Газета «Надежда»

Опасные игры: Чиновники ЗКО озаботились безопасностью детских аттракционов

Дети часто получают травмы, даже в тех местах, которые специально предназначены для игр. В парках, на площадях в летнее время полно всяческих развлечений в виде аттракционов, батутов, каруселей, качелей и прочего. Однако законность, а значит, безопасность всего этого оборудования не всегда соблюдается. К примеру, прошлым летом «батутчиков» и других дельцов детского интертейнмента пришлось силами полиции выдворять с площади Первого Президента. Горожане с жалобами на навязчивых предпринимателей долгое время атаковали городской акимат. Случаи травм детей, полученных на таких аттракционах, происходили нередко. И немногие знают, что данное оборудование не проходило проверку безопасности.

Роман ДРОЗДОВ

Кто ответит?

То же касается детских игровых площадок, которые есть практически в каждом дворе многоэтажек. Отпуская ребенка погулять, многие родители не задумываются, что игры на качелях, горках и каруселях могут закончиться печально. Пример тому – два случая, которые произошли летом 2022 года, когда двум подросткам на спортивных снарядах оторвало фаланги пальцев, а одного 11-летнего мальчика насмерть придавило упавшими футбольными воротами. Аналогичный случай со смертельным исходом произошел в 2023 году в Астане, уже во дворе школы. После этого управление образования столицы распорядилось проверить все спортивные площадки в стране.

Кто же должен отвечать за небезопасные детские игровые площадки, аттракционы? Сам их владелец, то есть эксплуатант – тот, на чьем балансе числится это оборудование. Если детская игровая площадка расположена во дворе многоэтажного жилого дома, то ответственность за ее содержание лежит либо на КСК, ОСИ или ПТ, либо на отделе ЖКХ города, которая данную площадку установила. Балансодержателем аттракционов, каруселей, качелей, горок, расположенных на территории парков или скверов, также является отдел ЖКХ. За безопасность переносного оборудования, например, тех же батутов, ответственность несут их собственники, предприниматели.

Чтобы детский смех не обернулся плачем

В 2017 году вышел технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок». В нем определены стандарты, которым должно соответствовать оборудование для детского развлечения. К владельцам аттракционов и прочего игрового стаффа предъявляются жесткие требования, включающие в себя сложный алгоритм действий от монтажа до технического освидетельствования.

– К техрегламенту был разработан Национальный стандарт, в нем расписан алгоритм проведения госконтроля. Есть определенные требования к безопасности при закупе оборудования и покрытия для детских игровых площадок, их  проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации. Кроме того периодически нужно проводить технический осмотр аттракционов. В части эксплуатации теперь установлены очень скрупулезные требования, – отметил руководитель департамента Комитета технического регулирования и метрологии ЗКО Нуржан Сатыбалдинов.

Так, аттракцион при покупке должен сопровождаться техническими и эксплуатационными документами, в строгом соответствии с которыми производится сборка, установка, пуск, регулировка и обкатка оборудования. После монтажа составляется акт приемки аттракциона в эксплуатацию, к нему прикладываются протоколы испытаний и замеров. Владельцем создается комиссия по приемке и вводу в эксплуатацию аттракциона, проводятся все необходимые испытания. Далее владелец должен провести техническое освидетельствование аттракциона, в ходе которого проверяются приборы и устройства безопасности на срабатывание и при необходимости их наладка и регулировка в соответствии с рекомендациями изготовителя.

И только после этого оборудование для детского развлечения ставится на учет в местном исполнительном органе. В его паспорт заносится соответствующая запись с указанием присвоенного регистрационного номера,  а также подпись должностного лица. Для постановки оборудования на учет владелец должен предоставить в местный исполнительный орган кипу документов. Помимо заявления и паспорта аттракциона, также необходимы документы, подтверждающие наличие в штате обученного и прошедшего проверку знаний персонала по ремонту и обслуживанию аттракциона, заключение эксперта о готовности к эксплуатации, акты испытания, акты технической готовности и приемки в эксплуатацию, отчет по техническому освидетельствованию для аттракционов, отработавших нормативный срок службы. Техническое освидетельствование проводится в аккредитованных лабораториях. Здесь определяется возможность дальнейшей безопасной эксплуатации аттракциона. Критериев безопасности очень много. Предъявляются требования к покрытиям – они должны быть определенной мягкости, измеряется степень шероховатости поверхностей качелей, горок, имеются требования к сварным соединениям оборудования и т.д. Техническое свидетельство выдается на определенный период.

