, — отмечает Баев.

К тому же, отмечает байкер, водители мопедов и скутеров создают негативное впечатление обо всех, кто ездит на двухколёсном транспорте.

— В основном, байкеры плохо относятся к скутеристам, потому что скутеристы просто не умеют вести себя на дороге. То ли они не знают правил дорожного движения или считают, что они – бессмертные. Скутеристы создают плохой имидж для двухколёсных водителей. И этот имидж именно негативный. Они очень много нарушают, у них маленькая манёвренная техника, они подрезают, ездят по обочинам, по разделительной линии, даже нарушают правила, гоняясь друг с другом. Возможно, они просто не понимают, что, подрезав КАМаз, они просто убьют себя или подставят водителя большегруза. Они создают аварийные ситуации в больших количествах, — говорит мужчина.

На ошибках не учатся

Аварийные ситуации, как и сами аварии, действительно не редкость среди подростков на скутерах и мопедах. Как рассказал наш юный собеседник, 17-летний Кирилл (имя по этическим причинам изменено — прим. автора), только среди его знакомых есть несколько тех, кто не первый год ездит на легковесных мопедах.

— Мой одноклассник в конце августа попал в аварию на своём мопеде. Было что-то несерьёзное, но в больницу его забрали. Несерьёзное — это не с машиной он столкнулся, а сам врезался в какое-то сооружение. После выписки из больницы одноклассник снова сел на мопед, — говорит подросток.

Это была не первая авария, случавшаяся с юношей, отмечает наш собеседник. При этом подросток 16 лет не только ездит сам по многолюдным улицам, но и нередко подвозит друзей или просто катает их.

— Родители, судя по всему, не особо его ругали — ведь он уже попадал в неприятности с мопедом, но ему снова и снова позволяют кататься на нём. Получается, дома не приняли мер и после больницы, — рассуждает в ответ на вопрос Кирилл.

Юноша говорит, что уверен, что мопед его однокласснику купили родители. К слову, скутеры и мопеды сейчас есть в свободной продаже. Об этом говорит Актоты Гумарова в беседе с «Н».

— Я была в одном из магазинов игрушек и детского транспорта, он достаточно популярный. Так вот, только при мне, пока мы стояли в очереди на кассу, было куплено три таких мопеда. Их свободно покупают родители своим детям, — говорит женщина.

«Н» попыталась узнать в одном из магазинов спрос на мопеды и скутеры, а также условия их продажи, но предприниматели отказались предоставлять такую информацию.

Психолог Асем отмечает, что желание детей и подростков выехать на скутере или мопеде на проезжую часть — это желание получить дофамин, гормон радости. Формируется у детей эта потребность с раннего детства, изначально от обилия источников — в гаджетах.

— Так как сейчас распространены телефоны и социальные сети, дети сидят в них и привыкают получать быстрый дофамин. Настолько мозг с детства привыкает с раннего возраста получать дофамин быстро-быстро, что постепенно он утрачивает эту способность — получать радость. А катание на скутерах и мопедах возобновляет процесс получение дофамина, серотонина, — говорит специалист.

Привычный источник радости – телефон со временем перестаёт приносить достаточное количество дофамина и серотонина, и ребёнок ищет другие пути их получения. Происходит привыкание и некая форма зависимости. И участие здесь должны принимать взрослые. Об этом говорит и байкер Куаныш Баев.

— Я считаю, что адекватный родитель-водитель никогда не купит такую игрушку ребёнку. Потому что разумный водитель как раз сам понимает всю опасность такой техники. Понимает, что такое дорога, он знает, как его подрезают эти же пацаны, видит, какую опасную ситуацию они создают на дороге и попадают в нее сами. Он это знает. Но многие родители, возможно, сами не осознают всю серьезность такого подарка для своего чада и ответственность за него. Если человек не понимает, насколько это опасно, то он может купить такую технику ребёнку, — говорит мужчина.

Психолог же напоминает, что для полноценного воспитания детей взрослые должны не забывать о своих обязанностях и уделять детям время и внимание.

— Нужно возвращаться к воспитанию и больше проводить времени с детьми. Разговаривать с детьми, говорить, спрашивать. Зачем ребёнок идёт кататься на опасном транспорте — за какими эмоциями он идёт? Что ему не хватает? Нужно отслеживать, быть внимательными. Нужно не забывать про детей и эффективно проводить с ними время. Даже 15-20 минут разговора с ребёнком вечером дадут ему понимание, что дома безопасно, и он будет идти домой всегда, — говорит психолог.

Закон будет суров

Поправки в законодательство Казахстана, которые были подписаны Президентом Токаевым в начале октября, вступят в силу 4 апреля 2025 года. Согласно нововведению, регистрации будут подлежать все транспортные средства вне зависимости от объёма двигателя и его максимальной скорости.

— Для этого необходим минимальный пакет документов, главное, чтобы мопед не был криминальным, и был вин-код. Если нет вин-кода, управление административной полиции будет присваивать его. Регистрировать можно на совершеннолетнее лицо через автоцон. Все мопеды и скутеры теперь будут стоять на госучёте, и им будут выдавать номера наравне с другими транспортными средствами, — рассказал «Н» старший инспектор управления местной полицейской службы ДП ЗКО майор полиции Арман Баекесов.

После вступления поправок в силу все мопеды и скутеры будут поставлены на учёт, и владельцы при оформлении будут получать государственные номерные знаки, без которых ездить на транспорте уже будет нельзя.

Это повлечёт и изменения в части ответственности за нарушения водителями скутеров и мопедов правил дорожного движения. Так, садиться за руль скутера смогут только те, у кого уже есть водительское удостоверение категории А1. Получить право вождения в Казахстане можно только с 18 лет, пройдя курсы и сдав экзамены.

— Сейчас несовершеннолетним запрещено управлять мопедами и скутерами, двигаясь по проезжей части, — говорит майор полиции Арман Баекесов.

Однако правила, признаёт полицейский, нарушают часто, и за рулём мопедов оказываются дети. Но поправки в закон должны привести к снижению числа нарушений. При этом ответственность для родителей юных «шоферов» останется прежней — штраф по статье «Неисполнение обязанностей по воспитанию и (или) образованию, защите прав и (или) интересов, мер по обеспечению безопасности несовершеннолетнего». Стоит отметить, что полицейские продолжают регистрировать случаи, когда за рулём автомобилей ездят несовершеннолетние. Однако точных цифр по таким случаям в полиции не смогли предоставить в виду отсутствия статистики.

 

Exit mobile version