Ранее «ЖТЭ» уже трижды выходило с заявкой на повышение тарифа на тепло. В последний раз тариф предлагалось увеличить и на 50% и на 40%. Но в ходе рассмотрения этих заявок предприятие отзывало свои обращения в Департамент по регулированию естественных монополий по причине изменений правил формирования тарифа. Сейчас, по словам заместителя генерального директора АО «Жайыктеплоэнерго» Бекболата Камешова, планируется повысить действующий тариф на 39%.
Мирослава ШОНАЛОВА
Поднятие тарифов – необходимость?
Напомним, что действующий компенсирующий среднеотпускной тариф на тепловую энергию «ЖТЭ» составляет – 4 650,06 тенге за 1 Гкал, для населения этот тариф составляет – 3 458,37 тенге. Тепловая компания просит поднять тариф на 39,33% от действующего тарифа, то есть он будет составлять — 6 487,09 тенге за Гкал.
— Мы отправили заявку на повышение тарифа на 38-39%, так как у нас тарифы с 2015 года не менялись. Заявление на изменение тарифа можно подавать раз в пять лет, но мы почти восемь лет сохраняем тариф 2015 года. Когда в 2020 году подошел срок – случилась пандемия, и мы не стали повышать тарифы, — говорит спикер.
В 2022 году предприятие несколько раз подавало заявления на повышение тарифа, но отзывало. По словам спикера, причиной отзыва послужила инфляция, резкое подорожание металла – труб, задвижек. 24 марта прошли общественные слушания, на которых генеральный директор АО «Жайыктеплоэнерго» Бакытжан Акимгужин сообщил о том, что они обратились в Департамент по регулированию естественных монополий с просьбой повысить тариф, и месяц будут ждать ответа. Тариф может быть утвержден не на запрашиваемую сумму. Процент запрашиваемого тарифа может быть снижен, но не увеличен.
— Повышение тарифа необходимо для поднятия зарплаты сотрудникам. Средняя зарплата у нас – 165-170 тыс. тенге. Многие не хотят работать за такую зарплату, приходят, работают несколько лет, набираются опыта и уходят в иностранные компании, — говорит Камешов.
Как рассказывает заместитель гендиректора, изношенность ТЭЦ составляет 88%, но это не говорит о том, что она разваливается, и сотрудники предприятия ничего не сделали, чтобы предотвратить дальнейшее обветшание. Косметический ремонт происходит постоянно, в том числе и за счет собственных средств «ЖТЭ», но, в связи с тем, что материалы дорожают, этих средств не хватает.
— Например, мы запланировали отремонтировать два котла и сети протяжённостью семь-восемь тысяч метров, но материал с каждым годом дорожает, и приходится сокращать работу. С тем объемом денежных средств, который у нас имеется, мы не можем провести запланированную работу. В том году материал стоил 100 тыс. за тонну, в этом году он стал уже 250 тысяч тенге, то есть на 150 тыс. подорожал. Соответственно, нам приходится делать корректировку в плане работ и сокращать объем. Но, если каждый раз сокращать ремонтные работы, это будет чревато последствиями. Мы запланировали поменять трубы в трех районах города, но, в связи с тем, что у нас нет финансов, оставили без ремонта один-два объекта. Таким образом, увеличиваются риски прорыва трубопровода, и в морозные дни часть города может остаться без тепла. Чтобы этого не было, мы и просим повысить тарифы на текущие работы, — поясняет Камешов.
Близится завершение отопительного сезона
Как сообщил спикер, котлы ТЭЦ 60-го года, и за все время капитальный ремонт сооружений ни разу не проводился. Всего зимой работают шесть котлов, пять котлов находятся в резерве. И если один из котлов выходит из строя, его работу переключают на работу резервного котла, и таким образом город не ощущает отключения, как это случилось в Экибастузе.
— Мы стараемся, чтобы был резерв, поочередно включаем четыре-пять котлов, в следующем месяце – другие котлы, чтобы дать передышку, — объясняет коммунальщик.
Упомянул Бекболат Камешов и про завершение отопительного сезона и предстоящие гидравлические испытания.
— В газеты часто обращаются по поводу ежегодного отключения горячей воды, но это все для того, чтобы в отопительный период не было отключений, лучше неделю-месяц без горячей воды посидеть летом, чем зимой остаться без тепла. Поэтому перед отопительным сезоном и после, согласно правилам, мы проводим гидравлические испытания. Скоро отопительный период закончится, и мы снова проведем гидравлические испытания магистрали. Будем частями отключать город – сначала старую часть города отключим, потом – районы ж/д вокзала и «Омеги», затем – новые северо-восточные микрорайоны и «Ремзавод». Будем проводить опрессовку, и, если не возникнет никаких аварийных ситуаций, подача горячей воды будет возобновлена. Мы повторяем эти работы. Поэтому отопительный период у нас проходит без масштабных происшествий, — говорит Камешов.
Отключение отопления, согласно правилам, состоится, если в течение трех суток подряд среднесуточная температура наружного воздуха будет выше восьми градусов. Сейчас среднесуточная температура — шесть градусов.
— Многие жалуются на то, что в домах стоит жара. Но в этом случае нужно произвести отключение в подвале дома, там есть узел управления, и старший по дому может убавить подачу тепла, соответственно, счетчики будут уже крутить меньше. Просто, если мы отключим отопление сейчас, и неожиданно сменится погода, повторный запуск ТЭЦ будет тяжелым, — подчеркнул спикер.
Государство чинит градирни
Многие сейчас недоумевают, почему проблему изношенности сетей всегда решают за счет повышения тарифов, по мнению народа, этот вопрос должно решать государство. Бекболат Камешов рассказал, что государство помогает, и после случая в Экибастузе на восстановительные работы тепловых сетей были выделены большие средства. Сейчас по госпрограмме восстанавливают градирни, которые не работали 30-40 лет.
— Турбины, которые вырабатывают энергетику, нужно охлаждать, и для этого процесса с реки Урал берется вода, которая после отработки сбрасывается в Старичку. После восстановления градирни вода будет возвращаться в нее же, остывать и обратно охлаждать трубы. Эту воду можно будет крутить постоянно, и, таким образом, на 4 млн кубов в год сократится забор воды с реки. Это большой плюс для экологии – меньше урона и без того мелеющей реке, — отметил он.
Как говорит спикер, этот проект был предложен руководством предприятия, а государство поддержало и выделило деньги. Средства были выделены также и на ремонт турбины.
— Это многомиллиардный ремонт, который никакой действующий тариф не покроет, поэтому государство нам помогает. Есть также программы «Нурлы жол» и «Нурлы жер», по которым мы меняли магистральные трубы. Произошла замена трех магистралей. Это возвратные деньги, которые нужно будет возвращать в течение 60 лет, — рассказал спикер.