Газета «Надежда»

Зато свое

К нам в редакцию обратилась женщина, проживающая по адресу Мясокомбинат, 6. Их 16-квартирный двухэтажный дом был признан аварийным. Часть жильцов расселили в арендное жилье, которое предоставил акимат города. Но владельцы трех квартир по-прежнему остаются в разрушающемся доме. Они не согласны менять свою частную собственность на временное жилье и продолжают жить в ужасных условиях с протекающей крышей и прогнившими коммуникациями.

Роман ДРОЗДОВ

Лучше синица в руках…

Ветхий дом 1960 года постройки, по словам заместителя руководителя отдела ЖКХ ПТ и АД г. Уральск Темирлана Ликерова, был признан аварийным еще в 2010 году. Но только в 2021 году жильцам предложили альтернативу – они должны передать свои квартиры в собственность города, а взамен получить новое жилье, правда, без права его приватизации.

Салтанат Сулейменова и ее муж – одни из тех, кто решил остаться в аварийном доме. Пусть в таких условиях, но зато свое, говорит женщина.

— Нас всего в этом доме три семьи, остальных переселили на Самал в арендное жилье, которое предоставило ЖКХ. Мы на это не согласились, потому что наши квартиры – в частной собственности, мы можем их продать, а в новом доме мы этих прав будем лишены, даже ремонт не сможем сделать, — возмущается она.

По словам женщины, в ноябре 2021 года замакима города Мирас Мулкай пригласил всех жильцов в акимат и предложил способ решения их многолетней проблемы. Большинство согласилось переехать.

— Это было в воскресенье, он сказал – я даю вам два дня, если не согласитесь сейчас, то потеряете такую возможность. Все побежали. Они отдали свои договоры в ЖКХ, теперь ЖКХ является собственником их квартир. В основном у нас живут пенсионеры, инвалиды. Я сама тоже инвалид 1 группы, стою в очереди на жилье с 2019 года, но до меня еще более пяти тысяч человек, я даже не слежу сейчас за продвижением этой очереди. Я ее не дождусь. Поэтому мне остается только держаться за то жилье, которое у меня сейчас есть, — говорит Салтанат Сулейменова.

Однако то, что есть сейчас, малопригодно для комфортного проживания. Дом ветшает с каждым годом. Когда таял снег, сетует женщина, в их квартире вода с потолка лилась как из ведра. В подъезде образовались сквозные щели, плиты наклонены и уже сползают вниз. Проблемы усугубились в прошлом году, когда рядом строилась школа. Стены, по словам жильцов, дрожали так, что казалось, вот-вот рухнут, появилось еще больше трещин.

Женщина неоднократно обращалась в акимат, но там разводят руками. По текущим нормам Закона «О жилищных отношениях», владельцам аварийного жилья могут предложить взамен только арендное без права выкупа.

— Данные квартиры идут, согласно Закону «О жилищных отношениях», без права приватизации. Те жители, которые согласились на эти условия, произвели отказ от своих квартир в аварийном доме, передали их в коммунальную собственность и получили квартиры в новом доме. Хочу отметить, что до 2018 года квартиры предоставлялись с правом приватизации, но потом были внесены изменения, и данный пункт отменили, — прокомментировал замруководителя ЖКХ Темирлан Ликеров.

Главное опасение оставшихся жильцов аварийного дома в том, что жилье, предоставляемое им акиматом, временное, и что по этой причине их в любой момент могут попросить оттуда съехать. Но опасения эти, как заверяют в отделе ЖКХ, совершенно напрасны.

— Данные квартиры находятся на балансе отдела ЖКХ, заключается договор найма жилища, туда можно прописать всех членов семьи, и эти квартиры будут закреплены за теми, кто там проживает. Даже если, допустим, собственник ушел из жизни, те, кто в этом договоре прописан, например, жена и дети, также продолжают проживать в этой квартире. Срок указывается в договоре с последующей автоматической пролонгацией. Такого не может быть, чтобы их выгнали. Единственное условие – на этой квартире стоит обременение, ее нельзя продать, — объясняет Темирлан Ликеров.

Надежда на застройщиков

Есть еще один выход, сказали представители местных исполнительных органов, — программа реновации, согласно которой застройщик берет на себя обязательство по строительству на этом месте нового дома с последующим предоставлением жильцам в этом доме квартир на полном праве частной собственности. Но найти инвестора, который бы согласился вложиться в строительство жилья на месте небольшого двухэтажного дома, да к тому же в не очень перспективном районе, – это уже, как говорится, совсем другая история.

По словам Темирлана Ликерова, по городу на данный момент – 52 аварийных дома. По программе реновации заключено 22 меморандума о сотрудничестве, в этом году ведется строительство восьми домов.

— По данному дому мы тоже работаем, предлагаем его застройщикам, чтобы его снесли и построили там новый дом. Но большую роль играют территория и место расположения. То есть, если аварийный дом маленький, то на его месте сложно построить многоквартирный дом. Ведь инвесторы – все бизнесмены, и они в первую очередь хотят получить прибыль. Заставить кого-то мы не можем, — говорит заместитель отдела ЖКХ.

Жильцы оставшихся трех квартир тоже не сидят сложа руки. В прошлом году они оформили кондоминиум и госакт на землю, и теперь сами пытаются найти инвесторов. В отделе реновации им дали номера застройщиков, но их «обзвон» не дал результатов.

Живите, кто хотите

Помимо того, что жильцы аварийного дома живут, мягко говоря, не в очень хороших условиях, к их проблемам добавились еще и новые.

— В другом подъезде, который полностью освободился, в пустующие квартиры заселились квартиранты, семьи с детьми, они говорят, нас ЖКХ заселило. Но я узнавала, в ЖКХ об этом ничего не знают. Они самовольно туда заселились. Все отходы их жизнедеятельности идут прямо в подвал. Там просто ужас. Недавно, месяц назад, самовольные жильцы из-за протекающей крыши начали взламывать дверь в следующую пустующую квартиру. Это что получается, любой может зайти и жить там, при этом ни за что не отвечая? – возмущается Салтанат Сулейменова.

Заведующий сектором жилья и приватизации отдела ЖКХ г. Уральск Алихан Мынжасаров ответил, что законные жильцы дома по адресу Мясокомбинат, 6 по этому поводу не обращались.

— ЖКХ никак не может заселять людей в дом, который был признан аварийным, — говорит он. – К нам поступали обращения и в устной, и в письменной форме, просили предоставить им временное жилье в этом доме, на что мы им дали отказ, потому что по Закону «О жилищных отношениях» это невозможно, дом признан аварийным, и с каждым годом состояние его не улучшается. Наша задача – полностью освободить аварийный дом, чтобы в последующем снести его, а не заселять туда новых жильцов. То есть получается, что эти люди заняли пустующие квартиры самовольно. На основании обращения мы будем направлять наших сотрудников на выезд, актировать, и по закону через суд будем проводить выселение незаконных жильцов в этом доме.

Тем временем, сколько продлится противостояние старых жильцов аварийного дома и чем все это закончится, неизвестно. Салтанат Сулейменова намерена продолжать бороться за право своей частной собственности. Однако городские власти заявляют, что у их проблемы по закону только два пути решения – либо соглашаться на арендное жилье, либо надеяться на заинтересованность инвесторов.

 

Exit mobile version