Во все времена профессия учителя была и остается одной из самых почитаемых. Учитель не только дает знания по какому-то определенному предмету, но и сеет в юных сердцах разумное, доброе, вечное. Ведь педагоги, как и родители, призваны воспитать человека цельного и всесторонне развитого. И благо, что в наших школах есть такие учителя с горящими глазами, которые дарят детям, как говорил Аристотель, путевку в добрую жизнь. Александр Мясников преподает историю в школе-лицее №35 больше десяти лет, и когда он только пришел, то не побоялся взять на себя очень ответственную миссию – возродить в школе дебатное движение, ставшее для многих его учеников той самой доброй дорогой жизни.
Роман ДРОЗДОВ
Первопроходцы
Вообще дебатное движение в лицее появилось еще в 90-х годах. Это были первые робкие попытки привлечь учеников к обсуждению животрепещущих тем, волнующих общество. В Казахстане оно тоже еще только зарождалось.
– В свое время наш лицей был одним из первопроходцев дебатного движения не только в городе, но и в области. Преподаватели, работавшие до меня, начинали это дело, но затем они ушли, и дебатное движение, если не прекратилось, то несколько замедлилось. В 2012 году я пришел работать в школу, и мне сразу же было поручено продолжить начинание. Наш школьный дебатный клуб «Олимп» организационно оформился пять лет назад, его посещают ученики 8-11 классов. Сначала мы выступали на уровне школы, по собственной инициативе стали участвовать в студенческих дебатных турнирах, потихоньку учились, набирались опыта и знаний. И только в последние четыре года мы активно включились в то дебатное движение, которое организовано областным управлением образования, – рассказывает Александр Мясников.
За эти четыре года, по словам педагога, учащиеся школы-лицея № 35 добились высоких результатов на уровне города. Команда русской лиги стала абсолютным чемпионом городских соревнований. Другие школы были еще не так опытны, поэтому соперников у лицеистов было не так много. На областных турнирах подопечные Александра Георгиевича также занимают призовые места на протяжении трех лет.
Стоит отметить, что в рамках дебатного движения действует три лиги: казахская, русская и английская – в зависимости от того, на каком языке выступают участники. По информации управления образования ЗКО, в настоящее время по области функционирует 255 дебатных клубов, объединяющих участников казахской лиги, 67 клубов русской лиги, и пока существуют только шесть клубов, в которых учащиеся выступают на английском языке. В прошлом году количество учащихся с 6 по 11 классы, охваченных 326 дебатными клубами, составило 13 700 человек. Эта цифра, уверяют специалисты облуо, растет с каждым годом.
Успехи и неудачи
– С прошлого года по инициативе областного управления образования мы начали активно возрождать и участвовать вместе с другими школами в дебатных движениях на английском языке. Здесь немаловажную роль, конечно, играет само знание языка на достаточно высоком уровне, чтобы ученики могли и понимать речь оппонентов, и сами свободно разговаривать. С этим мы хорошо справляемся, наши участники английской лиги имеют высокий показатель по сдаче теста IELTS с уровнем 7-8 баллов. В этом деле мне помогает учитель английского языка Лариса Афанасьевна Селезнева, – говорит Александр Мясников.
В этом году ученики 10 и 11 класса Мансур Оразгалиев и Алихан Мукангалиев, участвовали в соревнованиях дебатной лиги на английском языке. Они два раза выступали на республиканском уровне и прошли в четвертьфинал. Также Чингиз Карин и Димаш Муханжан, которые участвовали в городских, областных и республиканских дебатных турнирах на русском языке, показали достаточно высокий уровень игры и знание формата. В частности, Димаш на городском и областном турнире получил звание «Лучший спикер» на русском языке. В позапрошлом году Алина Муфтеева и Антон Усенко на городском и областном турнире заняли призовые места.
В декабре прошлого года юные дебатеры школы-лицея № 35 приняли участие в республиканском турнире в Астане, где вместе с другими юными интеллектуалами отстаивали честь области. Участники английской лиги вышли из отборочных игр и добрались до четвертьфинала. Ребятам, принимавшим участие в дебатах на русском языке, повезло чуть меньше, но они не расстраиваются – есть возможность расти, а главное желание.
– Понятно, что нам еще недостаточно теоретических и практических навыков, которые необходимы для республиканских турниров. Уровень русской лиги у нас немного ниже казахской, потому что меньше команд выступает, нет такого элемента соревновательности. Хотя сейчас уже появляются новые интересные команды. И мы приехали на республиканский турнир в первую очередь с целью посмотреть, оценить свои силы. У нас есть все ресурсы, чтобы добиться больших результатов, и мы упорно над этим работаем, – подчеркнул Александр Мясников.
