Газета «Надежда»

В споре рождается истина

Во все времена профессия учителя была и остается одной из самых почитаемых. Учитель не только дает знания по какому-то определенному предмету, но и сеет в юных сердцах разумное, доброе, вечное. Ведь педагоги, как и родители, призваны воспитать человека цельного и всесторонне развитого. И благо, что в наших школах есть такие учителя с горящими глазами, которые дарят детям, как говорил Аристотель, путевку в добрую жизнь. Александр Мясников преподает историю в школе-лицее №35 больше десяти лет, и когда он только пришел, то не побоялся взять на себя очень ответственную миссию – возродить в школе дебатное движение, ставшее для многих его учеников той самой доброй дорогой жизни.

Роман ДРОЗДОВ

Первопроходцы

Вообще дебатное движение в лицее появилось еще в 90-х годах. Это были первые робкие попытки привлечь учеников к обсуждению животрепещущих тем, волнующих общество. В Казахстане оно тоже еще только зарождалось.

– В свое время наш лицей был одним из первопроходцев дебатного движения не только в городе, но и в области. Преподаватели, работавшие до меня, начинали это дело, но затем они ушли, и дебатное движение, если не прекратилось, то несколько замедлилось. В 2012 году я пришел работать в школу, и мне сразу же было поручено продолжить начинание. Наш школьный дебатный клуб «Олимп» организационно оформился пять лет назад, его посещают ученики 8-11 классов. Сначала мы выступали на уровне школы, по собственной инициативе стали участвовать в студенческих дебатных турнирах, потихоньку учились, набирались опыта и знаний. И только в последние четыре года мы активно включились в то дебатное движение, которое организовано областным управлением образования, – рассказывает Александр Мясников.

За эти четыре года, по словам педагога, учащиеся школы-лицея № 35 добились высоких результатов на уровне города. Команда русской лиги стала абсолютным чемпионом городских соревнований. Другие школы были еще не так опытны, поэтому соперников у лицеистов было не так много. На областных турнирах подопечные Александра Георгиевича также занимают призовые места на протяжении трех лет.

Стоит отметить, что в рамках дебатного движения действует три лиги: казахская, русская и английская – в зависимости от того, на каком языке выступают участники. По информации управления образования ЗКО, в настоящее время по области функционирует 255 дебатных клубов, объединяющих участников казахской лиги, 67 клубов русской лиги, и пока существуют только шесть клубов, в которых учащиеся выступают на английском языке. В прошлом году количество учащихся с 6 по 11 классы, охваченных 326 дебатными клубами, составило 13 700 человек. Эта цифра, уверяют специалисты облуо, растет с каждым годом.

Успехи и неудачи

– С прошлого года по инициативе областного управления образования мы начали активно возрождать и участвовать вместе с другими школами в дебатных движениях на английском языке. Здесь немаловажную роль, конечно, играет само знание языка на достаточно высоком уровне, чтобы ученики могли и понимать речь оппонентов, и сами свободно разговаривать. С этим мы хорошо справляемся, наши участники английской лиги имеют высокий показатель по сдаче теста IELTS с уровнем 7-8 баллов. В этом деле мне помогает учитель английского языка Лариса Афанасьевна Селезнева, – говорит Александр Мясников.

В этом году ученики 10 и 11 класса Мансур Оразгалиев и Алихан Мукангалиев, участвовали в соревнованиях дебатной лиги на английском языке. Они два раза выступали на республиканском уровне и прошли в четвертьфинал. Также Чингиз Карин и Димаш Муханжан, которые участвовали в городских, областных и республиканских дебатных турнирах на русском языке, показали достаточно высокий уровень игры и знание формата. В частности, Димаш на городском и областном турнире получил звание «Лучший спикер» на русском языке. В позапрошлом году Алина Муфтеева и Антон Усенко на городском и областном турнире заняли призовые места.

В декабре прошлого года юные дебатеры школы-лицея № 35 приняли участие в республиканском турнире в Астане, где вместе с другими юными интеллектуалами отстаивали честь области. Участники английской лиги вышли из отборочных игр и добрались до четвертьфинала. Ребятам, принимавшим участие в дебатах на русском языке, повезло чуть меньше, но они не расстраиваются – есть возможность расти, а главное желание.

– Понятно, что нам еще недостаточно теоретических и практических навыков, которые необходимы для республиканских турниров. Уровень русской лиги у нас немного ниже казахской, потому что меньше команд выступает, нет такого элемента соревновательности. Хотя сейчас уже появляются новые интересные команды. И мы приехали на республиканский турнир в первую очередь с целью посмотреть, оценить свои силы. У нас есть все ресурсы, чтобы добиться больших результатов, и мы упорно над этим работаем, – подчеркнул Александр Мясников.

