Газета «Надежда»

Раз в год и кочерга стреляет, и газовый баллон взрывается

За неполных шесть месяцев текущего года в Уральске произошло уже 2 ЧП, связанных со взрывами газовых баллонов – это трагедия в печально известном кафе «RIZYQ» и совсем недавнее происшествие на месте для убоя скота в праздник Курбан Айт. В обоих случаях, увы, пострадали люди. Все это поневоле заставляет граждан задуматься – стоит ли и дальше использовать газовые баллоны на свой страх и риск, не лучше ли компетентным органам вообще их запретить, или же их эксплуатация вполне оправдана, если строго и ответственно соблюдать все правила техники безопасности?

Галина САМОЙЛОВА

Авось, не взлетим?

Практика показывает, что, несмотря на то, что наш регион занимает лидирующие позиции по газификации и обеспеченности жителей голубым топливом, многие граждане продолжают использовать газовые баллоны в своем повседневном обиходе. Самые распространенные места применения баллонов, наполненных сжиженным газом – дачи, общежития, точки общественного питания, расположенные на открытом воздухе. Объясняется это с экономической точки зрения логично – электроэнергия при нынешних тарифах дороговата, дачники и проживающие в общежитиях люди бывают нередко стеснены в финансах и не могут позволить себе подобное расточительство, как и бизнесмены не могут работать в убыток. Поэтому газовые баллоны являются не только выгодными в финансовом плане, но и относительно простыми и удобными в применении. Однако техникой безопасности и соблюдением правил эксплуатации при этом никто не озабочен. И это, как считают эксперты, один из краеугольных камней данной проблемы.

Использование газа в баллонах – это хотя и не современная, но вполне актуальная технология для нашего времени. И сфера ее применения, причем обоснованная, тоже довольно широка. Уральск находится на сети магистральных газопроводов из Туркменистана и Узбекистана в Россию, сейчас их запускают реверсом. И в результате крупные потребители газа в Уральске сидят на этих газопроводах, соответственно, Уральская ТЭЦ, подающая отопление в дома, и другие крупные потребители подключены к магистральному газу. Но также остается еще широкая сфера потребления газа в баллонах. Даже кроме Уральска в Казахстане есть регионы, где кроме газа в баллонах альтернативы нет, большая часть Казахстана живет без природного газа. Поэтому данная технология не нова, она надежно продумана и отработана в инженерном плане, не требует особых знаний, поэтому если все требования техники безопасности элементарно соблюдать, никаких несчастных случаев быть не может. Необходимость соблюдать простые правила эксплуатации необходимо доводить до людей. Ну и надо контролировать, конечно, поставщиков и заправщиков газовых баллонов, потому что их тоже никто не проверяет. Достаточно навести элементарный порядок, и трагические случаи, связанные с использованием газовых баллонов, должны уйти. Даже сам человек, который пользуется газом из баллона, может соблюдать простые правила, которые обезопасят его: лишний раз убедиться, что нет утечки ни из баллона, ни из той газовой плитки, к которой баллон подключён, что и шланг целый, и хомуты затянуты, что исправна ручка на газовой плите. Нужно не забывать закрыть газовый вентиль, если человек куда-то уходит из дома надолго, оставляет газовое оборудование без присмотра. К каждому бестолковому хозяину инспектора не приставишь. И потом, газовая инспекция должна следить, чтобы не было крупных аварий и неисправностей, а люди, пользователи, должны знать простые правила эксплуатации и соблюдать их, – считает инженер-энергетик, в прошлом руководитель Уральской ТЭЦ Петр Владимирович Своик.

Предупрежден, значит вооружен

В ДЧС ЗКО отметили, что в период 2023 – 2024 годы зафиксировано два случая хлопка газо-воздушной смеси, оба относятся к 2024 году. Данный вопрос находится на контроле компетентных органов и местной исполнительной власти. Так, в секторе жилищно-коммунальной и газотехнической инспекции отдела ЖКХ акимата города Уральска  сообщили, что в связи с участившимися случаями отравления природным газом, взрывов бытовых баллонов с последующим возгоранием, разрушением зданий и  жилых домов, а также в целях недопущения гибели людей проводятся профилактические рейдовые работы. Они охватывают секторы частной застройки, дачные массивы, пригородные поселки Круглоозерное, Деркул, Зачаганск, а также проводятся в старой и центральной части города Уральска, в зданиях общественного питания, рынках, общежитиях, АГЗС и АЗС. В рейдах, помимо специалистов сектора жилищно-коммунальной и газотехнической инспекции, принимают участие сотрудники управления ЧС г. Уральска, АО «КазТрансГаз Аймак», департамента промышленной безопасности по ЗКО.  Данные рейды проводятся  на постоянной основе в течение года.

Также без внимания контролирующих органов не остаются и общежития, в которых нередко эксплуатируются газовые баллоны. И на это тоже есть своя причина, ведь в некоторых таких жилых помещениях конструктивно не предусмотрено подключение к централизованному газоснабжению. Поэтому компетентными органами предпринимаются рейды, в ходе которых пользователям газового топлива в баллонах вручаются памятки и разъясняются правила безопасной эксплуатации.

