Газета «Надежда»

Аслан Утепов: «Вероятность того, что меня хотят ликвидировать, – большая»

13 марта в Уральском городском суде прошло первое судебное заседание, на котором рассматривалось дело в отношении гражданского активиста и борца с трамадолом Аслана Утепова. Общественник сделал заявление. Адвокат Утепова Руслан Шагатаев ходатайствовал об изменении меры пресечения на домашний арест. Общественник обвиняется в мошенничестве и подстрекательстве к даче взятке. На судебном процессе присутствовали уральцы, неравнодушные к судьбе Утепова. Они намерены отслеживать справедливость вынесения судебного решения. Однако на судебное заседание без уважительной причины не явились ни пострадавшая, ни ее адвокат.

Мирослава ШОНАЛОВА

30 декабря Аслан Утепов был задержан Антикоррупционной службой ЗКО. В тот же день в отношении него был составлен протокол задержания, после чего он был водворен в ИВС города Уральска. 31 декабря Утепову предъявили обвинение сразу по трем статьям, среди которых «Мошенничество» и «Покушение к даче взятки». В тот же день старшим инспектором следственного управления было вынесено постановление о применении меры пресечения в виде содержания общественника под стражей. В этот же день постановление было утверждено заместителем прокурора ЗКО Сатбаевым. 31 декабря специализированный суд под председательством судьи Нурлана Губашева (ныне покойный) ходатайство досудебного расследования удовлетворил и санкционировал меру пресечения в виде ареста сроком на два месяца.

Ни Утепов, ни его адвокат с данным решением не согласны.

В своем постановлении о санкционировании ареста от 31 декабря 2022 года следственный судья Губашев указывал, что 6 декабря 2022 года  Антикоррупционная служба ЗКО зарегистрировала уголовное дело по статье 190 ч.1 УК РК (Мошенничество), и по нему начато досудебное расследование. Однако по данной статье уголовное дело вообще не возбуждалось! То есть Утепову было инкриминировано деяние, которое не было зарегистрировано в ЕРДР. И, что самое интересное, это постановление подписали зампрокурора области Сатбаев и судья Губашев, санкционировавшие арест по данной статье Уголовного кодекса РК, — говорит Шагатаев.

Далее адвокат отмечает тот факт, что суд в своем постановлении указал дату – 6 декабря, однако, согласно рапорту ЕРДР, данное уголовное дело было зафиксировано не 6-го, а 7 декабря, и не по 190 ч.1, как указывал судья Губашев, а по статье 367 ч.2 «Дача взятки в значительном размере».

Это чистейшая юридическая ошибка тех органов, которые причастны к аресту Утепова. Далее в этом же постановлении о квалификации деяния Утепову инкриминировалась статья 24 ч.3-190 ч.3 пункт 4, то есть «Покушение на совершение мошенничества, совершенное неоднократно». Однако по данной статье уголовное дело также не возбуждалось. Было возбуждено другое уголовное дело – по 190 ч.3 пункт 3, то есть не было признаков «неоднократности», а был признак «двух и более лиц». На это ни следственный суд, ни прокурор области не обращают внимания. В-третьих, статья 190 относится к преступлениям против собственности. По данной статье обязательно должен быть потерпевший. Если потерпевшего нет, и ущерб никому не нанесён – отсутствует состав преступления. Так вот, 31 декабря 2022 года, когда Утепову инкриминировали два деяния по статьям 190 ч.1, 190 ч.3 пункт 4, потерпевших в деле не было. Да, была заявительница Байсалиева, но она проходила в качестве свидетеля, — говорит адвокат.

По словам Шагатаева, 6 января, после ареста Утепова, он лично участвовал на очной ставке с Байсалиевой, где ей разъяснялись права свидетеля. Она была признана потерпевшей только 9 января, то есть после 10 суток, как Утепов был арестован. Из всего следует, что подсудимый Утепов 31 декабря незаконно был арестован правоохранительными органами ЗКО. Ему вменялись преступления, которые не были законными способами зарегистрированы в ЕРДР. Ему инкриминировались деяния, по которым не было потерпевшей.

Следователь Ахметов четко описывает, что преступными действиями Утепова нанесен материальный вред Байсалиевой на сумму 1 млн 50 тысяч, при этом сама Байсалиева потерпевшей не является. Поэтому мы считаем, что мера пресечения в виде удержания под стражей является незаконной, и Утепов незаконно содержится под арестом. Просим признать постановления о мере пресечения, как и само постановление следственного суда о санкционировании ареста, незаконными и недопустимыми в качестве доказательств и просим отменить меру пресечения и освободить его из-под стражи, — ходатайствовал адвокат. — Если вы данное ходатайство оставите без удовлетворения и посчитаете, что мои доводы не обоснованы, мы просим, принимая во внимание личность Утепова и его характеризующие данные, изменить меру пресечения на домашний арест.

Также адвокат Шагатаев просил приобщить к делу ходатайство об освобождении активиста из-под стражи под домашний арест от Общественного совета города Уральск, а также от Общественного объединения выпускников детских домов «НУР», в котором состоит Утепов.

На судебном заседании не присутствовала потерпевшая Байсалиева, доводы которой способствовали возбуждению уголовного дела и в дальнейшем аресту Аслана Утепова. А так как неявка на суд потерпевшей являлась неуважительной, данное судебное разбирательство было отложено до тех пор, пока прокурор не обеспечит явку потерпевшей Байсалиевой в зал суда.

Считаю эту ситуацию провокацией в отношении меня, которую устроили Антикоррупционная служба и прокуратура. Всем известно, что я стал причиной увольнения Александра Цуранкова (бывший зампрокурора ЗКО – прим. автора), так как поднимал резонансные вопросы. Также были несанкционированные митинги. Сама потерпевшая Байсалиева заявление написала спустя год, это дело сфабриковали за две недели. Доказательств ноль, идет давление со стороны нового зампрокурора области Сатбаева. Они предупреждали и угрожали мне, что рано или поздно закроют меня, а там – будь, что будет. Вину не признаю, все услуги, которые я оказывал за финансовую поддержку, они законом регламентированы, я имею право, состою в Палате юрконсультантов, — заявил Аслан Утепов.

Общественник настаивает, что за решеткой его жизнь и безопасность находятся под угрозой.

— Процессуальное соглашение мне не предлагали, не заключали, потому что знают, что на него я не пойду, я свою вину не признаю. Почему я должен признавать то, что они там сами наклепали? В СИЗО я сижу фактически в одиночной камере, где постоянно ведутся слежка и «прослушка». Отношение со стороны сотрудников полиции нормальное, но есть вероятность угрозы моей безопасности и жизни. Неоднократно в мою камеру пытались ночью попасть неизвестные люди, когда не было администрации. Вероятность того, что меня хотят ликвидировать, убрать, – большая на сегодня, — заявил Утепов.

Exit mobile version