Любое поражение для детей немного болезненно, продолжает Александр Георгиевич. Но справиться с неудачей помогает психологическая поддержка наставников. Детям всегда говорят, что это всего лишь игра, моделирующая условную ситуацию, и нужно уметь принимать правила этой игры. Победили – хорошо, проиграли – тоже своего рода результат. Значит, есть над чем работать. И ребята, по словам учителя, сами пытаются проанализировать и понять, в чем же причина. Компетентное жюри в этом деле тоже старается после каждого турнира разложить все по полочкам, объяснить детям, какие моменты сыграли важную роль в победе той или иной команды, а что было недостаточно убедительно, или какие аргументы оппонентов оказались весомее и почему. Конфликтов, по словам Александра Мясникова, на почве проигрыша никогда не бывает, и в целом одна из самых замечательных особенностей детского и подросткового возраста – в гибкой, подвижной психике. Дети могут очень эмоционально реагировать на неудачу, однако быстро успокаиваются и переключаются на что-то новое.

В феврале этого года состоялся еще один республиканский дебатный турнир, где ученики 35-го лицея, представлявшие команду области английской лиги снова прошли в ¼ финала. Кстати, на республиканские турниры дети выезжают за счет управления образования, проживание оплачивает принимающая сторона.

– То, что мы держим уровень, я считаю тоже неплохим показателем. Это в первую очередь говорит о том, что дети продолжают усердно заниматься, а значит, им это интересно. Вот это самое важное: если бы не было мотивации, заинтересованности самих ребят, то ничего бы не вышло, потому что формализм в этом деле злейший враг, – считает педагог.

Было бы желание

Однако не всегда желание соответствует имеющимся возможностям. В сегодняшнем мире время в дефиците. Поэтому главная трудность заключается в том, чтобы найти его, не нарушая учебного процесса. Ведь участие в дебатном движении – это еще одна дополнительная нагрузка на ученика. Программа дебатного клуба, утвержденная управлением образования ЗКО, предполагает 36 часов внеурочных занятий в год. Безусловно, этого недостаточно для всесторонней и качественной работы, особенно в условиях подготовки к дебатным турнирам. По словам Александра Мясникова, приходится работать гораздо больше. Кроме того, ученики также готовятся дома самостоятельно, разрабатывают темы, занимаются поиском информации.

И действительно, чтобы дети не потеряли интерес, нужна мощная мотивация. Ученики 10-11-х классов в этом отношении заинтересованы больше, они думают на перспективу и прекрасно понимают, что навыки, полученные в дебатном движении, окажутся полезными в их дальнейшей жизни.

Темы, которые затрагиваются на дебатах, весьма разноплановые – от каких-то острых школьных вопросов, касающихся повседневной жизни подростков или проблем образования, до социально-экономических проблем: безработицы, бедности, защиты окружающей среды. Есть достаточно любопытные темы. Например, на обсуждение выносятся абстрактные ситуации, которые возможны лишь в мирах Оруэлла или Замятина.

– Дебаты для ребят дают прекрасную возможность выразить свое «Я», возможность проявить себя, развить речевые навыки, умение вести диалог и прочее. Нужно найти грамотные аргументы, отстоять свою позицию, проанализировать все «за» и «против». Здесь нужно не просто говорить, а вести интеллектуальный спор. Это очень важно для всестороннего гармоничного развития ребенка. Завтра эти дети пойдут в университет и будут участвовать в его общественной жизни, они быстро социализируются, не будут боятся отстаивать свою точку зрения. Кто-то, возможно, применит свои навыки в научной деятельности, ведь, чтобы подготовиться к дебатам, нужно перелопатить огромное количество литературы, информационных источников, уметь отобрать эти источники, грамотно их интерпретировать, найти наиболее важные и ценные сведения. Информации сейчас много, она разная, и в наше время умение с этой информацией работать, разбираться – очень важный и полезный навык как на уроках в школе, так и в повседневной жизни. Это будет очень полезно и для подготовки к ЕНТ, – говорит Александр Мясников.

Еще один навык, которые приобретают дети, это навык публичного выступления. В современном мире дети большую часть времени проводят в смартфонах, где ответ на любой вопрос подскажет «Гугл». На дебатах же приходится задействовать работу собственного ума, чтобы грамотно преподнести найденную информацию и построить речь таким образом, чтобы тебя услышали, чтобы ты был интересен, убедителен и, конечно, правдив. Также дебаты могут быть успешной стартовой площадкой для развития коммуникабельности.

Фото Александра Мясникова

Exit mobile version