Газета «Надежда»

Памяти Бернгардта Гербертовича Гуттенлохера

25 мая ушел из жизни один из самых известных и опытных финансистов нашей области, член Совета директоров АО «Конденсат», заместитель председателя Совета ГК «Конденсат» Бернгардт Гербертович Гуттенлохер. Это невосполнимая утрата не только для семьи, но и для всей Группы компаний «Конденсат», у истоков создания которой он стоял. В памяти коллег и соратников, своих учеников он навсегда останется мудрым, надежным и преданным общему делу человеком.

Оксана НАУМОВА

Человек с большой буквы

Бернгардт Гербертович Гуттенлохер, или как его называли друзья и коллеги Борис Григорьевич, родился 10 сентября 1941 года в Грузинской ССР. Окончил Карагандинский кооперативный институт по специальности «Экономист». До прихода в АО «Конденсат» за плечами Бориса Григорьевича был внушительный стаж работы в бухгалтерии, в том числе и на заводе «Металлист» – 27 лет.

За время работы на заводе он проявил себя как настоящий профессионал: наладил внутрицеховой и заводской учет, стабилизировав экономику предприятия. О том времени с теплотой рассказывает его коллега и член Совета ГК «Конденсат» Наталья Александровна Джунусова:

Когда мы вспоминаем о человеке, то в памяти всплывает его образ, поразивший нас. Бориса Григорьевича я представляю не за бухгалтерским столом, как это ни странно, а в солдатской гимнастерке, высокого, стройного, с граблями в руках, на субботнике по очистке территории завода «Металлист». И ведь не всегда руководитель подразделения вставал в один ряд с подчиненными! А Борис Григорьевич очень умело и энергично возглавил эту работу. И такой он был во всем. Встать, возглавить и повести за собой коллектив. На заводе «Металлист» и состоялось мое знакомство с этим замечательным человеком – Борисом Григорьевичем Гуттенлохером! Большое счастье встретить в жизни человека с БОЛЬШОЙ буквы, именно таким был Борис Григорьевич! В зависимости от того, кто находится рядом с нами, происходит наше дальнейшее формирование характера, мироощущения, мировосприятия. Взаимоотношение на заводе «Металлист» с Борисом Григорьевичем было косвенным. Я работала в планово-экономическом отделе, а он возглавлял бухгалтерию. Завод «Металлист», основанный в 1973 году, относился к оборонной промышленности СССР, и это требовало особой ответственности не только по отношению к надежности и высокой точности выпускаемых изделий, но и четкости планирования, учета затрат и анализа расходования средств, который представлялся очень серьезному заказчику изделий. Вот на такой аналитической платформе периодически, в течение 12 лет, проходило наше сотрудничество, которое всегда было приятным, конструктивным и деловым. Следующая встреча с Борисом Григорьевичем произошла в «Конденсате», куда он был приглашен возглавить финансовую службу.

Честность и доверие

Приглашение занять должность главного бухгалтера в АО «Конденсат» Борис Григорьевич получил в конце 1992 года. Как вспоминает председатель Совета Группы компаний «Конденсат» Валерий Кинжегалиевич Джунусов, приглашение Гуттенлохер какое-то время обдумывал, а приняв положительное решение, попросил дать ему полгода, чтобы закончить дела на заводе, подготовить преемника. Опытному и грамотному специалисту пошли навстречу, и спустя ровно шесть месяцев, в июне 1993 года, уладив все необходимое на предыдущей работе, он стал главным бухгалтером АО «Конденсат», а позднее и финансовым директором предприятия.

Когда мы приглашали его на должность главного бухгалтера у него было всего два условия, и оба не касались вопроса о заработной плате. Первое условие – работать, как сейчас это называется, «по-белому», то есть никаких черных бухгалтерий в «Конденсате» не было и никогда не будет. Второе условие – работать на доверии. Чтобы между главным бухгалтером и первым руководителем, а я тогда занимал пост генерального директора АО «Конденсат», не должно быть никаких секретов в финансовых и производственных делах, которые бы создавали проблемы в понимании действий каждого из нас. Многие сейчас недооценивают важность этого взаимного доверия, думая, что обязанности бухгалтера – только вести учёт. Но это не так. На общем доверии строилась наша работа, такая же практика передавалась новым членам команды, что позволяло быть уверенными в принимаемых нами решениях, – рассказывает Валерий Кинжегалиевич.

