Отмена моратория и возобновление отстрела сайгаков в этом году стали очень обсуждаемой темой. Государственные органы говорят о необходимости вмешательства человека в дело регуляции численности древних антилоп, которые в последнее время из-за их резко возросшего числа принесли очень много проблем фермерам. Экоактивисты заявляют о необдуманном и безграмотном решении, которое может быть чревато последствиями. Круглый стол на тему «Казахстан – родина сайгаков» был организован Западно-Казахстанским филиалом партии «ОСДП», где проблему еще раз попытались обсудить представители государственных органов и экологи.
Роман ДРОЗДОВ
Цель достигнута
Данное мероприятие, по словам организаторов, станет предварительным этапом обширного обсуждения вопроса, которое планируется провести в начале года с участием представителей других регионов страны.
Обсуждение получилось бурным и эмоциональным. Выступая перед собравшимися, экоактивист Анаргуль Амирова отметила, что на днях на сайте Министерства экологии и природных ресурсов появилась информация о том, что сайга в Казахстане переводится из категории «Высокого риска исчезновения» в категорию «Меньшего риска исчезновения». Мотивируется это увеличением количества поголовья и тем, что в республике добились результатов по сохранению популяции.
«Комплекс государственных мер по охране и учетам вида позволил добиться значительных успехов в сохранении и восстановлении популяции сайгаков в республике — от 21 тыс. особей в 2003 году до 1 млн. 915 тыс. особей в 2023 году (по данным учета весны 2023 года предокотная численность сайгака в Казахстане составила 1 915 000 особей и превысила максимальную численность периода КазССР в 1 200 000 особей)», — сказано в сообщении Министерства.
Подсчет количества сайги проводился методом авиаучета. Однако, по словам экоактивистки, он может быть недостоверным. Самым верным способом, как говорят ученые, является наземный – по количеству помета в период окота животных.
Дело в рогах?
— У нас было три зум встречи, где присутствовал заместитель Председателя Комитета лесного хозяйства и животного мира МЭПР РК Андрей Ким, разгорелась жесткая дискуссия. Мы пытаемся объяснить, что сайгу сейчас трогать нельзя, потому что к этому вопросу подошли без научного обоснования. Надо высказать всю правду, что просто кое-кому понадобились дериваты сайги, — считает Анаргуль Амирова.
Она задавала этот вопрос природоохранному прокурору области, и тот ответил, что 16 тысяч рогов отстреленных животных были отправлены в Алматы. Почему об этом не информируют общественность, и почему нет возможности хранить дериваты в нашей области? – задалась вопросом экоактивист.
— На складе у нас здесь осталось 1,5 тыс. дериватов. Я думаю, что Китай рядом с Алматы – и поэтому понятно для чего, — считает Амирова.
В свою очередь руководитель Западно-Казахстанской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Нурлан Рахимжанов сказал, что данное решение было принято по более прозаичным соображениям – в Алматы находится головной офис Охотзоопрома, который определен оператором по изъятию сайги.
— В нашей области дериваты временно хранились в Жангале, там очень большой мясокомбинат с помещениями. И даже наши инспекторы не могли к ним подойти, этой работой занималась спецбригада из южной столицы. Охрана была серьезная, затем дериваты были отправлены в Алматы, там головной офис Охотзоопрома и очень большая база для хранения. Хранится, они будут до 2025 года, когда Казахстан выйдет из условий по СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения – прим. автора). Пока нулевая квота, использовать дериваты, в том числе для продажи не разрешается, — сказал руководитель терринспекции.
Намерение реализовывать рога сайги в Китай никто не скрывает. По словам Рахимжанова, работать качественно с дериватами могут только китайские фирмы, у которых всемирно известные бренды по производству лекарственных препаратов.
Биообосновали
На сегодняшний день, как отмечают специалисты, по официальным данным весеннего авиаучета только в Западно-Казахстанской области поголовье сайгаков достигло 1 млн 130 тыс. особей, с учетом приплода эта цифра достигает 1,9 млн. Хотя в начале 2000-х годов поголовье сайги насчитывало чуть более 20 тысяч особей. Согласно биологическому обоснованию, разработанному учеными ЗКУ им. М. Утемисова, на территории ЗКО без ущерба для остальных видов флоры и фауны может проживать около 500 тысяч голов древних антилоп.
— Наш Комитет работает, основываясь на данных биообоснования, когда ученые определяют оптимальное количество животных для определенной территории. По этим данным на территории ЗКО должно обитать 500-550 тысяч голов. У нас почти в четыре раза больше. На основании этого вышли нормативно-правовые акты регулирования численности сайги на основе Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира». Поэтому с 10 октября по 10 декабря проводилось регулирование численности сайги, — уточнил Нурлан Рахимжанов.