В городе Уральске насчитывается свыше 25 общежитии. В этих домах нет формы управления (КСК/ОСИ/ПТ). Техническое состояние зданий неудовлетворительное, можно сказать, они находятся в предаварийном состоянии. С начала 2024 года были проведены рейдовые мероприятия  с участием представителей отдела ЖКХ и УЧС г.Уральска  по адресу: ул. Ихсанова, дом 44/1Б, ул. Х. Доспановой, дом 58А, пр. Абая, дом 89.

По ул. Ихсанова находится двухэтажный, 24-квартирный дом, введеный в эксплуатацию в 1940 году. Согласно пункту 175 Требований по безопасности объектов систем газоснабжения от 9 октября 2017 года № 673, индивидуальные баллонные установки предусматривают как снаружи, так и внутри зданий. Допускается размещение баллонов в квартирах жилого здания (не более одного баллона в квартире), имеющего не более двух этажей. По ул. Х. Доспановой находится пятиэтажный дом, в нем 180 квартир. Введен в эксплуатацию в 1967 году. Газ к этому дому подведен. Тем не менее, в 3 комнатах нами были обнаружены газовые баллоны 25 кг. Отдельно стоит сказать о девятиэтажном доме № 89 по проспекту Абая. Количество квартир – 256, дом был введен в эксплуатацию в 1981 году, его общая площадь составляет 7229,14 м2. По проекту в данном доме газоснабжение не предусмотрено, собственники самостоятельно занимаются благоустройством в этом вопросе. Так, на сегодняшний день в этом доме помещения на 1-3 этаже газифицированы некоторыми собственниками квартир, а на 4-9 этажах газификация отсутствует. Всем собственникам в ходе рейда были вручены памятки по безопасной эксплуатации газового оборудования, – подчеркнули в акимате города Уральска.

А что в республике?

Как оказалось, 2024 год оказался фатальным в плане взрыва газовых баллонов не только для Уральска, во всему Казахстану участились случаи хлопков газо-воздушной смеси – с начала года произошло уже 7 ЧП, в которых пострадало 9 человек, погибли 6 наших сограждан. В республиканской статистике печальным рекордсменом является Жетысуйская область, отсюда специалисты сообщают, что за последние пять лет только в этом регионе произошло 12 несчастных случаев, пять из них приходится на прошлый год. Главные причины произошедшего – неправильная эксплуатация газового оборудования. Поэтому специалисты ЧС и представители местных исполнительных органов не устают повторять – профилактика превыше всего. С этой целью и проводятся регулярные рейды, основная задача которых – не оштрафовать и покарать, а не допустить создания условий для возникновения несчастных случаев, которые могут повлечь человеческие жертвы.

Специалисты утверждают, что чаще всего взрывы происходят из-за небрежного хранения, а также из-за несоблюдения норм безопасности. Например, если плохо закрыт вентиль, тогда происходит утечка газа, который концентрируется очень низко, почти на полу помещения, так что хозяева не ощущают его запах. При этом хватит одной искры или применения электричества, чтобы произошел взрыв. Отмечается, что такие случаи характерны для морозной погоды.

Еще одна причина – резкий перепад температуры. Например, когда баллон с газом с улицы, с холода приносят в теплый дом или квартиру. Тогда топливо расширяется и выходит из баллона.

Баллон может взорваться, если производить его нагрев, например, поставить возле тепла. В таком случае может произойти рост давления газа и, как следствие, взрыв.

Использовать поврежденные баллоны, усыпанные трещинками или ржавчиной, категорически нельзя – он не герметичен, через эти микроповреждения газ может вытекать из баллона, что тоже приведет к взрыву.

Проводить своевременную профилактику своего газового оборудования – задача хозяев. Но не меньшая ответственность лежит и на работниках заправочных станций. Бывает, что неквалифицированный работник заполняет газовый баллон полностью. Этого делать нельзя, ведь когда сосуд привозят в теплую квартиру, в нем газ расширяется. Последствия тому — разрыв баллона.

Стоит ли запрещать?

Вопрос о различного рода запретах в эксплуатации газовых баллонов ведется уже давно. Так, в прошлом году был принят закон, согласно которому запрещено заправлять бытовые газовые баллоны на АГЗС, этот процесс должен происходить только на газоналивных или газонаполнительных станциях, где есть специальное оборудование, эстакады, где проверяется давление газовых баллонов.

Соответствующие пояснения по этой теме дал первый Заместитель Премьер-Министра РК Роман Скляр, который отметил, что законодательством предусмотрены требования, ужесточающие эксплуатацию газовых баллонов. Так, согласно пункту 129 Требований по безопасности объектов систем газоснабжения, утвержденных приказом Министра внутренних дел, не допускается наполнение на стационарных автогазозаправочных станциях (АГЗС) баллонов, не предназначенных для использования на автотранспорте. А в июне 2023 года подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования оборота сжиженного газа и жилищно-коммунального хозяйства», в котором установлен прямой запрет на заправку бытовых баллонов на АГЗС. В отношении владельцев АГЗС, заправляющих бытовые баллоны, применима административная ответственность в соответствии с пунктом 3 статьи 170 КоАП. Где предусмотрен штраф от 75 до 700 МРП в зависимости от размера бизнеса.

