Газета «Надежда»

Уральцы в эвакуационных пунктах рассказали, как в их дом заходила вода и чего они боятся

В ЗКО паводковая ситуация остается напряженной. Большая вода топит дома не только в районах области, но и в пригороде. Люди в экстренно эвакуируются из своих жилищ, взяв только самое необходимое и перебираются в эвакуационные пункты переждать буйства стихии. Всего в Уральске подготовлено 7 эвакопунктов на 1056 мест. В двух из них, где уже поселились пострадавшие от паводка, побывал корреспондент «Н» и узнал,  как в их дома приходила большая вода, чего они боятся и устраивают ли их условия эвакопунктов.  

Альбина КАЛЕНОВА

 Первым корреспондент «Н» посетила эвакуационный пункт на базе Спортивного клуба «Орал». На территории СК гуляли несколько семей с детьми. Погода выдалась теплой, так и не скажешь, что где-то вода топит уютные дома. В коридоре эвакопункта лежало большое количество резиновых тапочек. Уже с порога понимаешь, здесь нашли убежище большое количество пострадавших от паводка. У входа за большим столом, готовый в любую минуту прийти на помощь, дежурит ответственный за эвакуационный пункт (далее ЭП) —  Байдаулет Жанбоз:

Наш эвакуационный пункт полностью заполнен. На данный момент здесь находятся 190 человек, из них 72 ребенка, есть люди с ограниченными возможностями, самый пожилой наш постоялец — это 90-летняя бабушка. В основном все они жители садоводческих товариществ «Умиткер», «Ягодка», «Маштаково» и микрорайона Ускен. В первый день, когда «Маштаково» и «Умиткер» стало топить, была эвакуирована большая часть людей, находящихся сейчас здесь, но первым заполнился эвакуационный пункт в ДК «Деркул». После чего, людей стали направлять сюда, людей было очень много. Конечно, места для всех были заранее подготовлены. В самом начале были небольшие проблемы с едой, так как мы заказывали ужин на 100 человек, а вечером приезжали еще. Мы просто не успевали, пытались договариваться со столовыми. Сейчас же всё наладилось, у нас трехразовое горячее питание, — рассказал Жанбоз.

Байдаулет Жанбоз также отметил, что были и такие моменты, когда люди регистрировались целыми семьями, но проведя одну ночь в эвакопункте, на следующий день не приходили. Их места, согласно регистрации, оставались за ними, и они не могли принять на них других пострадавших от паводка, так как было не понятно вернуться ли эти семьи, нужны им их места или они решили переждать наводнение у родных

Например, ко мне приедут пять человек, я не смогу их заселить, мест ведь по списку нет. Из-за чего, мы всегда предупреждаем людей, если вы уезжаете из эвакуационного пункта, то сразу сообщайте об этом. Среди людей идут разговоры, что если зарегистрироваться здесь, то будут денежные компенсации или что-то подобное. Это не так, — отметил Байдаулет Жанбоз.

Во все дома вошла вода

После разговора с работником пункта, я направилась на улицу поговорить с пострадавшими, так как основной зал, где временно проживают люди, был закрыт на кварц. Во дворе, мне удалось познакомится с жительницей города Салтанат Кажиевой, которая в такой ситуации оказалась впервые. Женщина проживает в эвакуационном пункте вместе с мужем и двумя детьми.

Я живу в садовом обществе «Ягодка», который находится сзади завода СМО. Ранним утром 29 марта, нам сказали, чтобы мы освободили свой дом, так как, к нам идет большая вода. Сотрудники ДЧС привезли нас в эвакуационный пункт. После чего, 30 марта, в три часа ночи нам сообщили, что все наши дома затопило. В первые дни было сложно, сейчас немного легче, стараемся поддержать друг друга, поднимать настроение. Конечно, страшно, ситуация такая. Свой дом мы построили в 2015 году, у нас городская прописка, в доме есть все, газ, вода, свет, все условия. В прошлом году уровень реки немного поднимался и все, вода даже во двор не заходила. Когда нам прислали видео, что вода стоит по середине дома, и не видно даже окон, я была в шоке. Сейчас вода дошла до крыши. А ведь, мы только недавно приобрели новый холодильник, морозильную камеру. Этой зимой купили согым, большую корову, половина осталась там. Не знаю, что там теперь творится, — рассказала Салтанат Кажиева.

Салтанат отметила что её всё устраивает в ЭП, условия хорошие. Единственная проблема, это одежда. Ведь семья попросту была не готова, никто не думал, что масштаб паводка будет настолько серьезным. Дети ходят в школу в резиновых сапогах и в одной и той же одежде.

Алексей Шац еще один постоялец эвакуационного пункта:

Я с дачного общества «Ягодка». В эвакуационный пункт, с супругой обратились первого апреля. К администрации пункта никаких претензий нет, здесь все очень хорошо организовано. Я очень переживаю, что акимат от нас откажется, как всегда… Мол, дачники. Пока нам нечего не говорили. Живу с 2007 года там, городскую прописку дали в 2017 году. Провели все коммуникации. Отстроились. Нам говорили не паникуйте, вода если придет, то не сильно. Вот сотрудники ДЧС говорят, что взрывали лед, нечего не взрывали, в феврале взорвали, когда были морозы — 20 градусов. На следующий день по этому месту уже можно было спокойно ходить. Я считаю, что нечего не подготовили абсолютно. Теперь переживаем, что нам, жителям дачного сообщества нечего не компенсируют.

