Газета «Надежда»

Добрый взрослый или Друг на всю жизнь

В ЗКО реализуется проект «Наставники», благодаря которому  судьбы детей из детских домов кардинально меняются
Каждый ребенок, который находится в детском доме или другом сиротском учреждении, по достижении 18 лет покинет эти стены и будет пытаться строить свою жизнь, взрослую и самостоятельную. Детям, которые воспитывались в полных семьях, всегда есть, кому помочь. А кто может помочь, подсказать ребятам из детского дома? Взрослый наставник. В Казахстане с 2014 года успешно реализуется уникальный проект «Наставники», в рамках которого взрослые старше 25 лет делятся багажом знаний с ребенком из детского дома, развивают в нем навыки самостоятельной жизни, помогают и поддерживают. Для своих подопечных они становятся настоящими друзьями, которые могут и выслушать, и помочь в трудную минуту, дать дельный совет, подарить свою любовь и заботу. Корреспондент «Н» узнала, как реализуется этот проект в ЗКО, а также о том, кто можно стать наставником.

Альбина КАЛЕНОВА

Наставничество – это на всю жизнь

Проект «Наставники» запущен по инициативе благотворительного фонда «Дара» и действует в 17 городах страны. По словам директора областной детской деревни семейного типа Разии Суюнчалиевой, наставники для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь становятся друзьями. А потом уже и мамой, и папой, и учителем, и воспитателем, который готов выслушать и понять своего подопечного, помочь ему определиться с тем, кем он хочет стать и каких целей достичь. Разия Нуржановна отмечает, что наставник должен быть многогранным человеком, ведь наставничество предполагает не только передачу знаний и опыта, но и постоянную поддержку и обратную связь. Он помогает своему подопечному учиться на своих ошибках, находить новые решения и преодолевать препятствия на пути к успеху.

– В первую очередь, чтобы стать наставником, нужно пройти психологическую подготовку. Другими словами, пройти школу выносливости, где по психологическим тестам выясняется, насколько человек готов к ответственности. Я тоже вместе с наставниками посещаю эти школы. Сев на самый последний ряд, наблюдаю за ними. Например, приходят 18 человек, а я уже вижу, кто из них дойдет до конца, а кто, не пройдя и полпути, уйдёт. Отмечу, все действия наставника должны идти от души и от сердца, а не просто для «галочки», чтобы похвастаться перед друзьями и знакомыми, что он является наставником. Ведь нужно стать другом для ребенка на всю жизнь. Вопрос подбора наставника ребенку является неоднозначным и  требует серьезной подготовки.  Я, как законный представитель, как опекун, как мама своих детей, всегда переживаю за то, чтобы не ошибиться в выборе наставника для ребенка. Для того, чтобы произошел этот союз, нужно хорошо знать и самого ребенка, и предполагаемого наставника, особенно его сильные стороны. Ведь так хочется, чтобы ребенок перенимал от своего старшего товарища только самое лучшее, – говорит Разия Суюнчалиева.

Нити дружбы через спорт

Наставником может стать любой казахстанец старше 25 лет. В проекте принимают участие дети старше 11 лет. Сначала в областной детской деревни семейного типа в проекте принимали участие ребята старше 14 лет. Но через некоторое время, когда в деревне создалось около 8 пар, дети помладше просили найти наставников и им. Видя, что у старших воспитанников есть взрослые друзья, они тоже хотели такую крепкую дружбу, внимание и заботу, и немного завидовали тем, у кого уже есть наставники. Поэтому сейчас дети старше 10 лет тоже принимают участие в таком важном и во многом уникальном проекте. Разия Нуржанова отмечает, что на данный момент в нашей области есть два проекта «Наставники»: один республиканский, который запущен благотворительным фондом «Дара», и один спортивного характера, где наставниками стали спортсмены.

В октябре 2021 года стартовал проект «Наставничество» со спортивным уклоном. Инициатором выступил председатель областной комиссии по делам несовершеннолетних при акимате ЗКО Бакытжан Нарымбетов. Это его идея, его детище. Прежде, чем запустить проект, мы много работали, над каждым словом, над каждым термином. Чтобы все получилось, мы решили взять спортсменов, так как на тот момент у меня почти 80 % воспитанников были мальчики, девочек было мало. Проект понравился всем, кто должен был с нами работать, это тренера, выдающиеся мастера спорта, спортсмены. Наставники стали для всех как родные, они с моими детьми всегда на связи и всегда их во всем поддерживают. Недавно был День семьи, и в этот праздник наставники весь день посвятили своим подопечным. Ребенок проснулся, его ждал приятный сюрприз: приехал его друг, товарищ, они вместе позавтракали, сделали зарядку, после наставник проводил своего ребенка в школу. После школы они играли в разные игры, пели песни. Я наблюдала за ними и душой радовалась, что есть такие помощники. Также хочется отметить, что другие районы нашей области тоже участвуют в этом проекте, так сказать, расширяем границы, – отмечает Разия Нуржановна.

Опора и поддержка

Самая главная миссия наставника – социализация подростков из детских домов, помощь детям, оставшимся без попечения родителей, в подготовке к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома. В этом году в областной детской деревне семейного типа у 16 детей есть наставники-спортсмены, в прошлом году было у 23-х ребят. Дети выпустились, уехали в разные города.

– Каждый наставник хочет, чтобы его подопечный добился успеха, получил от этой жизни только самое лучшее. В прошлом году два моих выпускника поступили в Высший военный университет в Петропавловске, и в этом большая заслуга наставников. В 2021 году с ними начали заниматься наставники. После девятого класса поехали поступать, но ребятам не хватило 2-3 балла. Конечно, они немного расстроились, но было принято решение продолжить обучение в школе, закончить 11 классов и попробовать свои силы снова. Два года дети с наставниками усердно работали, ходили в учебные центры, нанимали репетиторов. И в итоге цель была достигнута, ребята поступили. Еще один наш ребенок, благодаря своему наставнику, добился больших успехов в греко-римской борьбе. Участвовал в соревнованиях, в чемпионатах, в результате поступил в гуманитарный колледж на учителя физической культуры. Он сейчас учится, закончил третий курс, ему очень нравится. Сейчас практику проходит у нас в деревне, занимается с нашими малышами, тем самым подавая хороший пример. Поэтому, если у человека есть желание, то он обязательно найдет общий язык с ребенком, найдет для него время, и поможет ему важным советом, морально поддержит, – отмечает директор областной детской деревни семейного типа Разия Суюнчалиева.

Как стать наставником?

Программа индивидуального наставничества дает детям шанс раскрыть свой потенциал, почувствовать уверенность в своих силах, адаптироваться и полноценно участвовать в жизни общества. Изъявившим желание стать наставником нужно пройти несколько этапов отбора. Первый – заполнить анкету и пройти психологические тесты. После анкеты с будущим наставником связывается координатор и отправляет обучающие материалы и тесты. Следом начинается Школа наставников, где проходят занятия с психологами и координаторами программы. Все кандидаты будут изучать возрастную психологию, педагогику, особенности детей из детского дома и другие темы, которые помогут в программе. Последним этапом является личное интервью с психологами и координаторами программы, после которого сообщается, готов человек стать наставником или нет. Если да, собираются дополнительные документы и справки. После знакомства с ребенком, подписывается договор. Отметим, в программе у мальчиков наставниками могут быть как мужчины, так и женщины. У девочек – только женщины.

Подать заявку на наставничество можно через страницу Instagram qtap.kz/nastavniki

Exit mobile version