Газета «Надежда»

Жить без барьеров: насколько Уральск доступен для инвалидов

В условиях гололеда, который сковал Уральск пару недель назад, передвигаться стало очень сложно. Посыпка тротуаров песком не спасает положения, а во дворах жилых домов даже это вообще невиданная роскошь. Жители города вынуждены продумывать каждый свой шаг, идти медленно и осторожно, ведь одно неловкое движение – и ты уже лежишь на льду, хорошо, если без последствий для здоровья. В этой ситуации в голову приходит мысль: как легко можно оказаться в гипсе и на несколько месяцев лишиться полноценной возможности передвижения. А есть граждане, которые этой возможности лишены на всю жизнь. Это люди, которых обычно предпочитают не замечать, а их немало – в Уральске проживает свыше 11 тысяч инвалидов – проблем у них тоже хватает, и эти проблемы тоже чаще всего остаются не замеченными.

Роман ДРОЗДОВ

Главное – подняться

Люди с ограниченными возможностями – именно так в угоду политкорректности называют тех, кто в силу различных  жизненных обстоятельств остался без ног, рук, потерял зрение или слух. Хотя многие из них не считают свои возможности ограниченными и стараются активно участвовать в общественной жизни, они ходят на работу, проявляют себя в спорте и т.д.

Спортивный клуб для людей с инвалидностью существует с 2016 года, основал его спортсмен-паралимпиец Азон Шаймарданов, сейчас он старший тренер области. У него вторая группа инвалидности. Несмотря на то, что пришлось лишиться ноги выше колена, это не помешало ему за 30 лет объездить весь мир, выступая на спортивных площадках стран Европы и Азии.

– Я лично собрал и пригласил в наш спортклуб 200 спортсменов, ходил буквально к каждому по домам. Зарегистрировали Устав, учредителем стал аким области, добились финансирования. Сейчас у нас в штате 25 тренеров и более 28 паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта. И сегодня наши спортсмены – чемпионы мира, 35 из них получают стипендии за отличные результаты в спорте, восемь спортсменов получают зарплату, – рассказывает Азон Шаймарданов.

Спортсмен говорит, что на протезах ходит в основном летом, а зимой, особенно в такой гололед, использует костыли с шипами. Преодолевать препятствия приходится долго и медленно, по-другому никак, потому что без второй точки опоры  падение может привести к серьезной травме.

– Даже здоровые люди падают и получают травмы, в день по 75 человек попадают в травмпункты. Но инвалиды среди них редкость, потому что они знают, что значит упасть. За все эти годы я научился ходить осторожно, главное не торопиться. От гололеда все страдают, всем трудно передвигаться. И здесь вопрос к нашим коммунальным службам: почему улицы запущены до такого состояния? Нигде в мире я такого не видел. Тротуары должны чиститься сразу, как только выпадет снег. Недавно я приехал из Омска, там через 24 часа после снегопада асфальт уже сухой. Почему? У них ведь точно такой же климат, как у нас. Может быть, потому что у нас не умеют или не хотят работать, – сетует паралимпиец.

Чтобы было

Гололед – явление временное, наступает весна, которая вскоре сделает работу за наших коммунальщиков. Но у инвалидов есть проблемы, сопровождающие их круглый год. Практически вся инфраструктура города вообще не предназначена для людей с физическими особенностями здоровья. Инвалидам часто приходится обивать пороги различных учреждений, бывать в поликлиниках – это те здания, которые, в основном, построены в советский или царский периоды, тогда о человеческом достоинстве и равных правах всех людей было как-то не принято думать. Сегодняшнее строительство, хотя и формально предусматривает пандусы и прочие приспособления для людей с инвалидностью, на деле реализует их по принципу «чтобы было».

