Газета «Надежда»

Яблоневый рай: Один день из жизни садовода Кайрата Каримова

Родиной яблок принято считать Алматинскую область. Хотя в прошлом и наш город славился яблоневыми садами. Первые упоминания об уральских яблоках встречаются в записях краеведов, датированных ХVIII веком. А многие из ныне живущих еще застали в самом расцвете Мичуринские и Барбастауские сады, чьи урожаи обеспечивали потребности не только ЗКО, но и других регионов. Несмотря на богатую историю нашего края и благоприятные климатические условия, сады были безвозвратно потеряны. Что же изменилось, и почему до сих пор никто не взялся за возрождение промышленных садов в нашей области? Корреспондент «Н» решила на себе испытать, каково это – выращивать яблоневые сады, и на один день сменила профессию, став помощницей известного в ЗКО и за её пределами садовода Кайрата Каримова, который десять лет назад заложил экспериментальный сад-питомник.

Жанна МАХАМБЕТОВА

Осень уверенно вступает в свои права. Рабочий день в саду значительно сокращается. В летнее время рабочий день садоводов начинается в четыре-пять утра, с приходом осени чуть позже, в семь-восемь. Семья Каримовых встает на рассвете и спешит успеть выжать максимум из осенней поры – ведь это сбор драгоценного урожая. Нужно собрать яблоки, взвесить каждый плод, все записать. Строгий учет ведет супруга Кайрата, Роза.

– Мы занимаемся научной работой по изучению сорто-подвойных комбинаций в условиях резко-континентального климата. Методом отбора выделяем лучшие сорта, которые будут рентабельны для выращивания в условиях промышленного садоводства. За каждой яблоней со времени ее посадки ведется наблюдение, фиксируется все от первой почки, листочка, до бутонов и плодов, сколько завязалось плодов, сколько яблок выспело, каждый плод взвешивается отдельно. Также фиксируется вкус плода и его витаминный состав. И так каждый сезон, – объясняет Кайрат Каримов.

Работа эта очень трудоемкая и кропотливая, требующая внимательности и терпения. В саду свыше пяти тысяч деревьев. Научные исследования супруги-садоводы никому перепоручить не могут, все ложится на их плечи. На подмогу в семейном деле приходит дочь Эльмира. Несколько лет назад девушка оставила работу в престижной компании и решила продолжить дело родителей. Вместе с отцом она выезжает на различные научные конференции и симпозиумы.

–  В конце августа ездили на научно-практическую конференцию в г. Константиново в Рязанской области, где я выступил с докладом «История создания сада памяти им. С.И.Исаева». Дочь представила доклад «История возрождения садоводства в Западном Казахстане». Наши работы высоко ценят российские ученые-селекционеры. Также участвовали в международной конференции, которая проходила в г. Мичуринске, являющимся центром садоводства. И это единственный город, удостоившийся статуса наукограда. Когда мы были в Константиново, мне подарили саженец от мемориального тополя, которому на следующий год исполняется сто лет. Этот тополь на своей малой родине, в Константиново, посадил Сергей Есенин, один из моих любимых поэтов, – показывает Кайрат маленькое дерево с сертификатом.

Невольно наполняет чувство гордости за то, что у нас будет расти такое дерево.

Деревьям нужна забота

В питомнике у Каримова очень много разных диковинных для нашего региона деревьев, кустарников и лекарственных трав. Тонкий аромат удивительных роз смешивается с пряными нотками цветущего жасмина, здесь же пылают пурпуром барбарисы, на аккуратно постриженном газоне лежат большие зеленые шары. Оказывается, это карликовые сосны. Здесь же растут кудрявые ивы и березы, краснолистные дубы и клены, орехи, персики и другие деревья, которых не встретишь больше нигде в нашем регионе. Чуть поодаль стоит стройный ряд аккуратных пирамидок – это голубые ели и туи. Большая часть растений коллекционные. Залюбовавшись пушистыми красавицами, задаю вопрос, в чем же секрет выращивания хвойников, и почему у нас в городе ежегодно высаживают ели и сосны, но большая часть из них высыхает. Несколько лет назад по дороге на аэропорт было высажено несколько десятков уже больших сосен, но сейчас из них остались считанные единицы.

– Во-первых, саженцы хвойных требуют обильного полива, у них поверхностная корневая система, вследствие чего они очень чувствительны к пересушке и требовательны к атмосферной влажности.  Во-вторых, ели и сосны весьма подвержены различным болезням и вредителям, одна ложнощитовка чего стоит! Это насекомое может уничтожить все посадки, обязательно нужно следить и вовремя обрабатывать от вредителя. В конце зимы и начале весны из-за яркого солнца у них происходят солнечные ожоги.  Если в первые годы после посадки их не притенять, то деревья могут погибнуть, особенно туя, она может сгореть буквально за пару дней. Ну и самая главная причина, по которой хвойники плохо приживаются и не растут, – это агрессивная городская среда. В условиях сильнейшей загазованности города происходит интоксикация растения, так как оно не сбрасывает свою хвою, как листопадные,  хвоя обновляется раз в 4 года, а у лиственных деревьев листва обновляется каждый год. У хвойных в городской среде забиваются устьица пылью, сажей от выхлопов автомобилей, и деревья задыхаются. К примеру, тополь все, что впитал, к зиме сбросил, а ель от этих токсинов избавиться не может. Вообще лучший чистильщик города – это тополь: неприхотливый, быстрорастущий, и он  лучше других деревьев очищает воздух. Хорошо растут дубы, липы, лиственницы, вязы. Кто был в Алматы, видел дубовые аллеи, а там загазованность выше нашей, – рассказывает Кайрат.