Любое поражение для детей немного болезненно, продолжает Александр Георгиевич. Но справиться с неудачей помогает психологическая поддержка наставников. Детям всегда говорят, что это всего лишь игра, моделирующая условную ситуацию, и нужно уметь принимать правила этой игры. Победили – хорошо, проиграли – тоже своего рода результат. Значит, есть над чем работать. И ребята, по словам учителя, сами пытаются проанализировать и понять, в чем же причина. Компетентное жюри в этом деле тоже старается после каждого турнира разложить все по полочкам, объяснить детям, какие моменты сыграли важную роль в победе той или иной команды, а что было недостаточно убедительно, или какие аргументы оппонентов оказались весомее и почему. Конфликтов, по словам Александра Мясникова, на почве проигрыша никогда не бывает, и в целом одна из самых замечательных особенностей детского и подросткового возраста – в гибкой, подвижной психике. Дети могут очень эмоционально реагировать на неудачу, однако быстро успокаиваются и переключаются на что-то новое.
В феврале этого года состоялся еще один республиканский дебатный турнир, где ученики 35-го лицея, представлявшие команду области английской лиги снова прошли в ¼ финала. Кстати, на республиканские турниры дети выезжают за счет управления образования, проживание оплачивает принимающая сторона.
– То, что мы держим уровень, я считаю тоже неплохим показателем. Это в первую очередь говорит о том, что дети продолжают усердно заниматься, а значит, им это интересно. Вот это самое важное: если бы не было мотивации, заинтересованности самих ребят, то ничего бы не вышло, потому что формализм в этом деле злейший враг, – считает педагог.
Было бы желание
Однако не всегда желание соответствует имеющимся возможностям. В сегодняшнем мире время в дефиците. Поэтому главная трудность заключается в том, чтобы найти его, не нарушая учебного процесса. Ведь участие в дебатном движении – это еще одна дополнительная нагрузка на ученика. Программа дебатного клуба, утвержденная управлением образования ЗКО, предполагает 36 часов внеурочных занятий в год. Безусловно, этого недостаточно для всесторонней и качественной работы, особенно в условиях подготовки к дебатным турнирам. По словам Александра Мясникова, приходится работать гораздо больше. Кроме того, ученики также готовятся дома самостоятельно, разрабатывают темы, занимаются поиском информации.
И действительно, чтобы дети не потеряли интерес, нужна мощная мотивация. Ученики 10-11-х классов в этом отношении заинтересованы больше, они думают на перспективу и прекрасно понимают, что навыки, полученные в дебатном движении, окажутся полезными в их дальнейшей жизни.
Темы, которые затрагиваются на дебатах, весьма разноплановые – от каких-то острых школьных вопросов, касающихся повседневной жизни подростков или проблем образования, до социально-экономических проблем: безработицы, бедности, защиты окружающей среды. Есть достаточно любопытные темы. Например, на обсуждение выносятся абстрактные ситуации, которые возможны лишь в мирах Оруэлла или Замятина.
– Дебаты для ребят дают прекрасную возможность выразить свое «Я», возможность проявить себя, развить речевые навыки, умение вести диалог и прочее. Нужно найти грамотные аргументы, отстоять свою позицию, проанализировать все «за» и «против». Здесь нужно не просто говорить, а вести интеллектуальный спор. Это очень важно для всестороннего гармоничного развития ребенка. Завтра эти дети пойдут в университет и будут участвовать в его общественной жизни, они быстро социализируются, не будут боятся отстаивать свою точку зрения. Кто-то, возможно, применит свои навыки в научной деятельности, ведь, чтобы подготовиться к дебатам, нужно перелопатить огромное количество литературы, информационных источников, уметь отобрать эти источники, грамотно их интерпретировать, найти наиболее важные и ценные сведения. Информации сейчас много, она разная, и в наше время умение с этой информацией работать, разбираться – очень важный и полезный навык как на уроках в школе, так и в повседневной жизни. Это будет очень полезно и для подготовки к ЕНТ, – говорит Александр Мясников.
Еще один навык, которые приобретают дети, это навык публичного выступления. В современном мире дети большую часть времени проводят в смартфонах, где ответ на любой вопрос подскажет «Гугл». На дебатах же приходится задействовать работу собственного ума, чтобы грамотно преподнести найденную информацию и построить речь таким образом, чтобы тебя услышали, чтобы ты был интересен, убедителен и, конечно, правдив. Также дебаты могут быть успешной стартовой площадкой для развития коммуникабельности.
Фото Александра Мясникова