Придя в «Конденсат», Гуттенлохер активно включился в работу над организацией финансирования проекта строительства малотоннажной установки (МТУ-400) на Карачаганакском газоконденсатном месторождении. Сотрудничество с иностранными партнерами по реализации проекта требовало от работников финансовой службы новых знаний. Перед Борисом Григорьевичем стояла задача не только помочь своим подчиненным овладеть этими знаниями, но и наладить четкую и строгую систему учета в условиях строительства завода. Возглавляемая им финансовая служба тщательно прорабатывала многочисленные варианты бизнес-планов, ТЭО, международных контрактов на строительство малотоннажной установки по производству топлива.  Параллельно Гуттенлохер работал над разработкой проектов правительственных постановлений о строительстве малотоннажной установки  АО «Конденсат», о получении сырья для нее. Кроме этого, он  решал такие важные вопросы для предприятия, как акционирование, выпуск акций для финансирования строительства завода. В конце 1993 года из-за экономического кризиса в стране учредители прекратили финансирование проекта. Гуттенлохер поддержал идею Валерия Джунусова самостоятельно искать пути финансирования проекта. Была проведена огромная работа, итогом которой стало возобновление строительства в августе 1996 года, а уже через два года завод был запущен в эксплуатацию.

Когда «Конденсат» стал успешной компанией и появилась прибыль, начались попытки рейдерских захватов. В те времена инструментами рейдерских захватов становились проверяющие органы, они концентрировались, в основном, на учетных или налоговых ошибках, дабы поставить предприятие вне закона. Но многократные и длительные проверки, которые в отдельных случаях тянулись почти год, разваливались по одной простой причине – проверяющие не могли найти ошибок в бухгалтерском учете и финансовой деятельности предприятия. Мне случайно удалось услышать разговор таких проверяющих, которые возмущенно между собой обсуждали, что пока в АО «Конденсат» главным бухгалтером работает Гуттенлохер, найти ничего не удастся. Борис Григорьевич выстроил систему учета очень четко, грамотно. В своей работе он был настоящим профессионалом. С другой стороны, рейдерские захваты – это стресс для всего коллектива и руководителей, в такой период многие покидают предприятие или ищут себе другие места работы. После первых проверок я почувствовал, что Борис Григорьевич надежный человек, про таких людей говорят, что с ними можно идти в разведку. При таком бухгалтере наш корабль плыл строго по заданному курсу и, как показала практика, был непотопляем. Сам Борис Григорьевич кристально честный и порядочный человек, – говорит В. Джунусов.

После строительства завода Гуттенлохер стал одним из главных организаторов образования консорциума группы компаний «Конденсат» и, имея опыт создания финансовой службы современного предприятия в условиях новых рыночных отношений, организовал работу финансовых служб предприятий, которые вошли в Группу компаний, лично проверял и готовил для них высокопрофессиональных бухгалтеров, финансистов и экономистов.

