Газета «Надежда»

В память об учителях

В память об учителях

Когда уходят в мир иной учителя, ученики душою сиротеют….

Фамилии выдающихся педагогов, внесших свой вклад в развитие образования Западно-Казахстанской области, можно перечислять долго. Каждый из них считал своей особой миссией преподавать, нести разумное, доброе, вечное… Редакция «Н» запускает небольшой цикл статей об учителях и открывает его те, кого уже нет с нами, но которые всегда будут живы в памяти и сердцах своих учеников, родных и просто горожан.

Чебаков Борис Сидорович: «Быть учителем – особая миссия»

В педагогике Приуралья Борис Сидорович занимает особое место. Он всю свою сознательную жизнь посвятил преподаванию, долгое время возглавлял школу № 7, его ученики работают не только у нас в Уральске, но и по всему миру. В декабре исполнится год с того момента, как Борис Сидорович ушел из жизни, но неизгладимая память о нем бережно хранится в сердцах всех, кто его знал.

Бориса Сидоровича Чебакова в Уральске хорошо знали не только его ученики и коллеги, но и многие горожане. Жизнь Бориса Сидоровича, особенно послевоенное детство, нельзя было назвать легкими и безоблачными, но несмотря на выпавшие на его долю испытания, он оставался человеком душевным, справедливым, неравнодушным к чужой беде. Оставшись без отца, который погиб на фронте, юный Борис Чебаков рано научился трудиться и брать на себя ответственность. Эти качество пригодились ему во многих моментах жизни. В 1960 году он окончил школу № 3, получил профессию токаря, далее был призван на службу в армию, вернувшись после которой, был принят на работу в свою родную школу № 3 мастером производственного обучения. Как вспоминают его соратники, здесь проявился его талант наставника и организатора. Открытой душой он потянулся к ребятишкам, не считаясь с личным временем, старался научить их всем тонкостям в технических кружках. И воспитанники Бориса Сидоровича на всех соревнованиях неизменно занимали призовые места. Окончив педагогический институт в 1974 году, Борис Чебаков продолжил работу в школе № 3 в качестве учителя истории, также был замдиректора по военно-патриотическому воспитанию. При его личном участии в школе – первой в городе – был открыт музей боевой славы, организованы экскурсии школьников по местам боевой и трудовой славы нашего народа, команда юнармейцев СОШ № 3 многократно являлась победителем в городских играх «Зарница» и «Орленок».

Свыше 15 лет Борис Сидорович руководил школой № 2, и за те годы, пока он был ее директором, школа четырежды была признана лучшей как по городу, так и в области. Но более всего он запомнился на посту директора школы № 7. Борис Сидорович принял руководство школой в непростое время – в лихие 90-е годы, став преемником ушедшего на пенсию Василия Андреевича Баева – корифея отечественной педагогики. Поэтому задача перед Борисом Сидоровичем стояла колоссальная: в условиях перехода к жестким условиям рыночной экономики сохранить все то лучшее в школе, что было создано Василием Андреевичем и его соратниками. И эта задача была выполнена: под руководством Бориса Сидоровича педагогический коллектив не только сохранил все имевшиеся достижения, но и умножил их, была укреплена материально-техническая база школы, открыты компьютерные классы. Многие коллеги, работавшие с Борисом Чебаковым, например, Сайра Исмагуловна Тлеужанова, вспоминают, что он был крепким хозяйственником, и люди старались учиться у него в том числе и этому.

Качество знаний тоже отвечало всем новейшим требованиям – ученики школы № 7 всегда занимали призовые места на различных олимпиадах, соревнованиях, поступали в вузы на гранты. Это результат большого, кропотливого труда опытных и знающих свое дело учителей, лично самого директора, которые, не считаясь со временем, отдают все свои силы и знания детям. При этом Борис Сидорович, несмотря на все свои заслуги, оставался человеком скромным, справедливым и честным. Говоря о профессии учителя, он всегда подчеркивал, что быть учителем – это особая миссия, служение ради детей, ради будущего нашей страны. И взяв на себя непростую задачу – вести других – нужно самому быть для них достойным примером.

Бориса Сидоровича я вспоминаю исключительно с положительной стороны, он запомнился порядочным человеком, хорошим педагогом. Не было такого, чтобы он повысил голос. Любил детей, был очень добрым – этого качества, на мой взгляд, сейчас не хватает многим учителям. Борис Сидорович всегда относился к детям очень уважительно, видел перед собой личность – не каждый педагог так может. Дети к нему всегда тянулись. Он пришел в школу в сложное время, 90-е годы. Наша школа № 7 всегда была на хорошем счету, в годы перестройки, конечно, стало очень сложно. Но Борис Сидорович сумел удержать существующую базу и развить ее. Это одно из главных его достижений, – сказала ветеран педагогического труда Сайра Тлеужанова, которая много лет проработала заместителем директора школы № 7.

Справедливым и порядочным Борис Сидорович проявлял себя и в общественной деятельности, будучи депутатом городского маслихата, руководителем ОО «Совет общественного муниципального округа «Юго-Восточный». Он никогда не поворачивался спиной к насущным проблемам людей, и люди, зная это, высоко ценили все его старания, уважали авторитет Чебакова.

