Газета «Надежда»

Как поднимать село без тракториста?

Возрождение сел и развитие сельского хозяйства является важной государственной задачей, но поднятие села невозможно без квалифицированных кадров. На селе нужны работники сельскохозяйственной отрасли, в том числе механизаторы и трактористы. Но между тем количество групп, обучающих этим важным профессиям в колледже сельскохозяйственного направления, сокращают. О том, какая судьба ждет Рубежинский колледж,  выяснял корреспондент «Н».

Жанна МАХАМБЕТОВА

Государственный колледж по подготовке специалистов сельскохозяйственного направления был открыт в 1959 году как профтехшкола. За годы существования колледж выпустил тысячи механизаторов, фермеров, электриков, сварщиков, плодоовощеводов, операторов машинного доения и поливных агрегатов и других нужных в сельском хозяйстве специалистов. Материально-техническому снабжению колледжа уделялось повышенное внимание. На начальном этапе здесь был даже свой небольшой кирпичный завод и пилорама. К 1970 году посевная площадь учебного хозяйства была около 150 га, преподаватели и студенты заложили замечательный яблоневый сад. Опытные мастера обучали студентов возделывать землю, делать правильную обрезку и прививку плодовых деревьев. В мастерских колледжа молодые специалисты постигали азы механизаторского и сварного дела. В 1973 году ПТШ получает статус среднего сельского ПТУ №114.  Популярность учебного заведения с годами только росла. Так, в 1960 году было выпущено 205 специалистов сельскохозяйственной отрасли, а спустя девять дет уже 420 тружеников села вышли из стен данного учебного заведения. Пережил колледж даже тяжелые перестроечные годы. Количество желающих овладеть рабочими специальностями нужными в сельском хозяйстве не уменьшалось. Но, постепенно количество групп стало снижаться и в 2019 году Рубежинский колледж был реорганизован путем присоединения к Зеленовскому колледжу, сейчас это ГКПП «Колледж Байтерек», в селе Рубежинское осталось отделение колледжа.

Для сохранения и процветания села сельскохозяйственный колледж имеет ключевое значение. Многие парни остались бы в родном селе, будь в колледже группы по обучению на сварщика, механизатора, токаря или другие востребованные для села специальности. Учебно-производственная база колледжа очень хорошая, здесь все необходимые для обучения агрегаты, в том числе грузовик, жатка, сенокосное оборудование и другая учебная техника. Для проживания студентов из других сельских населенных пунктов здесь имеется общежитие, при колледже функционирует столовая. Преподавательский состав имеет многолетний стаж и опыт работы, высокие категории. А главное – они болеют душой за родное село. В Рубежинском колледже обучались дети со всех близлежащих сел: Январцево, Кирсаново и других. После того, как колледж реорганизовали, родителям стало неудобно отправлять детей в Байтерекский район, это далеко и затратно, – говорит ветеран педагогического труда, краевед, автор серии книг об истории родного края Виктор Милехин.

Кадры уходят в город

Виктор Викторович подробно описал историю становления учебного заведения и годы его расцвета в своей книге «История колледжа в судьбах людей». Он отмечает, что раньше для сельчан было очень удобно, что после окончания школы дети оставались в родном селе, продолжая учебу в сельском колледже. Ребята получают стипендию, что является существенным материальным подспорьем для семей, особенно многодетных.

– К примеру, если стоит выбор: куда отправить ребенка учится – в город или в районный колледж, то, конечно ж, лучше в город отправлять, тогда и специализацию не захотят сельскую выбирать, выберут что-то другое, да и останутся кадры в городе потом работать. А если интересная специализация есть в родном селе, то, конечно, уже родители не будут искать, куда отправлять ребенка учится. У нас многие главы крестьянских хозяйств сетуют на то, что не могут найти местных толковых механизаторов, которые бы хорошо разбирались в технике и могли ремонтировать тракторы и комбайны. А свои парни вместо того, чтобы такую нужную профессию освоить и работать на благо села, уезжают в город, – говорит Милехин.

