Газета «Надежда»

Венский бал в Уральске

Уже второй год подряд в нашем городе проводится это праздничное мероприятие, инициатором которого стал главный дирижер Западно-Казахстанского областного эстрадно-симфонического оркестра «Атамекен» Никита Говоров. Сегодня в области очень сложная паводковая ситуация. В обществе нарастает тревожность, так как пик паводка еще не пройден, полноводный Урал грозит затоплением новых территорий. И этот концерт стал попыткой хоть немного отвлечь людей, перенести их мысли в музыкальную Вену, погрузить в мир красоты, ведь на самом деле такова главная задача искусства. Кроме этого часть средств от продажи билетов будет перечислена в фонд помощи пострадавшим от паводков.

Роман ДРОЗДОВ

Венский бал берет свое начало в начале XIX  века, и с тех пор это крупное событие в мире музыки и танца стало очень значимым в светской жизни австрийской столицы. В эпоху, когда католическая церковь имела еще влияние и силу в Европе, этот бал проводился в карнавальный сезон, перед Великим постом. Тогда за один вечер в Вене устраивалось до 250 балов, в которых принимали участие и знать, и простолюдины. Сегодня венские балы занесены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия.

Стоит отметить, что в прошлом году уральцы впервые побывали на Венском балу, не выезжая за пределы родного города. Автор музыкального фестиваля в Уральске постарался сохранить идентичность европейского мероприятия со всеми деталями и атрибутами, перенеся его в рамки сцены и актуализировав во времени. Венские балы длились не менее пяти часов, завершались они обычно под утро, такой роскоши, в виде свободного времени, сегодня найдется не у многих. Но и за те два часа люди получили невероятное эстетическое и музыкальное удовольствие. Ведь это не обычный концерт, а настоящий музыкально-танцевальный фестиваль со своими канонами, со своей неповторимой атмосферой праздника.

В прошлый раз Венский бал в Уральске проводился в феврале, в этом году у коллектива были другие творческие планы, в связи с чем проведение бала пришлось сдвинуть на апрель – время, как мы сегодня видим, не самое благоприятное для веселья.

— Мы долго думали, проводить ли это мероприятие сегодня или отложить до лучших времен, потому что ситуация сложная, люди могли не понять, ведь все-таки это праздничный концерт. Но все же приняли решение провести, и таким образом внести свою лепту, в том числе и финансовую. Сегодняшний концерт носит характер благотворительного, и часть средств от проданных билетов будет направлена в фонд пострадавших от наводнения. Таким способом мы хотим поддержать людей. К слову, это обычная мировая практика, когда, наоборот, в тяжелых ситуациях даются концерты, привлекаются спонсоры, собираются средства, чтобы помочь группе населения, пострадавших во время различных стихийных бедствий. Если оглянуться на нашу историю, то во время Великой Отечественной войны сотни, если не тысячи творческих музыкальных бригад ездили по госпиталям, по фронтовой зоне, давали концерты, поднимали настроение бойцам и те, хотя бы на час-полтора, отстранялись от этого ужаса войны, возвращались мысленно домой, к семье, и на душе становилось теплее. Таким образом музыка, искусство в самые тяжелые для человека периоды становится его стимулом оставаться человеком. Поэтому это наша миссия, как людей искусства, и в тяжелые времена, я думаю, мы вдвойне важны для общества, — сказал главный дирижер оркестра Никита Говоров.

При этом, по словам маэстро, коллектив «Атамекена» в качестве волонтеров тоже принимал участие в строительстве дамб. Днем музыканты таскали тяжелые мешки с песком, а вечером репетировали.

Но вернемся к основному руслу мероприятия, которое наводнило зал многими приятными моментами, музыкой и танцами. Мы уже отметили, что Венский бал имеет очень старую традицию и одной из них является выход дебютантов. Юношам и девушкам, для которых такой бал проходит впервые в жизни, представляется почетная роль его открытия. Они танцуют первые три самых распространенных и известных танца – полонез, польку и вальс. И сегодня в качестве дебютантов также впервые выступили участники мужской и женской профессиональной танцевальной группы «Атамекен», созданной в этом году по инициативе директора Центра искусств «Атамекен» Бауыржана Халиоллы.

