Газета «Надежда»

Чистота в городе – это показатель уровня культуры людей

Мы все хотим жить в чистом, красивом и благоустроенном городе. Однако многие из населения, и это ни для кого не секрет, ленятся даже пакет до урны донести, не говоря уже о том, чтобы вывезти крупногабаритный и строительный мусор на полигон за город. О чистоте жилых массивов заботится ТОО «Орал Таза Сервис», но, к сожалению, об уровне культуры горожан заботиться некому.

Галина САМОЙЛОВА

Тариф нуждается в пересмотре

По словам генерального директора ТОО «Орал Таза Сервис» Рафхата Данагулова, на сегодняшний день на территории Уральска и пригородных поселков имеется порядка 700 специальных оборудованных площадок для мусора, на которых расположено около 3000 контейнеров. Ежедневно, с 6 часов утра на смену выходят 25 мусоровозов, которые очищают мусорные площадки и вывозят отходы и ТБО на полигон.

Этого достаточно, чтобы содержать город в чистоте, наши люди убирают мусор ежедневно, работа ведется в одну смену. Тем не менее, город разрастается, увеличивается, поэтому определенные проблемы тоже есть. Это и неплательщики, и тарифы, и бытовая культура горожан, – отмечает Данагулов.

Одной из самых важных проблем предприятия, как и в коммунальной сфере в целом, является тариф. Коммунальщики отмечают, что из-за сдерживания тарифов они вынуждены работать себе в убыток, потому что инфляция растет с каждым днем, повышаются цены на ГСМ и топливо, а также на запчасти для спецтехники и оборудования, а тариф при этом остается мизерным.

Но даже при существующих расценках – 496 тенге с человека в благоустроенном секторе и 504 тенге в частном секторе – многие абоненты умудряются не оплачивать услуги вывоза мусора, предпочитая копить долги. По словам Рафхата Данагулова, последнее повышение тарифа было в 2022 году, при этом утверждение тарифа прошло на основе расчетов 2020 года, которые к тому времени были уже не вполне актуальны. Все это привело к тому, что у ТОО «Орал Таза Сервис» образовались долги – около 300 млн тенге по кредитам и примерно 70 млн перед поставщиками.

Мы не можем себе позволить купить за наличный расчет технику, у нас нет таких финансовых возможностей и такого дохода. Из-за того, что вынуждены работать убыточно, соответственно, накапливаются долги по кредитам и перед нашими поставщиками, у которых мы берем запчасти, дизтопливо. Они, к счастью, пока еще дают нам в долг. Все эти проблемы опять же упираются в тариф, получается какой-то замкнутый круг, – говорит Рафхат Мырзахметович.

Чистому городу – мусорные площадки

Специалисты предприятия прогнозируют, что с возведением домов для пострадавших от паводка нагрузка по части вывоза мусора увеличится, а значит городу обязательно потребуются дополнительные мусорные площадки. Помимо этого, ведется активно и частное строительство, много домов возводится в поселке Деркул, в районе Старого аэропорта. Поэтому представители ТОО «Орал Таза Сервис» заранее выходят на представителей местной исполнительной власти и компетентных органов с предложением предусмотреть места в строящихся микрорайонах для оборудования мусорных площадок, так как по нормативам существующие контейнеры не смогут вместить увеличивающийся объем отходов. И для того чтобы мусорные площадки не превращались в стихийные свалки, необходимо выделение дополнительного места для оборудования таких площадок в новых, застраивающихся микрорайонах и ПДП.

Что касается модернизации отведенных мест для сбора мусора, а также точек определения их расположения, установки новых контейнеров, данная деятельность находится в компетенции ЖКХ города. На это выделяются бюджетные средства, и после проведения необходимых по закону конкурсных процедур, в городе появляется новая мусорная площадка или контейнеры для сбора ТБО. Стоит отметить, что сейчас работа в этом направлении ведется усиленно – во многих жилых массивах города уже появились крытые площадки, из которых не разлетается мусор, благодаря сетчатому ограждению. Данные сооружения выглядят презентабельно и современно, горожане также находят их удобными.

Планируется, что данные сооружения дадут свой эффект для поддержания чистоты, ведь нередко люди жалуются на то, что из открытых контейнеров мусор разлетается по округе, полиэтиленовые пакеты разрывают птицы и бродячие животные в поисках остатков пищи, и все это, оставаясь в беспорядке, являет весьма нелицеприятную картину. С вводом в эксплуатацию новых крытых площадок данная проблема должна постепенно свестись к минимуму.

Чисто там, где не сорят

Однако даже при наличии крытых мусорных площадок вопрос бытовой культуры горожан все еще остается открытым. Рафхат Данагулов отмечает, что есть определенные образцовые районы, а есть проблемные, в которых из-за отношения людей мусора не только не убывает, а как будто бы даже прибавляется.

