Инициаторами стали жители Алматы. По их словам, прокатный сервис по предоставлению услуг краткосрочной аренды персонального электротранспорта в Казахстане мог бы принести безусловные плюсы – повышение мобильности и возможность быстрого передвижения без пробок, разгрузка городских дорог, снижение затрат на транспорт. Но появление арендных самокатов на улицах городов в реальности превратилось в опасность.
Альбина КАЛЕНОВА
На сайте epetition.kz петиция против аренды электросамокатов была запущена 1 августа. Электросамокаты давно завоевали популярность во многих городах. Они представляют собой электрические версии обычных самокатов и позволяют пользователям передвигаться по городу с минимальными усилиями. Но казахстанцы уверены, что данные транспортные средства не безопасны и становятся причиной трагических происшествий. Для кого-то ДТП, в лучшем случае, заканчивается ушибами, а для кого-то и более серьезными травмами.
— Самокатчики катаются по пешеходной части по два-три человека на одном самокате, катаются дети, у которых макушка еле до руля доросла, взрослые с детьми, в 80% случаях на большой скорости. Если опустить эмоции и нецензурную лексику, то будет очень сложно объяснить то, что чувствуют люди, которые, например, идут по пешеходной части проспекта Достык города Алматы. Ты вынужден оглядываться каждые несколько секунд, тебе в спину постоянно кричат пропустить или сигналят, тебя могут задеть сумкой проезжающие на скорости, особенно опасно идти с собакой или ребенком, потому что самокатчики не снижают скорость и не останавливаются, как будто это принцип, ты постоянно в напряжении, весь свой путь, да еще оставляют самокаты где попало и приходится их постоянно обходить. Ужесточили законодательство, но кого это останавливает? На днях вышла статья в СМИ, о том, что к административной ответственности привлечены свыше 7,5 тыс. алматинских самокатчиков, зарегистрировано 38 ДТП с участием самокатов, 42 человека получили травмы. Но мы все понимаем, что цифры занижены. С сентября 2023 года в Париже ввели запрет на прокат электросамокатов, в связи с тем что жители французской столицы неоднократно жаловались на то, что люди на электросамокатах мешают пешеходам и создают аварийные ситуации. В Алматы складывается абсолютно аналогичная ситуация, кикшеринговые компании не могут обеспечить безопасность, полиция не может обеспечить достаточный контроль, пользователи сервиса не соблюдают ни законодательство, ни общечеловеческие принципы. Дабы не допустить человеческих жертв и исключить негативное воздействие на жителей просим запретить кикшеринг (прокат электросамокатов). Надеемся прибыль нескольких иностранных компаний не будет перевешивать чашу с жизнями, здоровьем и хорошим настроением казахстанцев, — говорится в петиции.
Мнение казахстанцев разделились, кто- то приводил в пример факты гибели людей, которые произошли в нашей стране. Так, в 2020 году в Алматы женщину на электросамокате насмерть сбил грузовик. В 2022 году в южной столице девушка разбилась насмерть влетев в открытую дверь автомобиля. В том же году в Усть-Каменогорске на светофоре женщина за рулем проехала на запрещающий сигнал и сбила мужчину на электрическом самокате. От полученных травм он погиб на месте происшествия. Другие же считают, что и автомобили являются опасными, если за рулём плохой водитель, не знающий правил – то же самое с самокатами.
— Недавно ужесточили правила пользования самокатами, запретив кататься по тротуарам на высоких скоростях и добавив необходимость обладания водительским удостоверением для выезда на проезжую часть. Считаю нужным ужесточить контроль за водителями электросамокатов, но запрет данного вида транспорта не поддерживаю, — отметил пользователь социальной сети Алан.
Стоит отметить, что в Казахстане за 6 месяцев текущего года с участием электросамокатов выявлено свыше 12 тыс. нарушений ПДД, зарегистрировано 78 ДТП, двое погибло, травмировано 76 человек.
Фото автора