Теория без практики мертва

Несмотря на то, что Рубежинский колледж (ныне отделение ГККП «Колледжа Байтерек») находится в небольшом селе, здесь работают высокопрофессиональные мастера производственного обучения, имеется вся необходимая для практического обучения база, студенты колледжа – постоянные участники и многократные призеры студенческих чемпионатов WorldSkills. Педагогический коллектив колледжа не меньше сельчан обеспокоен сокращением количества учащихся, мастера переживают за дельнейшую судьбу учебного заведения. Практически все преподаватели – уроженцы села и сами когда-то получили специальность в родном Рубежинском колледже. Так, педагог высшей категории, мастер преподавания специальных дисциплин подготовки механизаторов и трактористов Валерий Чапурин – сам в прошлом выпускник Рубежинского колледжа. Он отметил, что для более качественного обучения студентов необходимо уделять больше времени практическому обучению нежели теории:

Без производственного обучения невозможно качественно подготовить рабочих специалистов. Для этого колледжам необходимо тесное сотрудничество с сельхоз производителями, либо иметь свою мощную производственную базу. Аграрии испытывают кадровый голод в механизаторах и других специалистах отрасли и ратуют за их подготовку, но есть одна специфическая особенность подготовки рабочих для с/х производства — это сезонность. А при обучении это никак не учитывается, и производственное обучение по программе проходит в осенний и зимний период. Летом же когда сельскохозяйственная работа в самом разгаре, наши студенты уходят на каникулы. Для колледжей сельхоз направления этот момент необходимо как-то пересмотреть, чтобы студенты получали практические навыки.

По словам главного специалиста отдела технического и профессионального образования Звайды Гумаровой, сокращение групп связано с низкой заинтересованностью выпускников школ в сельских профессиях:

Рубежинский колледж со дня основания готовил кадры по специальностям «Тракторист-машинист широкого профиля», «Водитель автомобиля», «Повар-кондитер», «Электромонтер». С 1990-х годов дополнительно были приобретены лицензии на специальности «Сварочное дело», «Бухгалтер», «Плодоовощевод». Организациями технического и профессионального образования в течение учебного года проводятся профориентационные работы, в ходе которых выявляются желающие в дальнейшем поступить в колледж, по итогу предварительно прогнозируется государственный образовательный заказ, который согласовывается с местными исполнительными органами района. Однако за последние пять лет в селах молодых людей, желающих получить профессионально-техническое образование по рабочим специальностям, все меньше. Например, в 2019 году в ГККП «Рубежинский колледж», ныне «Колледж Байтерек», количество обучающихся составило 97 человек. В этой связи в 2019 году было принято решение об оптимизации, и учебное заведение было реорганизовано путем присоединения к «Колледжу Байтерек», он находится в районном центре. Еще одной причиной сокращения количества групп является дефицит инженерно-педагогических кадров по техническим специальностям. Это вызывает загруженность педагогов и в последующем может привести к некачественному образованию. В селах специалистов по профилю нет, а по окончанию вуза молодые специалисты не желают работать в селе, что приводит к дефициту кадров. В данное время там работают 14 педагогов, из них четыре мастера производственного обучения. За последнее три года сокращения не было, и все мастера производственного обучения обеспечены нагрузками. Для того чтобы еще открыть группы, требуется найти мастеров и педагогов по спецпредметам. По квалификации «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», он же «Механизатор сельского хозяйства» в нашем отделении имеются группы по государственному заказу. В 2022 году выпуск составил 18 человек, в 2023 году – 15 человек, в 2024 году предварительно 10 человек идет на выпуск. На 2024-2025 учебный год планируется принять одну группу в количестве 15 человек. По специальности «Сварочное дело» не ведется обучение в связи с несоответствием материально-технической базы колледжа и с отсутствием инженерно-педагогических кадров по профилю. И, соответственно, важной причиной является то, что учащиеся не проявляют интерес к вышеназванным специальностям.

В 2023-2024 учебном году в Рубежинском отделении колледжа в четырех группах обучается 68 человек по следующим квалификациям: «Повар», «Кондитер-оформитель», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»,  «Плодовод»,  «Бухгалтер-кассир». На 2024-2025 учебный год планируется прием обучающихся в количестве 45 человек по трем квалификациям: «Повар», «Кондитер-оформитель» на базе 9 класса со сроком обучения 2 года 10 месяцев; «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» – на базе 11 класса со сроком обучения 10 месяцев; «Бухгалтер-кассир» – на базе 11 класса со сроком обучения 10 месяцев. По предварительным данным, планируем принять на обучение в 2024-2025 учебном году 59 человек.

– Закрытие данного учебного заведения не планируется. Наоборот, будем увеличивать перечень востребованных специальностей и, соответственно, количества обучающихся по государственному заказу. Также возможно проведение платных краткосрочных курсов по вышеназванным квалификациям. Сейчас во всех сельских колледжах имеются лицензии на подготовку механизаторов сельского хозяйства, желающие могут обучаться в сельских колледжах и получить свидетельство об окончания курса. К сожалению, имеются небольшие сложности с трудоустройством ввиду сезонности работы, и не всегда крестьянские хозяйства берут на работу выпускников, – рассказала главный специалист отдела технического и профессионального образования Звайда Гумарова.

