Многие помнят веерные отключения электроэнергии в 90-е, когда свет давали по часам. Сегодня, с учетом технического прогресса, такую ситуацию сложно даже представить, ведь за эти тридцать лет, практически, вся наша жизнь ушла в онлайн. За эти годы выросло и население нашей области. И чтобы поддерживать эту жизнь необходимо много энергии. Поворотным моментом в решении энергодефицита стало строительство газотурбинной станции ГТЭС-200, которое осуществило компания ТОО «Батыс Пауэр». На данный момент это крупнейшее энергопредприятие, способное закрыть большую часть потребности региона в электричестве. На экскурсии на стратегическом объекте побывал корреспондент «Н».
Роман ДРОЗДОВ
У истоков
ТОО «Батыс Пауэр» было организовано в 2011 году. Строительство объекта началось в 2014-м, и уже через два года состоялся ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса. Официальной датой ввода станции считается 1 апреля 2016 года. Это самая крупная электростанция в Западно-Казахстанской области по установленной мощности одного энергоблока – 100 МВт. Ее производительность составляет 780 млн кВт/ч в год, при этом потребляется 280 млн кубометров топливного газа.
— Наши учредители приняли решение построить электростанцию в то время, когда был явный дефицит электрической энергии, когда область была вынуждена постоянно закупать до 30−40 мегаватт в соседней России, — рассказывает генеральный директор ТОО «Батыс Пауэр» Марина Балашова. – Я пришла сюда за год до запуска, и уже в период строительства мы подбирали коллектив. Предстояло много работы, но, в первую очередь, нужны были люди. Их нужно было собрать, научить, опробовать и наладить всю эту технику, потому что в процессе строительства, конечно же, случались какие-то упущения. Николай Петрович Мазепа был вторым человеком, которого я приняла на работу в качестве главного инженера. Это отличный специалист, который внес огромный вклад в налаживание работы предприятия. И постепенно люди к нам потянулись, пришли инженеры и рабочие из «Интергаза», ТЭЦ, ГТЭС-54. Но учитывая, что у людей еще не было опыта работы на нашем современном оборудовании, их приходилось учить. И здесь, конечно, очень важную роль сыграл наш ведущий инженер Франк Клуст, который создал практические программы для обучения, особенно по ведению режима работы газотурбинной электростанции.
Первый год работы был самым сложным, предстояло не только учить людей работать на новейшем оборудовании, но и устранять какие-то технические проблемы, недоработки, допущенные в процессе строительства. Нужно было определить штатное расписание, разработать множество инструкций, собрать смену оперативного персонала, который непосредственно отвечает за режим работы станции. В то время станция не раз останавливалась. Но руководство сумело удержать людей.
— Были трудности при запуске станции. Как известно, новому оборудованию всегда необходимо определенное время, чтобы войти в режим, в этот период выявляются недоработки системы, заводские дефекты – все это нужно устранить, наладить, поэтому в первые годы на нашей станции происходило несколько аварийных остановок. При этом действия персонала были правильными. Наши оперативные сотрудники к этому времени уже изучили все инструкции и правила работы с оборудованием. Поэтому дефекты устранялись, и станция вновь запускалась в работу с минимальным временем простоя, — пояснил консультант ТОО «Батыс Пауэр» Николай Мазепа.
Так постепенно сложился основной костяк коллектива предприятия. Трудности закалили и сплотили команду. Каждый сотрудник знает свою зону ответственности и добросовестно выполняет возложенные на него обязанности. Но прежде всего работа строится на доверии, люди понимают, насколько важен их труд в общем деле. И это приносит свои результаты – сегодня предприятие работает практически в безаварийном режиме.
Первое, что бросается в глаза за воротами КПП ГТЭС-200, идеальный порядок – ни веток, ни листьев, ни тем более мусора, вокруг аккуратные газоны, зелень, а производственные объекты и сама станция как будто сошли с рекламных проспектов. Работники передвигаются по территории строго в касках и спецодежде.