Для того чтобы снять аттракцион с учета, его владелец должен обратиться в госорган с письменным заявлением, в котором необходимо указать причины снятия с учета. К слову, учет может быть постоянным или временным. Временный учет как раз касается владельцев батутов. Теперь, чтобы его демонтировать с одного места эксплуатации и перенести, например, в другое, нужно будет сделать соответствующую запись в паспорте аттракциона.

Кроме того, не менее, чем за пять рабочих дней до даты начала эксплуатации аттракциона владелец создает комиссию по приемке. Она проводит визуальный осмотр оборудования и проверяет соответствие аттракциона требованиям эксплуатационной и проектной документации.

Не были готовы

Техрегламент вышел в 2017 году. Через два года, в 2019, он вступил в силу. И только спустя еще два года, в 2021, вышло постановление Правительства, определившее, какие государственные органы будут вести контроль на разных стадиях жизненного цикла оборудования. И вот, по прошествии еще двух лет, в конце 2023 года, наконец, контроль над детскими игровыми площадками и аттракционами в нашей области возложили на управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.

– Так получилось, что до 2021 года не был определен госорган, который контролировал бы соблюдение обязательных требований безопасности детских площадок. Эти требования как раз прописаны в техническом регламенте, и на стадии эксплуатации никто за этим не следил. В 2017 году был принят новый технический регламент Евразийского экономического союза, в 2019 году он только вступил в силу, под него нужно было разработать стандарты, определенные требования, соответственно, эта работа немного затянулась. Не был конкретно определен механизм госконтроля. Каким образом контролировать? Что контролировать? Этого никто не знал. И поэтому был разработан Национальный стандарт, в котором определены и технические требования, и алгоритм госконтроля. И уже по принятию этих документов вышло Постановление Правительства РК, где определили государственные органы на разных стадиях жизненного цикла продукции. Именно на стадии эксплуатации детских игровых площадок определены местные исполнительные органы. Постановление Правительства вышло в 2021 году, но в течение еще двух лет акиматы не были готовы к осуществлению такого контроля. Они ссылались на то, что  у них нет квалифицированных кадров. Но самое главное – не было понимания, как осуществлять этот контроль, – говорит Нуржан Сатыбалдинов.

Пока в акимате области решали и гадали, какое же подразделение возьмется за осуществления этого вида госконтроля, шло время, появлялись новые задачи и проблемы, и об этом вскоре просто благополучно забыли. До того момента, как Комитет технического регулирования и метрологии в 2023 году не возобновил работу регионального штаба по вопросам техрегулирования.

– В октябре 2023 года мы провели совещание, где протокольным решением было дано поручение внести в положение управлений проведение госконтроля на стадии эксплуатации. Сейчас эта работа уже близится к завершению, протокольное поручение исполняется. Таким образом, функции контролирующего органа на стадии эксплуатации детских игровых площадок теперь взяло на себя управление энергетики и ЖКХ, – сказал Сатыбалдинов.

Будут наказывать

Нуржан Сатыбалдинов также рассказал об ответственности владельцев аттракционов и иного оборудования детских игровых площадок в случае нарушения:

– Если в ходе проведения госконтроля выявлено нарушение, эксплуатанту выдается предписание. В случае его неисполнения управление может составить протокол об административном правонарушении по ст. 462 ч. 3 за невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований, выданных органами государственного контроля и надзора. Это влечет штраф на физических лиц в размере 5 МРП (18 460 тенге), на должностных лиц – 15 МРП (55 380 тенге), на субъекты малого предпринимательства – 100 МРП (369 200 тенге), на субъекты среднего предпринимательства – 200 МРП (738 400 тенге), на субъекты крупного предпринимательства – 500 МРП (1 846 000 тенге) с приостановлением действия разрешения или без такового.