В некоторых областях представители органов ДЧС склоняются к тому, что газовые баллоны вообще необходимо отменить на законодательном уровне, ввести вместо них электрические плиты. Но в глобальном плане вопрос остается пока еще открытым и не находит конкретного решения, которое устроило бы всех – и компетентные органы, и представителей власти, и предпринимателей, торгующих сжиженным газом, и пользователей газовых баллонов.

Такие случаи действительно на слуху по всей республике, стоит вспомнить даже о взрыве в кафе в Астане, когда больше 30 человек пострадало (в 2020 году в столице произошел взрыв газового баллона в районе Чубары в коттедже, переоборудованном под кафе. Здание было частично разрушено – прим.авт.), были также и другие несчастные случаи, произошедшие из-за газовых баллонов. Мне эта сфера знакома не понаслышке, как эксперту нефтегазовой отрасли, как члену Общественного совета Министерства энергетики РК и даже как владельцу автомобиля на ГБО и потребителю сжиженного газа. Я знаю эту сферу в том числе и с точки зрения нефтехимии. Нельзя говорить только о том, что люди сами виноваты, используя газовые баллоны, что они не просчитывают риски и не соблюдают технику безопасности. Проблема гораздо шире, и она в том, что у нас население не имеет доступа к природному газу. О том, что у нас в Казахстане дефицит природного газа, я публично заявил еще в 2013 году изданию «Эксперт Казахстан». По моему прогнозу, в 2024-2026 годах нас ожидает дефицит природного газа, потому что, во-первых, мощностей для наращивания выработки товарного газа у нас нет, а во-вторых, у нас растёт газификация, и по тем темпам, которые заявляет Правительство, нам просто не хватит газа. По сути, этот прогноз сбылся, потому что дефицит начал ощущаться уже с 2020 года. Даже столица сейчас не газифицирована полностью, в ней есть районы и пригороды, где нет природного газа. Разумеется, возникает вопрос: почему так происходит, ведь на нашей территории ведется добыча нефти, газа? Дело в том, что необходимо пересматривать структуру, наши крупные контракты с недропользователями. На сегодняшний день «Тенгиз», «Карачаганак», «Кашаган» контролируют практически 70% добычи нефти, и, я думаю, многие понимают, что это абсолютно не наши проекты. То есть, мы считаем себя нефтегазовой державой, но по сути, у нас примерно 70% нефти и 80% газа добывается иностранными консорциумами. Это не наша нефть, не наш газ. Эти компании затем продают нам природный газ по довольно высоким ценам относительно внутреннего рынка. Потому что там абсолютно другая юрисдикция, другие правила закупок. А наш национальный оператор «QazaqGaz» покупает по этим завышенным ценам, а населению продает по убыточной для себя цене. Естественно, в этих условиях газовая отрасль не будет развиваться. А недропользователи, видя такое госрегулирование, не будут развивать газовые проекты, что в долгосрочном периоде и привело к текущей ситуации. Использование газовых баллонов чревато, во-первых, тем, что смесь в них действительно взрывоопасная, во-вторых, эти газовые баллоны далеко не всегда проходят периодическую проверку, обслуживание. Сети газозаправочных станций, которые есть, и где моно заправить газ в баллоны, тоже ничем не регламентированы, потому что есть большой спектр вопросов, которые не охватывают, например, какие-то нормативные требования. В Астане, например, много людей, которые отапливаются сжиженным газом, а не углем, у которых нет денег на установку дорогостоящего оборудования для автономного газового отопления, газгольдера. Да и приобрести оборудование – это одно дело, его еще нужно правильно установить, сделать углубление, чтобы газгольдер не «играл» и т.д. Это очень недешево, поэтому люди предпочитают использовать небольшой прицеп с установленной на него газовой емкостью объемом примерно до 600 литров. И с этой емкостью просто ездят по дорогам, дома в лучшем случае накрывают чем-то от осадков, и с нее затем берут газ для отопления дома. То есть, это вообще нарушение всех правил безопасности и эксплуатации! Потому что этот баллон на прицепе и заправлять нельзя, и ездить с ним нельзя. Представьте ситуацию: вы стоите в пробке, а рядом с вами автомобиль с таким прицепом на газу – непонятно как и кем смонтированный, не прошедший вовремя обслуживание… Я могу сказать, что эта сфера действительно нуждается в ужесточении, как бы нам ни хотелось обратного. Иначе те аварии и чрезвычайные ситуации, которые сейчас происходят и связаны с газовыми баллонами, будут ухудшаться. Еще одна усугубляющая проблема – автомобили на ГБО. Несмотря на то, что сейчас уже заводы-изготовители выпускают такие ТС, многие до сих пор предпочитают переделывать свои автомобили кустарным способом, чтобы экономить. Эта сфера никак не регулируется. Но то, что имеется дефицит природного газа, и нужны какие-то глобальные реформы в данном направлении – непреложный факт, – сказал эксперт, член Общественного совета Министерства энергетики РК, основатель телеграм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.

Exit mobile version