Здесь все как на обычном производстве: есть административное здание с офисами и столовой, где располагается инженерный состав сотрудников, ремонтный цех, главный щит управления для работы оперативного персонала, и на фоне этих одноэтажных строений возвышается энергоблок с выхлопной трубой. Эта шумная махина – системный блок мощнейшего компьютера, который перерабатывает голубое топливо в электроэнергию, практически достаточную для обеспечения всей области.
Местоположение станции было выбрано неслучайно. Она построена в селе Белес в непосредственной близости к двум важным объектам, необходимым для ее работы. Рядом находится магистральный газопровод «Союз», откуда поставляется сырье для ГТЭС, и подстанция «Степная» 200 кВ АО «KEGOC», куда поступает готовый продукт и затем перераспределяется на линии. Кроме того, здесь планировалась свободная экономическая зона, где должны были сосредоточиться крупные потребители. И хотя эти планы не осуществились, в перспективе ожидается, что поблизости от станции будут построены три предприятия – заводы по производству метанола, аккумуляторов и графитированных электродов, им уже предоставлены технические условия на строительство.
На первый взгляд станция устроена довольно просто. Для производства электроэнергии служит турбогенераторная установка, состоящая из газовой турбины и генератора. К ней подается топливный газ, который предварительно проходит через распределительную станцию, где он подготавливается специальным образом – газ должен быть подогретым и очищенным. Система газоснабжения включает в себя подводящий газопровод диаметром 500 мм, установку фильтрации, подогрева, редуцирования и учета газа и внутриплощадочный газопровод, ведущий непосредственно к камере сгорания газовой турбины, в которой газ смешивается с воздухом и воспламеняется, образуется энергия в виде потока раскаленных газов, который и вращает колесо турбины. Далее эта энергия приводит во вращение электрический генератор, откуда произведенное электричество подается на подстанцию. Бесперебойную работу этих главных механизмов обеспечивает блок-контейнер системы защиты и управления, он полностью автоматизирован.
У установки имеется своя система охлаждения. Так как воздушное охлаждение не справлялось со своими функциями в летние месяцы, оно было модернизировано, что дало свой эффект – в летние часы электроэнергия вырабатывается под своим номиналом.
— За счет увеличения подачи газа у нас происходит увеличение мощности. Увеличивая мощность турбины мы больше вырабатываем электроэнергии. Но у генератора есть тоже свои лимиты – 100 МВт, чуть больше можем выдавать только зимой. Наша турбина может работать в очень суровых климатических условиях, как в жару, так и в морозы. На случай сильных морозов предусмотрен подогрев воздуха в воздухоприемной камере, — пытаясь перекричать рев турбины, рассказывает заместитель главного инженера, руководитель службы инженерно-технического обеспечения ТОО «Батыс Пауэр» Александр Елдышев.
В настоящее время на предприятии работает около 70 сотрудников. Персонал делится на инженерный, оперативный и ремонтный состав. В оперативной службе четыре смены по четыре человека – начальник смены, оператор газовой турбины, дежурный электромонтер и машинист обходчик. Они заступают каждый день на 12 часов. Ремонтный персонал работает только в будние дни.
Щит управления представляет собой небольшое помещение, где осуществляется дирижирование этим большим и шумным оркестром. Главным «дирижером» в этот день был Дмитрий Шерстнев, имеющий за плечами огромный опыт эксплуатации газотурбинного оборудования на Уральской ТЭЦ. Он рассказал, что работа проходит в штатном режиме, вырабатываемая мощность составляет 43 МВт.
— Вот все говорят, что электроэнергии не хватает, а в данный момент мы, наоборот, ее не довырабатываем. Мы можем держать 100 МВт, а сейчас держим 43. Для станции это не очень хорошо, потому что потребление газа неодинаковое при низких и высоких нагрузках, а это влияет на прибыль компании, ведь за газ приходится платить столько же, сколько при выработке полных 100 МВт. В ночные часы нагрузка у нас вообще 3-7 МВт, и нам приходится держать порядка 20 МВт, так как, во-первых, это нерентабельно, во-вторых, негативно сказывается на оборудовании, — отметил специалист.
