Газета «Надежда»

Шекспировские страсти мещанской трагедии

«Гроза» Александра Островского на уральской сцене стала заключительным спектаклем в рамках гастрольного тура столичного русского театра драмы им. М. Горького. Страшная история жизни молодой женщины в доме нелюбимого мужа, история об одиночестве и смерти, ставшей блаженным исходом от нескончаемых и невыразимых страданий. Пьеса в постановке петербургского режиссера Рачи Макатаева не оставила зрителей в зале равнодушными.

Роман ДРОЗДОВ

Беспросветно серый мир заштатного городишки на Волге воплотился на сцене высоким неопрятным забором, огородившим место действия, как некий лимб. В этом адском круге разворачивается драма, наполненная непримиримой злобой, жестокостью, лицемерием и ханжеством. С самого начала красной нитью повествования проходит эта тягостная атмосфера неволи, от которой не скрыться и не убежать. Главная героиня Катерина, которую сыграла актриса Ульяна Апрельская, на протяжении всего спектакля очень часто упирается лицом в забор – поза загнанного человека, лишенного всякой надежды. Неволя здесь квинтэссенция ощущений, возведенная в кубическую степень, основной элемент драмы, который так живописно раскрыл декоратор.

Среди богомольных святош в черных одеждах, бьющих поклоны и крестящихся на свое заточение, появляется светлый человек, мещанин Кулигин (Данил Хомко), блаженный юродивый в этом мрачном мире, который прозревает красоту где-то вдали. «Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита», — вздыхает он. Но в мире ползучих гадов не принято говорить о полетах. Эти люди не знают другой жизни, и ад, созданный ими же, является для них родным домом. Кулигину дают это понять в доступной и простой форме – его избивают.

Катерина не лишена этой надежды, она размышляет о том, чтобы стать птичкой и улететь за эти страшные ощеперившиеся заборы. Но ее надежда и стремления печальны, она понимает, что при жизни добиться этого невозможно. Ее первые раздумья о самоубийстве завуалированы прекрасными мечтами, в них она находит отдохновение и отраду.

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых», — говорит странница Феклуша (Оксана Бойко) – лицемерка и воровка, обряженная в тряпье здешнего благочестия.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Людмила Крючкова), уважаемая в городе купчиха, пьяниц и оборванцев не обделяет податью, молится напоказ, а дома превращается в злобного самодура, терзающего своих детей, а особенно невестку Катю. Муж Катерины Тихон (Максим Ященко) любит свою супругу, но слово матери для него закон. Кабаниха учит сына всем тонкостям православного домостроя, дескать жена да убоится мужа. Тихон безволен, с детства фигура матери была для него идолом, лишившим его собственного мнения. Все в доме должны поклоняться ей, великой благодетельнице. Катерина, выросшая в любви и ласке, не принимает такой порядок вещей, но вынуждена мириться.

Сам Тихон, хоть и привык к тяжелой руке своей матери, вырваться из-под ее опеки хоть на некоторое время почитает за счастье. На две недели он уезжает в Москву по делам, где может свободно придаться разгулу и пьянству. Катерина предчувствует скорую беду, молит мужа не оставлять ее одну, но тот пренебрегает желанием жены. «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?» — говорит он.

Катя предвидит исход своей тоски, своей горькой участи. Так и вышло. Влюбленная в Бориса Григорьевича (Сергей Маштаков), племянника знаменитого в городе купца, Катерина при помощи сестры Тихона Варвары (Екатерина Максим) в первую же ночь встречается с ним и, не в силах устоять, поддается его ласкам.

Вина за измену тяжким грузом ложится на ее сердце, и, когда муж возвращается домой, она перед всеми домашними раскрывает свой грех. Происходит большой скандал, Тихон по наущению матери избивает Катю для вида, та убегает из дома. Действие происходит в грозу, словно сама природа разразилась проклятием над головой бедной Кати.

Тихон не знает, что делать. Всю жизнь проживший волей своей матери, он спрашивает об этом Кулигина. «Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить», — отвечает тот. Блаженный высказывает старую библейскую истину о прощении. Но за показным благочестием в доме Кабанихи поблекли все простые человеческие истины. «Ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!», — пересказывает Тихон слова своей матери.

Катя идет к Борису Григорьевичу, но тот отвергает ее. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше…» — размышляет она. Лирический монолог главной героини пронизан тоской по свободе, пусть и свобода эта достанется ей ценой смерти: «Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие». Под эти сладкие грезы Катерина будто засыпает. Засыпает вечным сном.

Жители нашли ее бездыханное тело. Несчастная бросилась в Волгу с высокого обрыва и разбилась о якорь. Самоубийство Катерины становится протестом против бездушия и ханжества тупого провинциального общества, мольбой о любви, свободе и прощении.

После спектакля остается тяжелый осадок на сердце и в то же время хорошее послевкусие. Мещанская трагедия, разыгравшаяся грозой над купеческим домом, не отдавала пошлостью и прочитывалась как возвышенная почти шекспировская история. Заслуга в этом, безусловно, как самого автора, так и театральной постановки. Во-первых, как уже было отмечено выше, впечатлили декорации – забор, доски которого по ходу пьесы и по мере приближения к кульминации выпадали из состава единого строения, знаменуя разрушение дома Кабанихи и ее личного ада. Впечатлила игра актеров: истерия сходящей с ума от одиночества главной героини, безволие Тихона и самодурство его матери переданы с живым психологизмом. Образность молящихся мещан на стены своей жуткой преисподней, смерть Катерины, засыпающей в утешающих мечтах о могиле – просто гениальная находка.

Об актуальности классиков уже много говорилось, но пьеса Островского о, казалось бы, темных временах домостроя, которые должны остаться далеко позади, все еще имеет остроту и в наши дни. Ведь сколько таких несчастных сегодня, загнанных в рамки бытового порядка, угасающих в одиночестве среди не понимающих их «близких».

Фото и видео автора

Exit mobile version