К сожалению, молодежь не в полной мере понимает перспективы данной профессии, большинство стремится получить образование в нефтегазовой отрасли и устроиться на работу вахтовым методом. Также в приоритете экономическое и юридическое образование. Но между тем трактористы очень востребованы, их труд хорошо оплачивается. К примеру, за час работы трактора, погрузчика и экскаватора просят от 15 до 20 тыс. тенге, половина этой суммы идет на оплату труда тракториста, если работник наемный. Так, за 8-часовой рабочий день тракторист может заработать около 80 тыс. тенге, за месяц сумма выходит довольно приличная. Перспективы данной профессии отличные, можно приобрести технику в лизинг, и через несколько лет доход составит в разы больше, чем можно заработать на вахтах, куда все так стремятся попасть. В преддверии нового учебного года молодежи есть, о чем призадуматься.

Категория «С»

Еще одна большая проблема профтехучилищ и колледжей, из-за которой произошел значительный отток студентов, в том, что несколько лет назад из учебной программы была исключена подготовка водителей грузового автотранспорта. Технические специализации ранее пользовались большой популярностью у парней, так как вместе со специальностью, к примеру, механизатора, они получали еще и водительское удостоверение на право управления грузовым автомобилем. И если выпускник не шел работать механизатором, то он всегда мог найти себе работу водителем. Раньше на категорию «С» обучали только в профессиональных школах, к обучению будущих водителей грузовиков предъявлялись самые строгие требования, сейчас же обучение на категорию «С» предлагает каждая частная автошкола. Но между тем у большинства из них нет грузовых авто, и вождению на данном виде транспорта они обучают лишь в теории. Практически ни одна из автошкол города не предоставляет своим ученикам положенных часов вождения на грузовом автомобиле, так как в частных автошколах такой техники попросту нет ввиду ее высокой стоимости и отсутствия собственной территории, где ее можно разместить. Также автошколы не располагают автодромом для отработки навыков управления грузовым автомобилем. Между тем грузовой транспорт представляет источник повышенной опасности, и здесь нужна именно практическая подготовка, но почему-то при передаче данной категории частникам этот момент не был учтен. Тогда как в профтехколледжах имеется возможность именно практического обучения водителей грузовика, здесь осталась соответствующая техника, и есть своя большая территория, где начинающий может учиться без опасности для окружающих. Ведь в обучении вождению главное – это практика, нужно научится понимать габариты транспортного средства, его тормозной путь и многие другие нюансы, очень важные для безопасного вождения, которые в теоретической части передать невозможно. И если раньше качество обучения будущих водителей проверяли госавтоинспекторы, то несколько лет назад автошколы перешли в ведомость управления образования.

В УО ЗКО пояснили, что обучение вождению на грузовом автомобиле убрали из программы колледжей в связи с внесением и дополнением в классификатор специальностей профессионального и технического образования.

Классификация «Водитель автомобиля» была исключена, так как обучение с 1 до 6 месяцев не требует особой лицензии, водительские курсы рассчитаны с 2 до 5 месяцев. Тем не менее колледжи имеют право проводит краткосрочные курсы по категориям соответствующим материально-технической базы, – пояснила Гумарова.

В нашем колледже мы готовим трактористов-машинистов, механизаторов для сельского хозяйства. Раньше было очень удобно, когда вместе с дипломом тракториста и механизатора, ребята получали еще и водительские права на грузовой автомобиль, ведь это родственные квалификации, управление техникой. И выпускник имел сразу три специальности, что давало больше шансов на трудоустройство. К тому же такая практика делала обучение в колледже весьма привлекательным. Но с недавних пор колледжи лишились права готовить водителей автомобилей, это досадно, ведь для этого у нас все есть: и автомобили, и материально-техническая база, – отметил мастер преподавания специальных дисциплин подготовки механизаторов и трактористов Валерий Чапурин.

Стоит отметить, что Валерий Михайлович на базе колледжа оборудовал свою учебную мастерскую и лабораторию для практического обучения, чтобы наглядно можно было показать ребятам, как работает двигатель, какие нужно знать узлы и силовые агрегаты, какие чаще всего могут происходить поломки, и как их устранять. Помимо ведения учебных часов он организует всевозможные конкурсы и олимпиады.

Во дворе колледжа лежат без дела жатки и косилки, которые раньше использовали для обучения будущих механизаторов, а также много других технических учебных агрегатов. Жаль, что все это просто ржавеет в ожидании студентов…

Фото автора

 

 

 

Exit mobile version