За многолетнюю и плодотворную работу Б.С. Чебаков неоднократно награждался почетными грамотами министерства образования республики, является обладателем знака «Отличник просвещения КССР», награжден медалями «За доблестный труд» и в честь 10-летия Независимости РК.

 

Анна Давыдовна Данченко: «Ученики – это мои дети»

31 октября текущего года не стало Анны Давыдовны Данченко, которая посвятила преподаванию в школе № 7 свыше 40 лет жизни. Ее педагогическая деятельность неоднократно была отмечена Почетными грамотами, дипломами и наградами, в том числе от шефов школы – представителей ГК «Конденсат».

Самой главной своей наградой Анна Давыдовна всегда считала достижения своих учеников. Многие из них, выросшие и разлетевшиеся из родных пенатов, никогда не забывали своего наставника, поддерживали связь, поздравляли с днем рождения, Днем учителя. Про каждого из своих учеников Анна Давыдовна знала все, жила их заботами, учила преодолевать трудности и не бояться никаких обстоятельств.

– Мамины выпускники оказали помощь в проведении похорон, наша семья очень благодарна всем этим людям за их отзывчивость, сплоченность. Мама жила школой, своими учениками, всегда говорила: «Это мои дети», гордилась их успехами, – рассказывает Елена дочь Анны Давыдовны.

В семейном архиве до сих пор хранятся письма учеников Анны Давыдовны, поздравления, присланные на юбилеи и День учителя: «Несмотря на то, что школу № 7 я закончил в 1999 году, я до сих пор очень часто вспоминаю Ваши уроки. Мне повезло учиться у Вас. Тот фундамент, который Вы заложили, позволил систематизировать и разложить по полочкам все остальные навыки», – написал Василий Ковтун, учившийся у Анны Давыдовны.

«Для нас очень важно, что Вы учили нас с удовольствием и высокой отдачей, а мы в свою очередь обретали не только знания, но и научились строить отношения друг с другом и уважать тот окружающий мир, в котором мы живем», – отметил другой выпускник, А. Карнишкин.

Многие ее воспитанники отмечают, что Анна Давыдовна Данченко не просто преподавала свой предмет – математику, она была наставником юных сердец, ступивших на дорогу жизни, всегда щедро делилась не только знаниями, но и богатым жизненным опытом. Анна Данченко (Нагибина) родилась 27 сентября 1937 года в Уральске. Ее детство пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы. В школе № 7 в то время был госпиталь, семья жила недалеко от него, и ее мама работала там, а маленькая Анна ходила туда вместе с ней. Маленькая Аня любила петь, и она пела в госпитале выздоравливающим солдатам.

В 1944 году Ане исполнилось 7 лет, но в школу она не пошла, так как была слабенькой, болезненной. Первоклашкой она стала только в 1946 году, переступив порог той же самой школы № 7. В 1956 году, получив аттестат, она поступила в педагогический институт имени А.С. Пушкина на физмат.

– Образование тогда было действительно наивысшим, потому что мама в институте получила крепкие знания не только по своей профильной специальности, но и по другим наукам. И в дальнейшей своей педагогической деятельности, когда не хватало предметников, она могла вести уроки химии, физики, заменяла учителей русского и английского языков, потому что у нее была крепкая вузовская база, – отметила дочь Елена.

Окончив институт в 1961 году, Анна Давыдовна до 1965 года проработала в школе № 16, а затем вернулась в свою родную школу № 7, которой и посвятила годы педагогического труда до самого выхода на заслуженный отдых. Она всегда с благодарностью отзывалась о своих коллегах, но более всего – о директоре Василии Андреевиче Баеве, под началом которого ей довелось работать. Он, будучи сам талантливым педагогом и математиком от Бога, разглядел в Анне Давыдовне родственную душу, помогал ей с первых дней ее пребывания в школе.

Василий Андреевич для мамы был и руководителем, и наставником, и другом, и соседом по даче, наши участки находились рядом. Мы дружили семьями, общались, у них была прекрасная, интеллигентная семья. И мама с папой, особенно пока папа был жив, всегда старались поддерживать связь с Баевыми, – вспоминает Елена.

Со своим мужем Анна Давыдовна Данченко прожила долгую супружескую жизнь, вместе они воспитали двоих детей – сына и дочь, вместе радовались внукам. Ее муж с большим уважением относился к профессии супруги. Они всегда поддерживали друг друга, советовались по всем вопросам, были очень гармоничной парой, и с них старались брать пример окружающие. Внуков своих Анна Давыдовна очень любила, всегда принимала в их жизни самое деятельное участие.

За многолетний и добросовестный труд Анна Давыдовна была награждена медалью «Ветеран труда»Президиумом Верховного Совета СССР в 1985 году, дипломом «Лучший учитель года» от ГК «Конденсат» в 2003 год, а также неоднократно отмечалась Почетными грамотами.

 

Exit mobile version