– Доступности социальных и инфраструктурных объектов для лиц с ограниченными возможностями нет никакой. Мы давно про это говорим, но все бесполезно. Наши чиновники не спрашивают у нас, как нам удобно. Они делают так, как удобно им. Если бы этого чиновника посадить на коляску, и пусть заедет по пандусу, откроет тяжелую железную дверь, переедет через порог, я думаю, тогда бы он задумался. Почему в других странах удобно ездить на инвалидной коляске, там все условия, там заботятся о людях. Я не раз обращался к местным властям, говорил: «Дайте мне полномочия, я везде установлю пандусы, такие, какие они должны быть». Десять лет я пишу в областной акимат, реакции ноль. Еще одна из проблем – в общественных зданиях не предусмотрены туалеты для инвалидов, на коляске туда просто не въехать. Все эти проблемы, я считаю, отражение нашего общества, нашего менталитета. Если бы люди относились к нам, как к равным, все это давно было бы решено, – отметил Шаймарданов.

Руководитель отдела по работе с лицами с инвалидностью управления координации занятости и социальных программ ЗКО Миргуль Курманбаева сообщила, что с 2020 года Министерством труда и социальной защиты населения внедрен информационный портал inva.gov.kz, на котором обозначены 1737 объектов социальной и транспортной инфраструктуры по области, которые необходимо адаптировать для лиц с инвалидностью.

– На сегодня в рамках дорожной карты предвыборной программы партии  «AMANAT» до 2027 года запланировано адаптировать 1200 объектов. В прошлом году из этого количества адаптировано 20% объектов, в следующем году этот показатель вырастет до 40%, и так до 2027 года мы должны адаптировать все 100%. В этом году мы планируем оборудовать 219 объектов по области, и 62 объекта по городу, – рассказала Миргуль Курманбаева.

В настоящее время из 240 объектов, запланированных к адаптации за прошлый год, было адаптировано 203 объекта. Стоит отметить, что в ходе проверок, проведенных областным департаментом Комитета труда и социальной защиты РК, лишь на 180 объектах подтверждена полная адаптация.

Согласно данным сайта inva.gov.kz, в регионе для всех категорий лиц с инвалидностью на сегодняшний день доступны: 71 средняя школа, 43 дома культуры и сельских клуба, 12 районных и городских больниц, 38 государственных учреждений, шесть спортивных комплексов и всего десять объектов малого и среднего бизнеса.

Кроме того, по результатам 46 госпроверок объектов социальной инфраструктуры в сферах государственного управления, здравоохранения, социальной защиты, культуры и т.д. было выдано 30 предписаний об устранении выявленных нарушений, на руководство объектов наложено четыре административных штрафа на общую сумму 603 тыс. тенге.

По словам руководителя отдела по работе с лицами с инвалидностью областного управления координации занятости и социальных программ, проверкой объектов социальной инфраструктуры также занимается специально созданная мониторинговая группа, в состав которой помимо представителей госорганов входят сами инвалиды.

Пандус или взлетная полоса?

Гульзада прикована к инвалидной коляске с 2016 года. Женщина отмечает, что передвигаться по городу ей помогают дети, самостоятельно с этой задачей справиться невозможно.

– У нас в Зачаганске, где я проживаю, очень много недоступных мест – это аптеки магазины, парикмахерские, жилые дома. У меня трое детей, они мне помогают, муж меня бросил. Этим летом я была в Астане, там мне делали четыре операции, и я заметила, Астана и Уральск – это просто небо и земля. Там я могла одна ездить по городу, дорожки специально для колясочников, пандусы, в любое учреждение заехать без проблем… почему у нас такого нет? Когда эта цивилизация до нас дойдет? Мне интересно, те, кто принимает эти пандусы, разве не видят, что это не пандусы, а взлетная полоса. Сейчас они к тому же покрылись льдом, никто их не чистит. Я несколько раз уже падала, чуть голову не разбила. Хочется иногда самой поехать куда-то, почувствовать себя самостоятельным человеком, но, к сожалению, в наших условиях это нереально, – возмущается Гульзада.

Заместитель председателя Западно-Казахстанского добровольного общества инвалидов Ерген Бекарыстанов уверен, что концепция безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями реализуется слабо из-за бюрократии и недостатка взаимодействия между уполномоченными органами.