Первым номером вечера был самый популярный и известный полонез в мире Петра Ильича Чайковского. Далее прозвучала полька «Трик-трак» Иоганна Штрауса. В заключительной части пары дебютантов вальсировали под концертный вальс «Маргарита» Шарля Гуно. Юноши и девушки в красивых нарядах проносились по рядам в изящном танце, вовлекая зрителей в свой альянс головокружительных па и перенося их в атмосферу светлых залов венских дворцов.

Танцевальный блок, как и на оригинальном Венском балу, сменился концертными номерами. Солистка Эльмира Усаева исполнила самую известную арию из оперы «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини – каватину Розины. Зал буквально затаил дыхание во время исполнения произведения. Потрясающие переходы от одной тональности в другую полностью раскрывали вокальный талант исполнительницы.

Легкость оперного бельканто продолжила «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта. Шутливая, задорная музыка знаменитого австрийца создавала особое настроение. Дуэт «Папагено и Папагены» виртуозно исполнили Эльмира Усаева и Айбар Хайырханов.

Более серьезную арию Джильды из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди исполнила солистка Аксулу Жумалиева. Нежным голосом и пением ей удалось удачно передать романтический образ девушки, находящейся дома под замком и пристальным взором отца и мечтающей о скорейшей встрече со своим возлюбленным.

После популярных оперных арий концерт продолжился весьма необычными и менее известными номерами. Полька «Поезд удовольствий» Иоганна Штрауса-сына прозвучала в исполнении оркестра. Стоит отметить, что произведение действительно посвящено железнодорожной тематике, это был заказ австрийской железной дороги специально для бала этого ведомства. Полька была приурочена к открытию одной из веток железных дорог в Вене, которая шла в пригород, куда горожане любили выезжать на выходные.

Лирическую «Баркароллу» из оперы «Сказки Гофмана» Жана Оффенбаха с присущей ей нежностью и воздушностью исполнили дуэтом солисты Альбина Наурзалиева и Наталья Санбаева.

— А сейчас будет смертельный номер, — объявил вдруг дирижер.

Польки, по сути, имеют один характер, они в основном похожи друг на друга, поэтому Йозеф Штраус, один из трех сыновей своего знаменитого отца Иоганна Штрауса, ввел в одной из них новый необычный элемент.

— Обычно говорят, дирижер ничего не делает, дирижер ни на чем не играет и сейчас мне придется немного поиграть, — продолжил Никита Говоров.

На сцену вынесли некую установку, маэстро сменил дирижерскую палочку на два молота. Зазвучала композиция «Праздник огня» или как ее еще называют «Полька наковальни». Дирижеру приходилось не только руководить оркестром, но и ударять в определенные моменты по наковальне. Произведение привело публику в восторг. К слову, полька была написана по заказу компании, производившей огнеупорные сейфы.

Эксперименты с польками Йозеф Штраус продолжил, добавляя в них необычное звучание и манеру исполнения. «Полька пиццекато» была написана специально для струнной группы оркестра, которую играли только щипком пальцев. Это произведение также мастерски исполнили музыканты.

Продолжился вечер исполнением других известных произведений мировой сокровищницы танцевальной музыки – «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», «Вальс цветов» из «Щелкунчика» Петра Чайковского, Вальс №2 Дмитрия Шостаковича, вальс Мюзетты из оперы «Богема» Джакомо Пуччини.

Многие зрители заметили, что одна из скрипачек была в белом свадебном платье. Под конец вечера интригу раскрыли – Камилла, так зовут музыканта, вышла замуж, и таким образом коллектив «Атамекена» и публика в зрительном зале поздравили девушку с этим знаменательным событием в ее жизни. В ее честь под занавес был исполнен вальс Арама Хачатуряна из спектакля «Маскарад».

Бал окончен, зрители, как всегда, были очень довольны и долго не отпускали музыкантов горячими аплодисментами и криками «браво!»

Фото и видео автора

Exit mobile version