В Уральск с гастролями приехал Государственный академический русский театр драмы им. М. Горького из Астаны. И 26 сентября все любители театрального искусства могли насладиться замечательным спектаклем, неустаревающей «Женитьбой» Николая Гоголя, поставленной режиссером Туфаном Имамутдиновым. Классика всегда к месту, но еще большую актуальность ей придало необычное прочтение. Нет, это был все тот же Гоголь, то же «совершенно невероятное событие в двух действиях», только событие это перенесено в нашу современную эпоху.
Роман ДРОЗДОВ
Перед началом спектакля директор русского драматического театра им. Н. Островского Ирина Какойло поприветствовала гостей, пожелав столичной труппе, чтобы у них всегда были аншлаги. В свою очередь вице-консул Генерального консульства РФ в Уральске Хаджимурат Атмурзаев отметил, что на спектакль были приглашены 50 учителей и методистов русского языка и литературы. Таким образом их поздравили с профессиональным праздником. Уральцы – очень театральная публика, и приезд столичных гостей не остался не замеченным. В зале не было свободных мест.
— Любые гастроли это всегда волнительно. Тем более что к столичному театру в регионах особое внимание. Но ваш теплый прием нас согревает, это очень приятно. Мы привезли в Уральск самые замечательные из последних наших премьер, это – и комедия, и драма, и сказка. В вашем городе мы были ровно пять лет назад, и за эти пять лет наша труппа пополнилась новыми молодыми актерами, которые в том числе с удовольствием сыграют для вас, — сказал художественный руководитель театра Бекпулат Парманов.
Первая появление актеров на сцене уже могло сбить с толку. Огромный стол, за которым сидят представительные мужчины в пиджаках и галстуках, возглавляет заседание Иван Кузьмич Подколесин (Денис Анников), министерский советник в некоем департаменте. Фоном проходят сводки скучных государственных рапортов с цифрами и сложными терминами. Подчиненные поочередно встают и отчитываются перед своим начальником об исполненных поручениях. Но поручения эти касаются отнюдь не казенных дел. Иван Кузьмич задумал жениться, и хочет, чтобы фрак сидел хорошо и сапоги мозолей не натирали. Не дай бог в обществе толки нехорошие пойдут, мол, жених солидный, а одет неприглядно.
Осовременивание классики путем перенесения действия произведения в наши дни прием далеко не новый. Однако многие постановщики грешат излишними вольностями в трактовке, в самой подаче материала, где от оригинала иной раз остаются только имена персонажей. В данной же постановке режиссер ни на йоту не изменил контекст гоголевской пьесы. Конечно, странно, почему поиском невесты для современного государственного чиновника занимается сваха, но это не портит общего впечатления, а скорее усиливает комедийный эффект. Появление старухи Феклы (Нина Дроботова) в офисе департамента вызвало бурю эмоций зала. Игра на контрасте всегда производит впечатление.
Подколесин человек важный, расчетливый, но робкий в общении с женщинами и мягкотелый с друзьями. Приказания умеет отдавать только подчиненным и людям более низкого социального положения. Он расспрашивает Феклу о будущей невесте, красива ли, не стара ли годами, какое приданое за ней идет. Важничает, раздумывает. И тут в дело включается его друг Илья Фомич Кочкарев (Сергей Маштаков). Он тоже женился благодаря стараниям старухи Феклы, но неудачно. Он прогоняет старуху и рьяно берет ее инициативу сосватать приятеля за успешную бизнесвумен, давно засидевшуюся в девках, Агафью Тихоновну Купердягину (Светлана Фортуна).
В свою очередь Фекла устраивает для Купердягиной настоящий кастинг женихов. К ней помимо Подколесина в одно и то же время пожаловали еще три претендента с забавными говорящими фамилиями, но Агафья не решается выбрать. Кочкарев же, найдя подход к ней, предлагает в качестве кандидата своего друга, в красках расписывает его достоинства, даже те, коими он обделен, и заинтересовывает Агафью Тихоновну.
Тем временем Иван Кузьмич, пообщавшись с другими женихами, начинает сомневаться в правильности намеченного пути. И нос невесты ему уже кажется великоватым, и «по-французски она не бельмеса». Но в очередной раз поддавшись уговорам друга, тот все же соглашается.
Стоит отметить отличную ровную игру столичных актеров, воплотивших на сцене гоголевских персонажей с их гротескными и будто вывернутыми наизнанку характерами. Светлане Фортуна удалась роль строгой деловой женщины, интеллигентной и сдержанной, которая боится обидеть своих женихов и прогнать их прочь, и которая в то же время не смущается показать свои романтические чувства к субтильному и робкому Подколесину. Денис Анников, сыгравший Ивана Кузьмича, всецело воплотил на сцене образ нерешительного и податливого человека, боящегося женщин, но отлично справляющегося со своими служебными обязанностями. Он жалок и смешон в своих юношеских ужимках при общении с дамой, искренней наивности и патологической безвольности и малодушии. Сергей Маштаков, сыгравший Кочкарева, показал человека, напротив, решительного и активного, который не полезет за словом в карман и ради блага своего приятеля способен хитрить, лгать и наушничать. Он хороший друг, располагает к себе людей, но забывает, что каждый должен жить своим умом. Другие очень яркие персонажи – сваха Фекла, женихи Яичница, Анучкин и Жевакин тоже представлены блестяще, без лишнего жеманства и переигрывания. Естественно, определенную долю позерства и манерности предусматривает как жанр комедии, так и сам Николай Васильевич. Его герои – это всегда карикатуры, чье уродство характеров основной элемент юмора.
Мораль истории проста – думай своей головой, ведь порой навязанные обществом догмы могут стать тяжелым испытанием.
*Интервью с актрисой Светланой Фортуна читайте в новом номере газеты «Надежда» от 4 октября.
Фото и видео автора