На прошлой неделе Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече с пострадавшим от паводка населением Костанайской области заявил о решении ввести режим жесткой экономии государственных средств, для того чтобы направить их на устранение последствий беспрецедентного наводнения и, в первую очередь, на помощь гражданам. Глава государства до этого не раз говорил, что ни один человек, пострадавший от стихии, не должен остаться без внимания. Подсчет ущерба еще ведется, но судя по общей картине, которую наблюдаем сегодня, на это потребуются колоссальные средства. Как это отразится на экономике страны, рассказал «Н» экономист и политолог Петр Своик.
Роман ДРОЗДОВ
Считаем…
Напомним, паводки затронули десять регионов страны, многие люди остались без крова и имущества. Какую же поддержку предлагает сегодня государство? Определены задачи по всем направлениям, начиная от единовременной компенсации материального ущерба в размере 100 МРП (369 200 тенге) до обеспечения пострадавших жильем, причем люди могут рассчитывать на приобретение готового или на строительство нового жилья взамен разрушенного. Кроме того, для фермеров и владельцев частных подворий предусмотрено возмещение стоимости павших сельскохозяйственных животных. Разработан порядок возмещения ущерба субъектам малого и среднего бизнеса. Мерами государственной поддержки охвачены сферы здравоохранения, образования, социальной защиты.
По данным пресс-службы главы Правительства, на 18 апреля в специально созданные региональные комиссии уже поступило 13 577 заявлений на компенсацию ущерба. Единовременную выплату в 100 МРП получили 5803 семьи на общую сумму более 2 млрд тенге. Компенсация за понесенный материальный ущерб выплачена 877 семьям на сумму 380 млн тенге. Объем выплат за павший скот достиг 38,9 млн тенге. Обследовано 2602 жилых дома, из них по 1499 проведена оценка. В результате выявлено, что 794 дома подлежат восстановлению, 701 дом – полностью разрушен. 197 семей получили компенсацию на ремонт жилья, общая сумма выплат составила 218,6 млн тенге. 33 семьям были предоставлены дома и квартиры.
Очевидно, что список пострадавших будет расти, а вместе с ним и расходы бюджетных средств. Правительство только приступило к подсчету ущерба от паводков. В настоящее время господдержка направлена на текущие острые нужды людей, не терпящие отлагательств, потому что многие буквально остались ни с чем, разве что с невыплаченными кредитами. А еще необходимо будет восстановить разрушенную инфраструктуру – дороги, мосты, дамбы, инженерные коммуникации. Для подсчета всего этого потребуется немало времени.
Нужен план
По словам Петра Своика, фраза «режим жесткой экономии» уже давно лежит в контексте политической и экономической ситуации в стране. Паводок лишь еще больше обострил эту проблему.
– И не зря еще прежнее Правительство до замены Премьера готовило новый налоговый кодекс, который должен был быть внесен в Парламент в этом году и введен в действие с 2025 года. Данный проект предполагал повышение ставки НДС, введение прогрессивной шкалы налогообложения зарплат, увеличение корпоративного подоходного налога и т.д. То есть планировалось повысить налоговую нагрузку. С заменой Правительства вроде как эту задачу оставили. Но Премьер не раз говорил, что нужен режим жесткой экономии бюджета, – отмечает Своик.
И здесь, по мнению политолога, проблема кроется не только в нехватке денег, она гораздо глубже – речь идет о некоем концептуальном тупике, в котором оказалось государство задолго до паводков. Проблема в том, что в стране уже долгое время нет определенного курса, нет правительственной программы, кроме бюджета, как оперативного плана сбора и расходования средств.
– Президент еще весной прошлого года зафиксировал, что Национальный план развития до 2025 года, ранее им же утвержденный, потерял актуальность. Это было сказано еще прошлой весной. Тогда он поручил Правительству и своей Администрации разработать актуальный план. Такая попытка была сделана с приходом нового Премьер-Министра. Проект этого плана был опубликован, но получил критику, завис, и пока ничего не утверждено и, скорее всего, уже не будет утверждено. К тому же в прошлом году был утрачен пакет национальных проектов, утвержденных Президентом. То есть это очень серьезный кризис. И паводок его с одной стороны обострил, а с другой стороны подкинул Правительству шанс заниматься этой текучкой и как бы забыть об отсутствии стратегии. Сейчас идут противопаводковые мероприятия, потом пару месяцев будет потрачено, чтобы назначить виновников, наказать виновников, назначить на их место других людей. В свою очередь эти люди будут менять свои команды. Таким образом, мы благополучно до осени доживем. А осенью начнется подготовка к отопительному сезону, будут снимать кого-то с должности по его итогам… То есть, пока Правительство погружено в текучку. И в данный момент паводок хорошо отвлекает все силы, но и стратегию, к сожалению, тоже паводком смывает, – считает Петр Своик.
И, к слову, по мнению политолога, попытка «нарисовать» новый налоговый кодекс без стратегии заведомо провальная, поскольку налоги, помимо основной функции пополнения казны, должны иметь стимулирующее воздействие на экономику. Куда вкладывать бюджетные деньги, и с кого именно собирать больше налогов – это как раз вопрос стратегии.
Назад в 90-е?
По словам Петра Своика, режима жесткой экономии в стране не вводили с 90-х годов, когда в бюджете не было средств, даже чтобы выплачивать пенсии, а вместо реальных денег в ходу был бартер.
– А вот последние лет 20 такие заявления звучат впервые, – продолжает политолог. – Более того, все «нулевые» и 10-е годы бюджет у нас был профицитный, и чиновников, в том числе и акимов, ругали как раз за недоосвоение выделенных средств. Как известно, из года в год это была популярная тема.
Что же предполагает режим жесткой экономии, и как он отразится на экономике государства? Когда в казне не хватает денег, начинается урезание бюджета для республиканских и региональных программ, а это значит, меньше средств будет выделяться на строительство, ремонт дорог, поддержку бизнеса – то, что в Минфине или в акиматах посчитают второстепенными задачами.
– Сядут и будут искать, что вычеркивать. Сверху поступит разнарядка: мы вам бюджетное финансирование на столько-то и столько-то сокращаем, что хотите, то и сокращайте сами. Но я могу успокоить ваших читателей: конечно, на пенсии, на социальные, медицинские нужды будут стараться денег не сокращать. Для этого будут искать менее социально чувствительные направления, – сказал Петр Своик.
Причем, по его словам, формально дефицитный бюджет, то есть утвержденный изначально с некоторым дефицитом, появился в последние несколько лет, но этот утвержденный дефицит всегда успешно покрывался за счет заранее известных источников.
– По всей видимости, мы подходим к ситуации, когда дефицит будет уже не запланированным, а, как говорится, явочным порядком. И помимо всех урезаний, которые пройдут сейчас централизованно, очень может быть, что на практике у бюджетов не будет хватать денег для конкретных платежей в данный момент. И будет довольно привычная история, когда, например, дорожным строителям будут задерживать оплату за сданные объекты. В общем, всячески будут пытаться сэкономить денежку, – подытожил Своик.