Мы неоднократно доводили до сведения населения, что крупногабаритный мусор, строительный, остатки старой мебели нельзя выбрасывать в мусорные контейнеры. Вывоз и утилизацию крупногабаритного мусора необходимо заказывать и оплачивать, в тариф данные услуги не входят. Но люди, видимо, в силу привычки, все несут в баки – от строительного мусора до спиленных в своем дворе деревьев. Что не помещается в бак, кладут рядом. И когда наша машина приезжает, мы вынуждены этот мусор забирать тоже. Но даже при таком подходе очень много мест, причем в одних и тех же микрорайонах, с которых только вывезешь один хлам, сразу же появляется другой. Сейчас, например, лето, пора ремонтов. И на мусорной площадке оказываются старая плитка, бытовая техника, мебель, доски, таким образом, контейнеры заполняются очень быстро. Нередко мы видим, что подъезжают к мусорным контейнерам с тележками и прицепами, полными крупногабаритного мусора, все это сгружают на площадках. Такова культура людей. Они знают, что нельзя так делать, но все равно делают, – сетует Рафхат Данагулов.

Немалые проблемы приносят и магазины, находящиеся во дворах жилых домов, которые складируют свои отходы на мусорных площадках, предназначенных для пользования физическими лицами. На предприятии объясняют, что предпринимателям необходимо заключить свой договор на обслуживание и установить контейнеры, чтобы их отходы (а у магазинов их намного больше, чем у жильцов домов) не мешали населению. Но делают это единицы.

Кроме того, острым вопросом по-прежнему являются стихийные свалки, которые, опять же, появляются из-за нечистоплотности и низкой культуры населения города. Стихийные свалки чаще всего образуются близ таких объектов, как рынки, места стихийной торговли, и приносят массу неудобств людям, проживающим рядом и вынужденным терпеть неприятное соседство.

Поэтому и представители ЖКХ, и коммунальные службы не устают повторять горожанам о необходимости соблюдать элементарную культуру и чистоплотность.

Долгов на миллионы

В настоящее время у ТОО «Орал Таза Сервис» насчитывается порядка 110 тысяч лицевых счетов, абоненты проживают в городе Уральске, а также в поселках Круглоозерное, Серебряково, Желаево, Деркул, Зачаганск. При этом на сегодняшний день население задолжало предприятию порядка 200 миллионов тенге. С должниками работа ведется постоянно, в ней также задействованы нотариусы и частные судебные исполнители. Однако, по словам Рафхата Данагулова, есть и злостные должники, которые не оплачивают даже при наличии исполнительной надписи.

– Таким людям заблокируют карты, а они все равно не оплачивают, находят способы. И ничего с ними сделать нельзя. Также есть такие дома, на владельцев которых мы не можем подать в суд, так как хозяин не определен. Например, если собственность спорная или находится в наследственной массе, по которой человек не вступил в наследство. Есть дома бесхозные, и там тоже долг перед нашим предприятием копится, но взыскать его не с кого, – сказал Данагулов.

Но несмотря на это, предприятие продолжает развиваться, своевременно обслуживать свой автопарк, выплачивать зарплаты сотрудникам. Зимой вся спецтехника стоит в теплых боксах, проходит диагностику и, если потребуется, ремонт. Ремонт осуществляется там же, на базе ТОО «Орал Таза Сервис», для этого работает бригада, в которую входят специалисты: ремонтники, слесари, сварщики, мотористы, электрики. Хотя, как отмечает руководство ТОО, автопарку все равно требуется модернизация для более эффективной работы по очистке городских секторов от бытовых отходов.

Поэтому, данная задача, безусловно, входит в планы развития на ближайший период, но все, как и прежде, упирается в финансирование – будет ли оно достаточным?

Если решится вопрос с тарифом, или если нас включат в список субсидируемых отраслей, тогда многие планы реализуются. Когда население критикует нашу работу, всегда сравнивают, что в Европе или США улицы чистые, из мусорных контейнеров ничего не вываливается. Но при этом нужно учитывать, что у них и субсидирование отрасли есть, есть субсидии за полигоны, плюс, что немаловажно – хорошо налажена сфера переработки вторсырья, в иных странах это практически безотходное производство. Ну и законы очень строги к нарушителям чистоты, за брошенную бумажку можно получить серьезный штраф или административный арест. Тем не менее, мы хотим отметить, что работа наша налажена, предприятие вносит свой вклад в улучшение санитарного состояния города. В ближайших наших планах – открыть пункты по приему вторсырья в наиболее оживленных микрорайонах, хотим в городе определить три такие точки. Там мы поставим вагончики и будем у населения принимать вторсырье за деньги, которое бы в дальнейшем шло на переработку. Надеюсь, эти планы будут реализованы, – подытожил Рафхат Данагулов.

 

Exit mobile version