Газета «Надежда»

Жители Уральска жалуются на переполненные автобусы

Кто говорит, что маршрутки не резиновые, тот сильно ошибается. Каждое утро и каждый вечер горожане так набиваются в них, что едва могут дышать, но все равно пытаются втиснуться, чтобы вовремя добраться до места работы или учебы. Жители города задаются вопросом: почему нет улучшений и комфорта в общественном транспорте? Почему бы не пустить больше автобусов в часы пик? Проблема известна, и об этом уже не раз говорили городские власти – автопарки испытывают дефицит водителей. Корреспондент «Н», как и другие наши горожане, каждое утро испытывает на себе, как чувствует себя селедка в бочке.

Альбина КАЛЕНОВА

Мы решили опросить жителей города и задали им вопрос: какие трудности они испытывают, пользуясь общественным транспортом? Ведь социальные сети пестрят жалобами по поводу переполненных автобусов.

Ужас, что творится

– Мне хороша знакома ситуация с переполненными автобусами. Хоть я и на пенсии, я продолжаю работать. «Семерку» приходится ждать больше получаса, очень плохо ходит, хотя говорят, что промежуток 10-20 минут, но это не так. По утрам и вечерам автобус заполняется до предела. Это ужас какой-то. Кто-то кашляет, сидишь, боишься, как бы у человека не было серьезного заразного заболевания. Про маршрут под номером 4 вообще молчу, ходит годом да родом. В час пик автобус может появиться, в остальное время ждешь его очень долго. Если на работе немного задержался, то всё, не уедешь, приходится на такси добираться домой. Ведь последний автобус в восемь вечера заканчивает свою работу. Но, извините, такой пенсии, чтобы кататься постоянно на такси, у нас нет, – возмущена пенсионерка Галия Жакулова.

Каждое утро, я жду «Единичку» на остановке «Екатерина», чтобы уехать на работу, но, увы, с 10-го микрорайона она уже приезжает забитой. Построили большой микрорайон, а курсирует там маленькая «ГАЗель». Иногда приходится садиться на 22-й маршрут, а он не едет по проспекту Назарбаева, очень неудобно. Хотя, тут в основном расположены университеты и другие учебные заведения. Вечером, после работы уехать опять проблема, 22-й маршрут со СХИ уже едет переполненным. Я была свидетелем, когда женщине стало плохо, думаю, причиной стало огромное количество пассажиров, давка. Любому человеку в этой ситуации может стать плохо. Её высадили, посадили на остановку и уехали, – говорит горожанка Альфия Батырова.

Мы, студенты, утром из центра едем на СХИ. И, если честно, уехать – это целое испытание, залезть в автобус, выйти из него. Очень душно, печка работает на всю мощь. Можно же это как-то водителю контролировать? – вопрошает учащийся одного из уральских вузов Данияр.

Другой студент по имени Руслан поспешил отметить, что часто приходится пропускать один автобус и дожидаться второго. Это приводит к опозданиям на занятия, но педагоги лояльно относятся к таким вольностям, так как сами иногда могут опоздать из-за переполненных автобусов.

Ко всем автобусным паркам у меня вопрос: почему 22-й маршрут единственный, который едет очень быстро. Остальные как будто еле ползут. Все садятся на 22-й, и, естественно, он всегда самый заполненный, – добавил Руслан.

– К общественному транспорту у меня две претензии – это постоянная переполненность в часы пик и большой интервал движения. Думаю, что утром и вечером автобусы должны ходить каждые пять минут, один за другим. А нам приходится ждать десять минут и больше. У пятого маршрута большой интервал, также с микрорайона Сарытау проблематично уехать на «двойке». Когда автобусы переполнены, люди друг друга толкают, нервничают, я понимаю: всем необходимо уехать и вовремя успеть на встречу, на работу или на учебу, поэтому все пытаются впихнуться в нерезиновый автобус, – говорит житель города Оразбек Кайруллин.

У маршрута  №6 очень мало автобусов, приходится долго ждать.Я живу в районе парка культуры и отдыха. Хотелось бы, чтобы здесь ходили и другие автобусы. Другие остановки находятся в четырех кварталах от нас. В общем, на работу, после работы уехать тяжело, не все помещаются в маленькую «ГАЗель». Никаких условий ни зимой, ни летом. Такое ощущение, что «шестерка» вообще ходит не по регламенту. Иногда по целому часу приходится ждать, из-за этого, естественно, опаздываем на работу, – прокомментировала Макпал Санисова.