В ремонтном цехе трудится бригада слесарей по обслуживанию газотурбинного оборудования. За работу по обслуживанию газотурбинного оборудования отвечает ведущий инженер Виктор Юдин. В его обязанности входит следить за исправностью всего механизма станции, организовать проведение планового, а в случае чего и аварийного ремонта оборудования. Сейчас, к примеру, бригада занимается подготовкой к плановому ремонту камеры сгорания.
Виктор Юдин год как на пенсии, но продолжает работать. Коллектив очень ценит и уважает его, а сам Виктор Иванович с теплотой отзывается о своих «ребятах», учит и передает им бесценный опыт.
— У нас очень дружная бригада. Ребята очень стараются вникнуть во все, работящие, ответственные. Кто-то остался у нас еще со стройки объекта, кто-то пришел позже, но все они никогда не работали на производстве, это люди из села, местные. Научились, набрались опыта… Их, наверное, даже заменить теперь некому, — говорит Виктор Юдин.
Вместе с тем на предприятии все же ощущается кадровый голод. Как это часто бывает, люди приходят, научатся, наберутся опыта и уходят туда, где больше платят. В сфере электроэнергетики — это вообще обычное явление, ведь конкурировать по зарплате с такими гигантами как, например, КПО б.в. очень сложно.
— Когда я принимала людей, мы не совсем представляли, как мы зайдем на этот рынок электрической энергии, как мы будем загружены. Но мы хотели, чтобы наш персонал был высокопрофессиональным и, соответственно, высокооплачиваемым. Мы к этому шли, и изначально я действительно набрала очень компетентных людей. Но, в связи с сумасшедшим темпом инфляции, наши зарплаты уже стали не те. Поэтому сейчас бывает так, что человек более-менее начинает понимать, разбираться, он становится востребованным, и в конце концов уходит. На данный момент государство обратило внимание на эту проблему, повышение зарплат сотрудников закладывается в тариф, но пока проблема, к сожалению, еще остается, — сетует руководитель ТОО «Батыс Пауэр».
Несмотря на это в компании остаются преданные делу специалисты, для которых работа в команде важнее финансовой выгоды. Это Виктор Юдин, Рашид Миликеев, Дмитрий Шерстнев, Александр Елдышев, Вячеслав Сумкин и многие другие.
Серокардинальные реформы
1 июля 2023 года произошли кардинальные реформы в сфере энергетики, появился Единый закупщик электроэнергии, целью которого было обозначено выровнять тарифы, устранить неравные условия конкуренции и плановые дисбалансы в энергосистеме республики. Но, по словам руководителя ТОО «Батыс Пауэр» Марины Балашовой, вместо создания добросовестной конкуренции Единый закупщик ее просто уничтожил.
— Сейчас Единый закупщик покупает электроэнергию у всех генерирующих компаний, в установленном законодательством приоритетном порядке, вне зависимости от цены и объемов, и продает потребителям. При этом, вопреки требованиям, установленным Правилами ценообразования, Единый закупщик утвердил в КРЕМ не среднеотпускную стоимость электрической энергии для потребителей, а снабженческую надбавку за 1кВт, в связи с этим он просто утрачивает интерес удешевить электроэнергию. Ему все равно где покупать – в России или где-то еще, свою снабженческую надбавку он получит в любом случае. Кроме того, возобновляемые источники энергии, ТЭЦ и те, кто заключил инвестиционные соглашения, в приоритете, а у них самая дорогая электроэнергия. Хотя в стратегии Единого закупщика плюс был в том, что электроэнергия будет дешевле. Она, может быть, в каких-то регионах в какое-то время стала чуть дешевле, но в итоге, мы видим, что она подорожала чуть ли не на 20%. Для нас это тоже стало очень тяжело, потому что мы продаем электроэнергию по остаточному принципу на централизованных торгах. Есть дни, когда мы полностью все реализуем, но в данный период идет минимальное потребление, и в связи с этим у нас очень низкие загрузки – 40-50 МВт. А вот в часы максимума наших мощностей не хватает. Мы пытаемся донести до Министерства энергетики, что резервы должны быть в равных правах с теми, кто в приоритете. Нам надо создать такие условия, чтобы, даже если мы работаем неровным графиком, финансовые потоки соответствовали полноценной загрузке станции, — сказала Марина Балашова.
