Сегодня, 12 мая, выступив на площадке РСК, руководитель департамента комитета по регулированию естественных монополий по ЗКО Гульжаз Казбекова, рассказала о реализации в области новой программы «Тариф в обмен на инвестиции» и принятых законодательных норм.
Мирослава ШОНАЛОВА
Не смотря на то, что на сегодняшний день износ всех сетей города высок, значительного роста тарифов на коммунальные услуги в Западно-Казахстанской области, по словам спикера, не наблюдалось.
— При годовой инфляции около 20% рост цен на платные услуги составил 14,1%. При этом тарифы в Западно-Казахстанской области за последние годы не поднялись выше минимального уровня индекса инфляции, что составила порядка 4-6%. То есть, уровень роста тарифов не был значительным. В первом же полугодии 2022 года был применен мораторий на повышение тарифов, — отмечает спикер.
Казбекова привела в пример тарифы на отопление, которые не менялись с 2019 года. Рост тарифа за холодную воду составил 3,69%, канализацию — 4,98%, электроэнергию — 10%. Тариф на газоснабжение для населения снижен на 1%.
По мнению спикера искусственное сдерживание тарифов чревато веерными отключениями, авариями, и, как итог, угрозой здоровью и жизни граждан. А значит рост тарифов в коммунальной сфере неизбежен, учитывая уровень фактической инфляции, а также износ инженерных инфраструктур в области, что требует привлечение значительных инвестиций.
Всем известно, что уровень износа коммунальных сетей по Западно-Казахстанской области в среднем составляет около 60%. Из них: износ сетей теплоснабжения 50,7% (износ оборудования ТЭЦ 87,8%), водоснабжения 61,5%, водоотведения 60%, электролинии 82%. В АО «Жайыктеплоэнерго» уровень износа тепловых сетей и сооружений и вовсе превышает критический уровень.
— В связи с этим, в настоящее время в целях улучшения состояния сетей и качества оказываемых регулируемых услуг внесены изменения и дополнения в законодательство РК. Раньше на повышение тарифов влияло изменение стоимости стратегических товаров, увеличение объемов предоставляемых регулируемых услуг, изменение ставок налогов и другое. После внесения изменений в законодательство, руководители предприятий могут обращаться по таким основаниям, как изменение заработной платы одного работника по видам экономической деятельности в регионе (городе), получение на баланс и (или) в доверительное управление имущества, увеличение утвержденной инвестиционной программы, — говорит спикер.
Новая программа предусматривает снижение уровня износа инженерной инфраструктуры за счет роста тарифов. Соответственно, повышение тарифов может привести к росту социальной напряженности. В этой связи, уполномоченный орган пытается соблюсти баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
Предлагается, в качестве варианта, разделить объем инвестиций путем распределения нагрузки на конечные тарифы на несколько лет, то есть до 2030 года и в итоге снизить уровень износа на 15%.
— На данный момент уровень роста тарифов неизвестен, но повышение тарифов будет осуществляться поэтапно. При этом, хотелось бы выделить, что в уровень тарифа включаются не только инвестиции направленные на снижение износа сетей, но и затраты на повышение заработной платы работников предприятий, также содержание и обслуживание бесхозных сетей в случае передачи на баланс субъектам, — отметила Казбекова.
Таким образом, с 1 июня 2023 и по 31 декабря 2028 года среднеотпускные тарифы составят ( без НДС):
— средний отпускной тариф — 5434,82 тенге за 1 Гкал (без НДС) в том числе:
— для населения — 4036,89 тенге за 1 Гкал;
— для бюджетных организаций, содержащихся за счет бюджетных средств — 15986,55 тенге за 1 Гкал;
— для других потребителей — 4795,42 тенге за 1 Гкал.
Рост тарифов для населения и других потребителей составил 14,02%, а для бюджетных учреждений — 45,22%. Тарифы остальных лет утверждались ростом на 2 — 8% при фиксированном уровне инфляции.