Всем, кто работал с Борисом Григорьевичем Гуттенлохером, очень повезло, потому что он был необыкновенным и талантливым человеком. И талант его был многогранен. Любовь к математике и цифрам, хорошее образование, аналитический склад ума сделали его суперфинансистом. Несомненно, он имел и лидерские качества, и, когда пришел в «Конденсат», был отличным организатором практически любой работы. Талант Бориса Григорьевича был и в его безраздельной преданности не только профессии, но и делу, идее, команде, в которой он служил. Он был строгим, педантичным и даже бюрократом в работе, немногословным, но деловым и справедливым руководителем. Одновременно Борис Григорьевич был искренно  внимательным, чутким и отзывчивым. Добрый с щедрой душой человек — это про него. Очень правильный, верный и незаменимый товарищ – это тоже про него. Будучи человеком большой силы воли, бойцом по натуре, не боясь ни трудностей, ни преград, всегда шел вперед, увлекая за собой дружную команду своих коллег. Борис Григорьевич был большим оптимистом и философом, жизнерадостным и при этом чрезвычайно скромным человеком. Несмотря на свои высокие должности, в общении с людьми он был прост, никогда и никого не делил на ранги. Всю свою жизнь помогал многим и многим – и не только в работе, но и в решении личных вопросов.  Был категорически против официоза и формализма в любом деле, не любил быть объектом всеобщего внимания и весьма иронично относился к собственной персоне. Любил юмор и умело им пользовался. Например, его самым любимым выражением было: «Денег нет!» или чаще, по-казахски: «Акша жок!». Часто любил шутить и так: «Трудно будет – звони, будут деньги – присылай». Это ли не талантливо!? Мы проработали вместе с ним, плечом к плечу, непростые наши 30 лет в «Конденсате», невозможно представить, что теперь Бориса Григорьевича, такого умного и мудрого, доброго и верного, родного человека не будет с нами. Но точно с уверенностью можно сказать, что мы его никогда не забудем. И память наша о нем будет всегда светлой, доброй и теплой, – говорит ветеран АО «Конденсат» Альфия Халиловна Кутищева.

После ухода на заслуженный отдых Борис Григорьевич продолжал участвовать в жизни родной компании, всегда старался быть в курсе последних новостей, и конечно же, помогал советом и мудрым словом.

– Во время пандемии коронавируса мы все стали работать удаленно, а для нас дистанционная работа продолжилась и после, но, несмотря на это, Борис Григорьевич всегда был в курсе всех дел, продолжал держать руку на пульсе экономики консорциума и помогал своим ученикам, наставлял их на путь истинный. Мы с Борисом Григорьевичем пересекались в производственной деятельности, и для меня и для всех он был специалистом высокого класса, хотя он ранее никогда не работал в сфере нефтепереработки, но, как показала практика, законы экономики везде одинаковые, поэтому для него никогда не было каких-то непонятных вопросов, которые он бы не смог решить самостоятельно. У него был очень выдержанный характер, я ни разу не слышал, чтобы он повышал голос. Он спокойно и авторитетно рассказывал, как необходимо выполнить задачу, и напротив – как ее реализовывать не стоит. В коллективе пользовался большим и заслуженным уважением. Очень жаль, что такой хороший человек ушел из жизни, это очень большая утрата для всех нас, – говорит коллега Гуттенлохера и член Совета ГК «Конденсат» Вадим Сергеевич Дубровин.

Школа Гуттенлохера

Борис Григорьевич для многих стал учителем и наставником, который щедро делился своими знаниями и опытом, своей уникальной методикой ведения бухучета, которую неустанно разрабатывал и оттачивал до совершенства.

Он стал учителем для многих специалистов, в том числе для меня. За весь период работы возникало очень много сложных ситуаций, которые требовали правильных и единственно верных, порой жизненно важных для предприятия финансовых решений. Удивляло, как быстро он читал финансовые документы, мгновенно улавливая их суть. В этом присутствовал его большой профессионализм, и глубокие знания, анализ ситуации. Мы всегда сожалеем, что не сказали своих самых добрых слов почитания, бесконечного уважения и любви к человеку, когда он находился с нами, среди нас, как говорится, «глаза в глаза». Отрадно, что мне представилась возможность сказать такие слова Борису Григорьевичу при последней нашей встрече 27 апреля и видеть, что эти слова признательности ему приятно было услышать, – говорит Наталья Александровна Джунусова.

Борис Григорьевич учил своих учеников мыслить масштабно, смотреть на экономические вопросы под разными углами, отходить от привычного и выстраивать стратегию на многие ходы вперед, как в шахматной игре.