– У нас в городе из 312 социальных и транспортных инфраструктурных объектов адаптированы для инвалидов 60%. В некоторых зданиях пандусы не соответствуют стандартам. Все это уже построено, и, как водится, никто не хочет переделывать. Проблема в том, я считаю, что проектировщики не согласовывают свои проекты с сотрудниками соцзащиты, нет согласованности и с другими госорганами. А когда застройщики сдают объект, говорят, проектом не предусмотрено. Есть определенные стандарты по углу наклона пандуса, его ширине, но зачастую проектировщики и строители этого не учитывают. Совместно с управлением координации занятости и социальных программ, мы постоянно проводим мониторинг, делаем предупреждения, но владельцы этих объектов их попросту игнорируют, говорят проверки нет, и переделывать мы не будем, нет финансовой возможности. Естественно, по таким пандусам самостоятельно передвигаться нельзя, – говорит Ерген Бекарыстанов.

Не сидеть сложа руки

Одним из общественных объединений, участвующих в мониторинге доступности для людей с инвалидностью городской инфраструктуры, является общественное объединение «Арба». Создавалось оно как общество для защиты прав и интересов инвалидов-колясочников, о чем говорит само его название, но со временем контингент расширился – люди обращались за помощью и мы не могли им отказать, говорит председатель общественного объединения Гульмира Батпакулова. Сегодня членами общества являются 375 человек.

– С 2009 года мы проводим активную работу по мониторингу социальной инфраструктуры на предмет ее доступности и не только в городе, но и в районах области. Мы на основе своего, так сказать, опыта и интересов подсказываем, как и по каким стандартам нужно делать, чтобы человек с инвалидностью, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мог беспрепятственно пользоваться этими объектами. Наша мониторинговая группа создана самими людьми с инвалидностью, в которую входят не только пользователи инвалидных колясок, но и люди с нарушением слуха, зрения, а также с общими заболеваниями. Благодаря нашим общим усилиям мы смогли адаптировать многие учебные заведения, школы, детские сады, медицинские учреждения, аптеки, объекты бизнеса, – говорит Гульмира Батпакулова.

ОО «Арба» занимается в первую очередь психологической адаптацией инвалидов. Ведь важно, чтобы сам человек не опустил руки, а продолжал жить полноценной жизнью, пусть даже для этого придется много бороться с самим собой или с другими людьми, доказывая тот факт, что он имеет те же человеческие и конституционные права, как и все остальные.

Такси, такси…

Между тем передвижение по городу на более длительные расстояния немаловажно для работающих инвалидов. Проблема доступности общественного транспорта для людей с ограниченными возможностями, особенно колясочников, не раз поднималась на уровне местных властей. Однако решить ее не получается в силу различных причин. Тема вообще очень сложная. Во-первых, немногие автобусы предназначены для колясочников, во-вторых, сами подъездные пути на остановках не соответствуют необходимым требованиям.

Поэтому в рамках соцзаказа в 11 районах области и городе Уральске работает служба инватакси. Для многих пользователей инвалидных колясок она стала настоящим спасением.

– На 1 января этого года услугами инватакси обеспечено 1136 человек, из них 564 детей с инвалидностью. По городу данная услуга оказывается для инвалидов первой группы по четырем направлениям: перевозка лиц с онкологическими заболеваниями, инвалидов по зрению, колясочников и детей с психоневрологическими патологиями. В Уральске услуги инватакси на сегодняшний день оказывает общественное объединение инвалидов «Белый парус», – сообщила руководитель отдела по работе с лицами с инвалидностью управления координации занятости и социальных программ ЗКО Миргуль Курманбаева.

Но и в этой сфере не все гладко. На прошлой неделе сообщалось, что 16 и 17 февраля водители шести единиц спецтранспорта отказались выходить на линию, потому что поставщик услуг не заплатил им заработную плату. Директор ООИ «Белый парус» Мирас Карабинов рассказал, что данная ситуация возникла из-за трудностей с документами:

– Мы не вовремя сдали отчет заказчику услуг – отделу занятости. Сейчас проблема решилась, все водители на линии.

Инватакси появилось в 2012 году, данные услуги до 2019 года оказывало ОО «Западно-Казахстанское добровольное общество инвалидов». В то время алматинский благотворительный фонд «Саби» выделил для этих целей по всем регионам страны несколько автомобилей. В ЗКО было выделено две спецмашины. Перевозки сначала производились за счет общественного объединения, затем на оказание этих услуг разыграли тендер. В 2019 году тендер выиграло ООИ «Белый парус».