Автобусы есть, водителей нет

Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент «Н» встретился с заведующим сектором пассажирского транспорта отдела ЖКХ, ПТ и АД Миржаном Шамуровым. Больше всего уральцы жалуются на переполненность общественного транспорта. Уехать на работу или после работы становится испытанием, с которым не все могут справиться.

Да, есть такие моменты в часы пик, это с семи до девяти утра и с пяти до семи вечера. Все мы понимаем, что в это время происходят кратковременные коллапсы, люди не помещаются. У всех перевозчиков есть дополнительные автобусы, но проблема в том, чтобы их выпустить на линию, не хватает водителей. На данный момент на линию выезжают 250-260 автобусов, большие автобусы начинают работу где-то к семи утра до десяти вечера, – говорит Миржан Шамуров.

Тотальную нехватку шоферов, Шамуров связывает с поправками в «Закон о дорожном движении». По его словам сейчас очень сложно получить права категории D, D1, у водителей должен быть определенный стаж.

– Наши перевозчики направляли письмо в МВД, чтобы упростить процедуру получения прав. Но утверждения нет, в связи с тем, что работа ответственная, безопасность людей превыше всего. Поэтому они не могут согласиться уменьшить стаж и увеличить возраст водителей. К слову, зарплата у водителей 375 тысяч за 15 дней, кондукторы получают 180-200 тысяч тенге. Дефицита кондукторов нет. Если, например, один из кондукторов заболел и не смог выйти на работу, в этом случае с нерентабельных автобусов кондукторов направляют на большой пассажирский транспорт, где много людей, – отметил заведующий сектором пассажирского транспорта отдела ЖКХ, ПТ и АД.

Все-таки и в транспорте есть свой предел вместимости. В переполненном автобусе может стать плохо, у человека может прихватить сердце, и он потеряет сознание. В настоящее время в Казахстане свирепствует эпидемия кори, как и в нашем регионе. На вопрос, должны ли водители, особенно кондукторы, контролировать наполняемость автобуса во избежание распространения заразных заболеваний, специалист считает, что люди сами рвутся и пытаются залезть в автобус. В трех дверях больших автобусов кондуктор попросту не может закрыть дверь и не пускать горожан. В связи с этим наполняемость общественного транспорта зависит и от культуры самих горожан. Миржан Шамуров отметил, что интервал у больших автобусов, таких как 5 и 22, составляет 7-9 минут.

Грязные остановки

Жалобы от жителей поступают в нашу редакцию и по поводу остановочных павильонов, вокруг них грязь и лужи, особенно по проспекту Абулхаир хана, говорят горожане. В 2021 году было установлено 30 новых остановок общественного транспорта, в том числе четыре теплые остановки. В этом году поставили 50 павильонов открытого типа, на следующий год в планах установить 20 или 30 единиц, сообщили в отделе ЖКХ.

– По Абулхаир хана, в основном, все частные остановки, земли выкуплены, и объекты на половину предназначены для коммерции. У нас есть мониторинговая группа, которая отправляется по основным улицам, где есть магазины. Всем владельцам выдается уведомление, после чего остановки моют и чистят, но из-за того, что они расположены вдоль дороги, во время непогоды из-под колес несущихся автомобилей грязь летит во все стороны. Владельцы жалуются, что каждый день подерживать чистоту просто невозможно, – пояснил Миржан Шамуров.

По ул. Шолохова на отрезке дороги от С. Датова до С. Тюленина установлены автобусные павильоны, но там дополнительные маршруты пока не предусмотрены. А остановки установили… по проекту. К слову, на данном отрезке дороги автобусы не ходят. Шамуров отметил, если в дальнейшем в планах будет пустить маршруты, тогда остановки обязательно будут задействованы. К тому же улица Шолохова полностью не сдана, там нет светофоров, поэтому маршруты там пока не могут ездить.

В заключение, если специалистам сектора пассажирского транспорта отдела ЖКХ, ПТ и АД поступает жалоба по поводу грязных, неухоженных автобусов, проводится проверка. В августе и сентябре был проверочный сезон, каждый день мониторилась  работа всех маршрутов. Если определенные автобусы плохо или нерегулярно ходят, по поступившей жалобе проводится проверка, и, если факт подтверждается, то на перевозчика подают в суд. Например, в 2022 году за низкий выход и не обновление автобусов подали в суд на ТОО «ОралТехСервис» и забрали из обслуживания маршруты №2 и №24. Касательно переполненности автобусов, с шестью перевозчиками города ведется работа, чтобы они привлекали водителей из других регионов или стран.

Фото и видео автора

Exit mobile version