— Мне посчастливилось начать свой профессиональный путь под руководством Бориса Григорьевича, когда я пришел в 1997 году в АО «Конденсат» молодым, неопытным бухгалтером. За короткий срок он дал мне возможность пройти все участки учетной работы и спустя 2,5 года доверил подготовку годовой финансовой отчетности нашего предприятия. Я неслучайно говорю «посчастливилось», так как для меня стало большим счастьем работать с Борисом Григорьевичем, настоящим профессионалом, бескорыстно обучающим и делящимся своим производственным и жизненным опытом. Если бы не Борис Григорьевич, я думаю, моя жизнь сложилась бы иначе, и я бы не смог добиться тех результатов, которые имею. Он стал для меня настоящим наставником и учителем. Бухгалтерский учет является очень точной и очень логичной дисциплиной, которую нужно понять. Это равносильно игре в шахматы, которые Борис Григорьевич очень любил и в которой он был настоящим гроссмейстером. Он всегда находил время и слова, направить, поддержать, мотивировать любого человека, в зависимости от ситуации, которой к нему обращались. Он также был удивительным собеседником, который мог разговаривать на любые темы. Позднее в самостоятельной работе, именно его подход к любому делу, тщательный, доскональный, помогал мне находить решение по многим производственным вопросам. Борис Григорьевич был замечательным человеком, которого всем нам будет очень не хватать. Он всегда будет жить в моей памяти, — рассказывает один из лучших учеников Гуттенлохера Фарид Наильевич Бахтиозин.

Борис Григорьевич настолько щедро и безотказно помогал молодым специалистам, что их количество росло с геометрической прогрессией. Желающих узнать его методы работы и перенять их становилось много, но не всем было дано увидеть за строгими рядами цифр нечто большее, а те, кто понял и стал применять в своей работе методы и принципы своего наставника, с гордостью говорили, что прошли школу Гуттенлохера.

— В 2000-м году, когда я пришла устраиваться на работу в Группу компаний «Конденсат», принимал меня Борис Григорьевич. Меня поразило то, что человек, являясь таким профессионалом, был очень простым и отзывчивым в общении. Несмотря на то, что он был руководителем высокого ранга, у него отсутствовала какая-то звездность или заносчивость, его двери всегда были открыты для всех и любой мог обратиться к нему за помощью и советом. Для меня это был идеал руководителя, мужчины и профессионала. Нас ведь не учат на главных бухгалтеров, нас учат просто на бухгалтеров. А Борис Григорьевич учил нас быть именно главными бухгалтерами. Он своим примером, своим отношением к делу, своей философией, своим человеческим подходом вникать в суть проблемы научил нас быть именно главными бухгалтерами, это была его школа – школа Бориса Григорьевича Гуттенлохера. Я очень горжусь, что я была его ученицей, — говорит финансовый директор ТОО «Батыс Энергоресурсы» Раиса Ивановна Герасимова.

Труд всей своей жизни Борис Григорьевич передал через знания своим ученикам, тем самым сохранив его на долгие-долгие годы. Он стал вдохновляющим примером для молодых конденсатовцев, участвуя в спортивных состязаниях спартакиады «Здоровья».

Когда мы начали развивать спортивное движение в коллективах, то Борис Григорьевич одним из первых горячо поддержал это начинание и сам лично участвовал во многих спортивных соревнованиях, он играл в волейбол, был постоянным участником турнира по шахматам, причем в эту игру он играл продуманно, как и положено такому финансисту, продумывал ходы далеко вперед. Он трепетно и свято относился ко Дню Победы и при любых обстоятельствах всегда принимал участие в организованных мероприятиях к 9 мая, во встречах с ветеранами и выражал уважение им. Всегда резко и отрицательно относился к фашизму, и его позиция в этом вопросе была тверда и постоянна, — вспоминает Валерий Кинжегалиевич Джунусов.

Трудно описать словами горечь утраты для всех конденсатовцев, ведь как говорят: «Настоящие таланты рождаются раз в сто лет». Борис Григорьевич обладал редким умом и интеллектом, исключительным даром чувствовать и понимать людей. Он притягивал к себе единомышленников и взращивал в них лучшие качества, умел вести за собой, чтобы двигаться вперед.

— Таких сильных духом, верных и преданных людей не часто встретишь на жизненном пути. Борис Григорьевич любил жизнь, свою семью, работу и нас, коллектив. Память о Борисе Григорьевиче Гуттенлохере, его вкладе в становление и развитие предприятия мы будем бережно хранить и передавать будущим нашим поколениям, — говорят его коллеги и друзья.

Exit mobile version