Также решающую роль при покупке растения играет поставщик. Не стоит покупать привозные хвойники с распродаж, даже с комом земли их корни могут быть уже  пересушены в дороге, ведь неизвестно, сколько времени дерево провело в пути, а для сосны и ели достаточно нескольких часов, чтобы начался процесс отмирания корневой системы. При этом дерево будет сохранять свою пушистость, зеленую окраску и смолистый запах. Достаточно вспомнить, сколько может стоять новогоднее дерево без корней, выброшенные после праздников сосны остаются зелеными в сугробах до весны. При посадке пересушенное растение погибнет не сразу, какая-то часть корневой системы еще будет подпитывать дерево, оно будет пытаться выжить, но прироста давать не будет, и если не сможет восстановиться, то через сезон начнет постепенно увядать. Шансы на то, что привезенные издалека хвойники хорошо приживутся, весьма невелики. При покупке любых саженцев предпочтение всегда лучше отдавать местным питомникам. Свежевыкопанное растение имеет больше шансов на выживание при пересадке.

Секреты садовода

Мы подходим к так называемому маточнику, где высажен подвой – это материнское растение, корни будущего дерева.

 – Прежде чем получить однолетний саженец, сначала нужно вырастить подвой, через год сделать привой: с сортового, плодоносящего растения срезать почку и привить ее. Дальше наблюдать, как будет происходить процесс приживания, и только после этого готовый саженец можно пересадить на постоянное место. Три года уходит на получение саженца, который считается однолетним. Есть еще особенности селекционной работы. Яблоня может быть карликовой, полукарликовой или высокорослой, – объясняет Кайрат.

По его словам, для садов в нашем регионе наиболее рентабельны полукарликовые подвои, яблоня вырастает невысокой, что значительно упрощает уход за деревом и сбор плодов. Такие сады не требуют опоры и менее затратные. Карликовые же сады более дорогие в закладке, им необходима опора, а также они требуют квалифицированной рабочей силы.

Практически всю работу по саду Кайрат и Роза Каримовы делают сами, сейчас остался один помощник. Как и все сельхозтоваропроизводители, Каримов остро испытывает дефицит кадров. Люди не хотят работать на земле даже за хорошую зарплату, все ищут легкий, ненапряженный заработок. Поэтому фермерам приходится все делать своими руками. Между тем мы подходим к винограднику, здесь собрана коллекция, в которой насчитывается более 200 сортов. Радушный виноградарь предлагает попробовать разные и сравнить. Невероятно сладкие, технические сорта винограда используются для получения сока и в виноделии. Дальше идут столовые сорта, огромные гроздья висят в специальных мешочках для защиты от ос, которые тоже не прочь полакомиться вкусным урожаем. Просто диву даешься, как такая тонкая лоза выдерживает внушительный вес гроздей.

– Это сорт «Алеша Попович», вес одной грозди может достигать до двух с половиной килограмм, – говорит Кайрат, заметив мое удивление. – Вот финальная дегустация, этот виноград надо пробовать с закрытыми глазами.

Действительно, это невероятный вкус, напоминающий ананас с манго и клубникой. Такого многогранного и необычного обилия вкусовых оттенков нет ни у одного плода и, если не знать, что попробовал виноград, просто невозможно угадать, что же ты ешь. Чтобы взрастить все это великолепие, приходится приложить немало усилий. Осенью весь урожай нужно собрать, затем провести обрезку винограда, каждую лозу уложить в яму и укрыть специальным материалом, затем присыпать опилками, песком или землей, здесь важно сохранить баланс, чтобы лоза не замерзла, но и не сгнила. Весной виноград нужно вновь достать, каждую лозу прикрепить к шпалере, провести обработку. Больше двух недель уходит только на укладку виноградника на зиму, столько же – чтобы его пробудить весной.