Сейчас автопарк инватакси состоит из 48 машин, включая 9 единиц спецтехники, которые обслуживают 683 инвалида по городу Уральску.

За и против

– Инватакси нам нужно как воздух, – говорит инвалид первой группы Гульзада. – С января я устроилась на работу в общественное объединение «Арба», добираться до работы и обратно я могу только на инватакси.

Но есть и противоположное мнение. Председатель ОО «Арба» Гульмира Батпакулова, в свою очередь, считает, что инватакси формирует в человеке иждивенческий настрой. Вместо этого, по ее словам, необходимо наладить соответствующую инфраструктуру общественного транспорта.

– Моя позиция, конечно, весьма непопулярна и совершенно отличается от позиции многих людей, но я категорически против того, чтобы была служба инватакси в том виде, в каком она сейчас есть. В настоящее время идет расследование (по делу о растрате 50 млн тенге в отделе занятости и социальных программ на оказание услуг по перевозки автомобильным транспортом лиц с ограниченными возможностями – прим. автора), много средств было потрачено впустую из местного бюджета – это показатель того, что данная сфера плохо контролируется. Это, конечно, очень удобно, но таким образом у людей вырабатывается потребительское отношение. Я считаю, что общественный транспорт должен быть абсолютно доступен для всех, в том числе для людей с инвалидностью любой категории. И все эти средства – 1,5 млрд тенге, которые выделяются на одну общественную организацию, могут пойти на налаживание соответствующей инфраструктуры. Инватакси должно быть предназначено только для людей с очень тяжелой инвалидностью, для тех, кто не может передвигаться в общественном транспорте из этических, моральных или физических соображений, – говорит  Гульмира Батпакулова.

Кроме того, по словам председателя ОО «Арба», безопасность пассажиров спецавтотранспорта совершенно не соблюдается, о чем она уже неоднократно заявляла.

– Основная категория пользователей инвалидной коляски – это люди с переломом позвоночника. Такой человек не ощущает нижнюю часть тела, у него нет точки опоры, он как будто находится в воде. Он может только облокотиться на спинку коляски и только это его может спасти. А во время перевозки, никто не пристегивает коляску, это не предусмотрено. Как только они выиграли тендер, сразу же мы провели мониторинг и сообщили об этом заказчику, о том, что машины, которые они приобрели в РФ, были списаны, подъемники были установлены кустарным способом, угол наклона этих подъемников не соответствует стандарту. Даже если этот наклон будет 0,01 градуса, человек в коляске по инерции покатится назад и перевернется. Такие случаи были. Но, к сожалению, все наши замечания остаются до сих пор пустым звуком, – продолжает председатель общественного объединения.

Гульмира Батпакулова уверена, что НПО, участвующие в тендерах, смотрят, прежде всего, на сумму лота, но не задумываются, что на эту сумму нужно оказать должную качественную и профессиональную услугу.

– Они не участвуют в конкурсах, допустим, в сфере авиации, атомной энергетики, горнодобывающей промышленности, потому что там требуют профессионализм и соответствующие знания. Но здесь тоже нужны определенные знания. Люди с инвалидностью – это особая категория, и к ним нужен профессиональный, чуткий подход. Поэтому без профессиональных навыков они не имеют морального права оказывать эти услуги для людей с инвалидностью, – заключила Батпакулова.

В свою очередь директор «Белого паруса» отметил, что безопасность во время посадки и во время поездки на инватакси полностью соблюдается. По правилам предусмотрены ремни безопасности, и случаев падения у них не было.

Азон Шаймарданов также высказался по данной теме. Он считает, что задача инватакси поставлена в корне неверно, необходимо расширить категорию лиц с инвалидностью, нуждающихся в перевозке, но оплачивать эти услуги из своего кармана.

– Это социальный проект, но инватакси должно быть для всех инвалидов. В маслихате поднимался этот вопрос. Нужно решить вопрос с финансированием и с покупкой хорошего транспорта, а не эти уродливые «Газели» с подъемниками, это очень неудобно. Нас в области 24 тыс. инвалидов, из них активны около 10 тыс. человек, мы будем приносить доход этой организации, будем платить, зато без проблем доедем, куда надо, – говорит Шаймарданов.

 

Exit mobile version