От топота копыт
Также экоактивистка выразила негодование по поводу жалоб фермеров, которые, по словам Амировой, не понятно каким образом подсчитали свои убытки, оцененные в 2,5 млрд тенге.
— Весь ареал обитания сайги, вся инфраструктура была разрушена, то есть вся территория, на которой ранее обитала сайга, была роздана фермерам, все пути миграции были закрыты дорогами, застроены магистралями. А где им обитать, если землю у них отобрали, где она будет размножаться, чем питаться? В этом случае очевиден безграмотный, бездумный подход распределения участков, на котором ранее жила сайга. Вопрос к «Казавтожолу», почему они не учли пути миграции животных, почему не построили экодуки, пути перехода. Ведь сайга – мигрирующее животное, она делает круг по девяти областям Казахстана, уходит в Калмыкию, Монголию, — говорит Анаргуль Амирова.
Глава территориальной инспекции парировал, что дороги в нашей области появились не 20 и не 30 лет назад, их строили в советское время. По поводу экодуков в министерстве ставят этот вопрос, но для его решения необходимы очень большие затраты. На счет якобы необоснованных требований фермеров Нурлан Рахимжанов отметил, что воочию видел вытоптанные посевы и пастбища, когда работал акимом Бокейординского района.
— Мнение все равно получится однобоким, здесь нет глав крестьянских хозяйств, которые с 2019 года нам покоя не давали, — добавил он.
Все по науке
Руководитель территориальной инспекции также сообщил, что большая численность сайги несет риск вспышек различных инфекционных заболеваний, которые могут передаваться не только от одной особи к другой, но и к сельскохозяйственным животным.
— В этом году их 2 миллиона, в следующем году будет 3 миллиона, потом 4,5 миллиона, в 2026 году их станет уже 6 миллионов голов. Поголовье сайгаков может резко сократиться и также резко увеличиться. Именно с этих позиций сайгаки не внесены в Красную книгу, ученые давно занимались этим вопросом, — сказал Рахимжанов.
По его словам, регулирование поголовья сайги проводится на основе научных методов. Половина уничтожаемых животных – самки, 15% — самцы и остальные – приплод этого года. В этом году планировалось уничтожить 226 тысяч голов сайги, то есть 20% от общего поголовья, уничтожено только 20 058 голов, виной всему отсутствие опыта и погодные условия. Продолжится ли отстрел в следующем году, будет известно по результатам подсчета и биообоснования.
— В прошлом году был создан резерват в Бокейорде. Его цель – сохранение поголовья сайгаков. Сейчас, когда происходит регулирование, животные потихоньку переходят туда, площадь не маленькая – 657 тыс. га. Если каждый год их отстреливать, они будут вынуждены обитать в безопасной зоне. Там будут сеять многолетние травы, и потом хотят создать питомник для одомашнивания диких животных, чтобы в дальнейшем использовать их как домашний скот, — сказал Рахимжанов.
Спроса нет
Рассматривается также вопрос упрощения процедуры разрешения для любительской охоты, по словам присутствующих, это дало бы больше прозрачности и добавило элемент демократии. В настоящее время процедура слишком забюрократизирована. В этом году охотники проходили очень жесткую проверку на предмет владения оружием, отсутствия судимостей и прочего. Охотничьи бригады должны были состоять из пяти человек, с ними обязательно находился госинспектор.
Стоит ли овчинка выделки тоже вопрос неоднозначный. Сайгачье мясо особым спросом не пользуется. В Уральске сайгачатина продавалась только в двух торговых точках. Это связано также с тем, что Минсельхоз не успел разработать разрешение на свободную продажу.
Тем временем экоактивист Анаргуль Амирова уверена, что изначально реализация мяса животных не была в приоритете, вопрос касался только получения ценных дериватов. По ее словам, интернет пестрит фотографиями, где туши сайги с отрезанными рогами валяются в степи, выбрасываются в реку.
По вопиющим случаям проводилось расследование. Например, в Жалпактале на мясокомбинат пришла слишком большая партия туш, которую приняли, но не справились с объемом. Пропавшие туши пришлось зарывать в землю.
— Вчера нами было отправлено письмо с просьбой направить к нам спецкомиссию из Агентства по противодействию коррупции, чтобы департамент сельского хозяйства и другие причастные органы взяли этот вопрос под контроль. Сейчас наше предложение рассматривается. Мы открыли петицию, собрали 100 тысяч подписей, продолжаем собирать дальше, доведем это количество до полумиллиона и повторно отправим Президенту страны, чтобы наложили мораторий хотя бы сроком на пять лет, — сказала в завершении Анаргуль Амирова.
Фото и видео автора