Несмотря на такую ситуацию, ТОО «Батыс Пауэр» в перспективе планирует увеличение производственной мощности станции. Название ГТЭС-200 уже говорит само за себя. В настоящее время станция располагает одной турбоагрегатной установкой в 100 МВт. В планах строительство котла-утилизатора для утилизации уходящих газов от существующей газотурбинной установки для теплоснабжения вновь строящегося микрорайона Акжайык. Подписан Меморандум о сотрудничестве в данном направлении с акиматом Западно-Казахстанской области.
Кроме этого, в дальнейшем, проект «ГТЭС-200 УРАЛЬСК» предусматривает расширение станции, путем строительства двух газотурбинных установок с простым циклом выработки, а также установку котлов-утилизаторов и паровой турбины с достижением общей установленной мощности до 414 МВт.
— В стратегии развития энергетики Казахстана уже заложено плюс 300 МВт от нашей станции. При чем будем ставить более современные установки с котлами утилизаторами, которые повысят КПД и будут эффективнее использовать топливо. В ближайшее время рассматриваем возможность строительства котла утилизатора для существующей установки для производства тепла и обеспечения нового микрорайона Акжайык. Меморандум подписан, в настоящее время ищем инвестора, который профинансирует данный проект. Хочу отметить, что наша тепловая энергия будет дешевле, потому что она будет производиться за счет расхода газа на выработку электроэнергии, — сообщила Марина Балашова.
Кроме того, на 2027 год намечен капитальный ремонт станции. Будет проводиться замена ротора – очень массивного компонента газовой турбины – и системы газовыхлопа, что требует очень больших финансовых вложений.
Pro et contra
В это воскресенье, 6 октября, состоится общенациональный референдум по вопросу строительства первой в стране атомной электростанции. И мы не могли не спросить мнения на этот счет у специалистов ТОО «Батыс Пауэр». Действительно ли АЭС – это панацея, которая избавит нас от энергодефицита, и как в этих реалиях будут существовать другие генерирующие компании?
— В первую очередь, хочу сказать, что я вообще удивлена, что такой вопрос выносится на референдум, потому что большинство людей обыватели, они не компетентны. Даже я, несмотря на то, что всю жизнь работаю в энергетике, не знаю всех факторов, которые могут повлиять на мое решение. Но тем не менее, как энергетик, я скажу, что сейчас у нас в стране 70% генерации приходится на угольные станции. А так как мы до 2060 года должны достичь углеродной нейтральности, угольную генерацию мы должны либо настолько модернизировать, чтобы исключить выбросы СО2, а это практически невозможно, либо это СО2 утилизировать, что очень дорого. Поэтому я – за. Другое дело – сколько это будет стоить, как это отразится на бюджете страны?
— Мы стоим на пороге того, что минеральные ресурсы заканчиваются, мы уже должны задумываться, как экономить газ. Поэтому я думаю, эта станция крайне необходима. Высказывается очень много опасений, по каким причинам этот проект может быть загублен – и про кадровый голод, и про то, что при строительстве могут возникнуть хищения средств, но это зависит от того, как построить работу. И людей можно научить, и организовать контроль всех финансовых потоков. А альтернативы нет. В США сейчас голод по урану, ищут где бы достать. А почему наша страна, самая богатая по его добыче, должна проходить мимо? Кроме того, как уже было сказано, сейчас эти станции очень надежные. Место выбрано удачное, которое определено еще при СССР, сети подготовлены, все продумано, все взвешено. Я – только за.
— Я думаю, что идея со строительством АЭС преждевременна, ее нужно отложить по крайней мере на семь лет и хорошо подготовиться. У нас много проблем в электроэнергетике, и прежде всего с износом сетей, а это мероприятие требует очень больших денежных вливаний. Кроме того, нужны специалисты по атомной энергетике, которых сейчас нет. Я тоже согласен, что референдум – это неправильный подход, нужно сначала сделать нормальные просчеты и все подготовить. Мое мнение: строить надо, но не сейчас.