Газета «Надежда»

ОСМС и кредиторская задолженность

В Фонде социального медицинского страхования дает разъяснения по вопросам касательно кредиторской задолженности медицинских организаций и причин ее образования. Также в перечень включены ответы на частно задаваемые вопросы и комментарии по встречающимся заблуждениям, на основе анализа публикуемых в СМИ и социальных сетях материалов.

 

Кредиторская задолженность – это задолженность медицинских организаций (которые являются поставщиками Фонда соцмедстрахования по оказанию медицинских услуг) не перед Фондом, а перед другими медицинскими организациями (соисполнителями).

 

Кредиторская задолженность делится на краткосрочную или долгосрочную. Долгосрочные обязательства – это обязательства со сроком исполнения более 12 месяцев. Срок погашения краткосрочной кредиторской задолженности (текущей) не должен превышать 12 месяцев с момента ее возникновения.

Вместе с тем хотели бы отметить, что, согласно договорам присоединения, поставщик в лице медицинской организации, заключившей договор закупа, обязан обеспечить меры по недопущению образования кредиторской задолженности.

 

Краткосрочная кредиторская задолженность, как показывает анализ, в целом свойственна многим медорганизациям, и в течение года они закрывают ее. Приведем один из примеров возникновения краткосрочной кредиторской задолженности, которыми делились сами руководители медорганизаций. Больница получила поставку годового объема лекарств от Единого дистрибьютора. Всей суммы для расчета с поставщиком единоразово у нее нет, и оплату она производит частично. Долг за лекарства становится краткосрочной кредиторской задолженностью. В течение года больница погасит ее, полностью рассчитавшись за лекарства.

Что касается долгосрочной кредиторской задолженности, то сейчас наблюдается тенденция к ее снижению. В 2023 году она достигала 22,7 млрд тенге,  по итогам августа 2023 года – уже 15,5 млрд тенге (снижение на 32%).

 

Основными причинами образования кредиторской задолженности у медицинских организаций перед третьими лицами, как показывает анализ, являются:

А) Ежегодное поэтапное повышение заработной платы медицинским   работникам.

В настоящее время, по поручению Главы государства ежегодно увеличивается заработная плата медицинских работников, в том числе прибавка  врачам – 30%, среднему медицинскому персоналу – 20%, представителям прочего медицинского персонала – 20%. В этой связи заработная плата врачей выросла с 454 тыс. тенге в 2022 году до 589,9 тыс. тенге в 1 квартале 2023 года, среднего медицинского персонала – с 236 тыс. тенге до 283 тыс. тенге, остальных работников – с 77 тыс. тенге до 111 тыс. тенге. Таким образом, доля расходов на фонд оплаты труда составила до 80% от суммы дохода. То есть на прочие траты остается только 20%. При ежемесячной выплате заработной платы остается высоким риск непогашение кредиторской задолженности по другим статьям расходов.

При посещении председателем правления медицинских организаций данная тема обсуждается на постоянной основе. Как делились при этом руководители медицинских организаций, чтобы не допустить финансового кризиса, они пересматривают структуру, сокращают чрезмерно раздутый штат, снимают дополнительные ставки врачам по невостребованным профилям, отдают отдельные виды медуслуг на соисполнение, если это выгоднее, чем содержать отдельную единицу врача, сдают пустующие помещения в аренду, проводят ревизию лекарственных запасов и пересматривают объемы закупа препаратов, которые имеют тенденцию  залеживаться (все эти примеры приведены из опыта  реальных медицинских организаций, которые были посещены представителями Фонда в ходе рабочих поездок и затем были освещены в пресс-релизах), а также предпринимают другие управленческие решения, направленные на оптимизацию расходов.

Б) Низкие тарифы, не предусматривающие ежегодный рост тарифа в связи с инфляцией и ростом цен на лекарственные средства и медицинские изделия, продукты питания, транспортные услуги, коммунальные и иные услуги и работы. В этой связи Фондом разрабатываются предложения и передаются в уполномоченный орган.

В) Неоправданно большие расходы медицинских организаций, в том числе на содержание зданий, включая пустующие. Данная проблема должна решаться на уровне медорганизации путем налаживания управленческого менеджмента.

Г) Неприоритетное распределение средств. К примеру, приобретение дорогостоящего оборудования при отсутствии должного спроса на данный вид обследований; закуп нескольких видов аналогов одного препарата; выдача необоснованных премий работникам при наличии долгов.

Г) Низкая численность населения. К примеру, имеет место малая загруженность коек медицинских организаций, как правило, находящихся в малочисленных населенных пунктах.

 

Для погашения кредиторской задолженности перед третьими лицами (не перед Фондом) медицинским организациям необходимо пересмотреть и оптимизировать текущие расходы, а также планирование закупа лекарственных средств и медицинских изделий с учетом остатка.

Местным исполнительным органам необходимо пересмотреть план развития медорганизаций на предмет обоснованности плановых расходов, исключить неприоритетные затраты.

 

В настоящее время прорабатывается вопрос погашения кредиторской задолженности государственных медицинских организаций за счет средств местного бюджета в рамках нормы о дополнительном обеспечении бесплатной медицинской помощи, которая заложена в Бюджетном Кодексе.

При этом, несмотря на то, что вопросы погашения кредиторской задолженности не в компетенции Фонда социального медицинского страхования, Фонд тем не менее занимается изучением и анализом ситуации, вырабатывает предложения по улучшению финансового положения медорганизаций. Также совместно с Министерством здравоохранения в июле 2023 года было принято решение выделить дополнительно порядка 60 млрд тенге в системе ОСМС, которые были доведены до филиалов и распределены среди поставщиков в рамках проведения процедур закупа медпомощи.

Exit mobile version