Как одна большая семья

Пройти мимо улыбчивой и доброжелательной медсестры Спортивного клуба «Орал» просто невозможно. Женщина рассказала, что в эвакопункте соблюдаются все санитарно-эпидемиологические нормы. Помещение, где находятся пострадавшие, кварцуется несколько раз в день. Медицинская помощь оказывается в полном объеме, согласно имеющимся протоколам.

У нас два мощных кварца, включаем их на 30 минут, после чего проветриваем помещение. Делается это для того, чтобы не было вспышек каких-либо инфекций. На втором этаже у нас столовая, там тоже проводится обязательное кварцевание. За всю мою карьеру это первый опыт работы в эвакуационном пункте. Я 30 лет проработала на скорой помощи. Поэтому, критические ситуации меня не страшат. Кроме медицинской помощи, мы еще занимаемся здесь психологической поддержкой. Стараемся успокоить мам, если им нужно куда-то отлучится, я даже согласна ребенка понянчить. Изначально, когда я первый день дежурила, люди были очень напуганы, сейчас более-менее, адаптация идет. Живем здесь как одна большая семья, — отметила медсестра СК «Орал» Лариса Гриценко.

 

 

Никого не оставим в беде

Сделав несколько фотографий, я вышла на улицу, чтобы направится во второй эвакуационный пункт. В этот момент к пострадавшим приехал аким города Миржан Сатканов. По его словам, обстановка в городе тяжелая, одновременно поднялся уровень воды в реках Деркул и Чаган. В связи с чем, вода зашла во многие дома, расположенные в поймах этих рек. Я задала акиму вопрос касательно возмещения ущерба жителям дачных сообществ, которые так бояться, что их обойдут стороной.

— Президентом страны было сказано, что мы никого не оставим в беде. Есть разные фонды, организации изъявили желание помочь. Будем делать всё возможное, чтобы каждому жителю, кто пострадал все было компенсировано. По всем вопросам можно обратиться в городской акимат, у нас уже создана комиссия. Никого не ограничиваем, у всех собираем заявления. Оценку будет делать специализированная организация, она будет рассматривать, оценивать и т.д, — сообщил аким города Миржан Сатканов.

Сохраняют спокойствие

Во втором эвакуационном пункте, который находится в спортзале Специализированной школы олимпийского резерва для детей и подростков, на момент моего прибытия людей было мало. Мне не удалось узнать точное количество пострадавших, так как ответственный за эвакопунктом находился в отъезде. Сотрудник полиции и медсестра разрешили зайти мне внутрь и взять у пострадавших интервью. Сперва я познакомилась с мамой пятерых детей, самому младшему из которых в апреле исполнится год. Семья с подобной ситуации оказалась впервые.

Мы с дачного сообщества «Зенит», эвакуация была второго апреля. Нам сказали, что вода придет с реки Чаган. Так как, у нас много детей, мы сразу же согласились, и я с детьми приехала сюда. Муж остался охранять дом и помогать поднимать дамбу. Наша семья первый раз в эвакуационном пункте, психологически тяжело не было, так как здесь в основном наши соседи, с которыми мы знакомы. Условия в пункте хорошие, кушать не готовим, все привозят готовое, во всем нам помогают, — отметила Лайма.

Елдосу Есееву более 70 лет, дедушка рассказал, что «эвакуацию» проживает второй раз. Первый раз Елдос ага был эвакуирован в 2011 году.

Наше дачное сообщество «Зенит», находится в районе телецентра. У нас там два дома, на одном участке. Последний раз топило нас в 2011 году. В этом году нас вновь эвакуировали, но несмотря на это все хорошо, не на что не жалуюсь. Со мной здесь моя супруга и внук. Пока втроем, сын мой на данный момент в больнице, на операции, — рассказал Елдос Есеев.

 

 

 

 

С садового общества «Арман», эвакуировали и семью Альбины Жанбатыровой. По словам жительницы города, много воды было и в 2011 году. Многие дома не выдержали большой воды, и стали непригодными для жилья. Саманный дом Альбины в тот год выстоял.

—  Тогда нас эвакуировали в ДК «Молодежи», нам хорошо помогли, волонтеров было много. Воды было до середины дома, думали останемся без жилья, но все обошлось. Государство выделило нам деньги на ремонт. В этом году опять пришла вода с реки Деркул, наши ребята немного подняли мост, спасли его. В данный момент вода дошла до дома, но в дом еще не зашла, надеюсь и не зайдет. А уж если зайдет, то второй раз наш дом может не выдержать. Здесь мы находимся с сыном, нам во всем помогают, всего хватает, помещение большое, теплое. Верю, что вода спадет, и наши дома не затопит в этот раз, и мы скоро вернемся домой, — поделилась своей историей жительница города Альбина Жанбатырова.

 

 

В заключении хочется отметить, что на условия временного проживания никто не разу не пожаловался. Все очень надеются, что паводок в скором времени закончится и все вернутся домой.

Фото автора

Exit mobile version