Больше, чем просто сад

Слушая садовода, невольно поражаешься, откуда столько энтузиазма и сил на все это. Ведь никакого дохода сад пока не приносит, а помощи от государства в виде субсидирования нет. Все работы были сделаны полностью за свой счет. Увлечение садоводством началось с простой дачи. И когда там стало тесно для всех тех деревьев, которые хотелось посадить, супруги решили заложить сад. История питомника началась в 2014 году с аренды участка в 7 гектаров на берегу Садовского озера. Почти год ушел на расчистку от поросли, выкорчевку пней, подведения коммуникаций и установку капельного орошения. С посадочным материалом помогла Ирина Сергеевна Исаева – дочь выдающегося селекционера Сергея Ивановича Исаева, ученика и последователя самого Мичурина. Сергей Иванович внес неоценимый вклад в сортообразование яблонь, его программой и методикой селекции пользуются до сих пор. Поэтому, когда был заложен сад, Кайрат назвал его в честь этого выдающегося ученого – «Международный сад-питомник памяти С.И. Исаева». Ирина Сергеевна называла Кайрата своим «сыном от садоводства», а посаженный им сад – «грибницей будущих садов Евразии». Сейчас здесь собран ценнейший генофонд плодовых деревьев для резко-континентального климата. По заключению российских ученых-селекционеров, питомник не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Известнейшие на весь мир мэтры садоводства с большим уважением относятся к Каримовым и дают высокую оценку их трудам. С ними сотрудничают известные НИИ, профессоры и академики. А вот, к сожалению, на родине его труды остаются без должного внимания. Несколько лет назад научное сообщество даже написало письмо Президенту РК с просьбой поддержать уникальный сад Кайрата, где собран ценнейший генофонд яблонь.

– У Уральского садоводства очень богатая история, и первые упоминания о наших яблоках известны еще с 18-19 веков. В 1910 году наш уральский анис был отмечен золотой медалью на всемирной выставке в Париже. Именно наш регион с его климатом и биохимическим составом почвы позволяет получить самые богатые микроэлементами и отличающиеся многообразием вкусов яблоки. Наша область находится в местах слияния трех рек и очень перспективна как для любительского, так и для промышленного садоводства. Но для этого нужны специальные сорта, способные давать хороший урожай в условиях резко-континентального климата. Каждый сорт в разных климатических условиях может повести себя совершенно непредсказуемо, и только методом кропотливого отбора получится выделить наиболее подходящие сорта. Один и тот же сорт яблок может по-разному окрашиваться,  в нашем регионе быть абсолютно красными, в другом регионе полосатыми. По результатам исследований мы уже отобрали несколько сортов с хорошим потенциалом, которые гарантировано дадут высокий урожай, их можно запускать для промышленного садоводства, – говорит Кайрат Каримов.

Но для закладки промышленного сада нужны немалые средства, и далеко не каждое КХ, даже при большом желании, в состоянии разбить сад. Важно правильно подобрать участок, высадить ветрозащиту, провести электричество, обязательно капельное орошение, ну и, соответственно, техника и рабочие. Все это требует мер государственной поддержки, а их для ведения садоводства в нашем регионе нет, почему-то ЗКО совершенно незаслуженно считается не перспективной для садоводства. Однако исторические документы, сады времен Союза и уникальный сад Каримова доказывают обратное. Крайне неразумно не воспользоваться научными работами своего селекционера, который столько усилий вложил для возрождения садов Приуралья. Имея свой проверенный посадочный материал, научную базу, потенциал области остается не реализованным, а прилавки завалены безвкусными импортными фруктами с низким, а то и нулевым, содержанием витаминов. При достаточном внимании Минсельхоза и разработке доступного субсидирования ЗКО могла бы внести огромный вклад в импортозамещение.

Во благо родного города

Три года назад Кайрат сделал шаг к своей мечте. Он презентовал проект Ботанического сада, который помимо того, что украсит наш город, будет иметь большую научную ценность. Здесь будут проводиться научные исследования и интродукция новых для нашего региона растений для создания устойчивого регионального ассортимента. Конечно, для тропических видов потребуются большие теплицы и оранжереи, но Кайрат одержим желанием сделать для жителей и гостей области такой подарок. Помимо научной ценности сад станет главной достопримечательностью города, что важно для развития внутреннего туризма. Также это будет большой вклад в экологическое воспитание подрастающего поколения. Здесь школьники смогут на практике изучать редкие виды растений и учиться ухаживать за ними.  Но, пока все это лишь в планах, для реализации которых нужны немалые финансовые вложения. На одно только ежемесячное обслуживание сада по предварительным подсчетам потребуется от 5 млн. тенге. Это без учета посадочного материала, большую часть которого, благодаря заслуженному уважению со стороны научного сообщества, известные ботанические сады готовы предоставить безвозмездно. Часть саженцев уже завезена и ожидает открытия Ботанического сада. Подобного проекта никто и никогда не предлагал, и вряд ли найдется еще такой бескорыстный человек, который не ради собственной выгоды, а действительно для блага горожан хочет посадить Ботанический сад. Такому проекту везде должен быть «зеленый свет» и всяческая поддержка от госорганов, местные власти должны уцепиться за него и изыскать меры поддержки. Ведь если Кайрат по каким-то причинам перегорит в своем желании, никакого уникального сада и даже простого парка в нашем городе никто уже не посадит.

Фото автора

 

Exit mobile version