Возвращаясь к трагическим случаям в 2022 году, когда двое подростков покалечились на спортивных снарядах, а также когда ребенка насмерть придавило футбольными воротами,  Сатыбалдинов отметил, что по данным фактам полиция приходила в департамент, чтобы выяснить, чья это зона ответственности. Но на тот момент контроль за детским снаряжением на стадии эксплуатации никто не осуществлял. Ответственность понес только балансодержатель оборудования, госорганы оказались не при чем.

– Это не наша компетенция, тогда это вообще было ни в чьей компетенции. Наш департамент осуществляет контроль за оборудованием детских площадок на стадии реализации, где тоже есть свои определенные требования, касающиеся сертификатов соответствия и деклараций. К примеру, если производители продали небезопасное оборудование без сертификатов, без проведения надлежащих испытаний, тогда они несут ответственность, причем гораздо большую. В этом случае штрафы доходят до 1200 МРП (4 430 400 тенге). Это может быть производитель или импортер, который осуществил выпуск в обращение данной продукции без соответствующих требований техрегламента. Но надо отметить, по детским игровым площадкам таких случаев еще не было, – сказал руководитель департамента.

Если бы мы знали, что это такое…

В свою очередь, в управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ЗКО заявили, что к выполнению своих новых обязанностей они уже готовы, и основная работа будет связана с контролем закупа оборудования.

– В положение добавили новые функции, каких-то правил проведения проверок нет, есть только регламент, где указано, что каждый инвентарь должен иметь паспорт, аккредитацию, все документы ввозимой продукции будут проверяться на соответствие техническому регламенту ЕврАзЭС – в этом заключается наш контроль, – сказал заместитель руководителя управления энергетики и ЖКХ Канат Умралиев.

Однако стоит отметить, что технический регламент распространяется на оборудование, впервые выпускаемое в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза. Это значит, что оборудование и покрытие для детских игровых площадок, произведенные и введенные в эксплуатацию до вступления настоящего техрегламента в силу, не подпадают под его действие.

Однако замруководителя управления заверил, что оборудование детских игровых площадок, выпущенное до 2017 года, тоже будет проверяться, но только визуально на предмет дефектов и повреждений, которые могут послужить причиной травм. И наказания для владельцев небезопасных площадок в этом случае не предусмотрено. Данная функция возложена на созданную в 2020 году жилищную инспекцию, которая является контрольно-надзорным органом.

– У нас будет проводиться мониторинг по области, а районные и городской отделы ЖКХ будут ставить на учет аттракционы и визуально осматривать детские площадки. В наши обязанности входит следить, чтобы, когда объявляют конкурс на детскую игровую площадку, или сдают дом со всеми элементами благоустройства, данная детская площадка соответствовала техническому регламенту ЕврАзЭС о безопасности. Какого-то конкретного алгоритма по детским площадкам пока нет. Есть алгоритм по аттракционам, который подробно расписан в техрегламенте. На сегодняшний день это единственный документ, которым мы оперируем в данной деятельности, – подчеркнул Канат Умралиев.

Он также отметил, что на текущий момент нет определенных критериев, по которым можно было бы определить безопасность или небезопасность оборудования детских игровых площадок.

– В будущем, я думаю, этим будет заниматься какая-то аккредитованная организация. Потому что у нас, признаюсь, нет компетентных в этой области специалистов. Например, как должны быть установлены качели или горки, по каким параметрам нужно проверять, на какие нормативные документы опираться, мы не знаем, – признается чиновник.

Все же дело с мертвой точки сдвинулось – это уже хорошо. Далее – дело опыта, который, надеемся, не станет сыном ошибок трудных. Ведь все, что касается безопасности детей, нельзя обходить стороной.

По данным управления здравоохранения ЗКО, с 2021 по 2023 годы во время игр на детских и спортивных площадках пострадало 1562 ребенка, за текущий период этого года с различными травмами уже зарегистрировано 77 детей. 20% обращений в медучреждения области связаны с переломами, черепно-мозговыми травмами и сотрясениями головного мозга.

 

Exit mobile version