Газета «Надежда»

Школ и студенческих общежитий в ЗКО не хватает, как и желающих их строить

30 марта в Палате предпринимателей ЗКО представители АО «Финансовый центр» провели презентацию проектов, направленных на инфраструктурное развитие сферы образования. Цель мероприятия – привлечение потенциальных инвесторов к строительству студенческих общежитий и частных школ на довольно привлекательной финансовой основе. Проект функционирует уже с 2018 года, но, по словам самих инвесторов, на сегодня не все так гладко и радужно, как это рисуется на бумаге.

Роман ДРОЗДОВ

АО «Финансовый центр» является оператором проектов и посредником между заказчиком – государственными органами и частными застройщиками. Данные проекты призваны решить актуальные проблемы нехватки школ и общежитий для студентов колледжей и вузов. Обеспечение граждан доступным и качественным образованием является одним из важных направлений развития страны. В настоящее время реализуются государственные программы, одна из них — «Комфортная школа». В рамках этой программы частные инвесторы также могут участвовать в строительстве и реконструкции школ на выгодных для себя условиях. На сегодняшний день по республике имеется потребность в 62 тысячах мест в общежитиях и порядка 270 тысячах ученических мест в школах. По области этот показатель составляет около 500 и 5000, соответственно.

В первую очередь, представитель АО «Финансовый центр» Диас Джамбулов рассказал о возмещении затрат за строительство и реконструкцию студенческих общежитий. Для решения проблемы дефицита, помимо целевого строительства, государством разработан механизм государственно-частного партнерства, согласно которому застройщик за свои средства осуществляет строительство или реконструкцию студенческих общежитий и получает возмещение затрат.

С начала реализации данного механизма государственного заказа в Казахстане суммарная проектная мощность введённых в эксплуатацию общежитий на текущий момент составляет более 40 тысяч койко-мест. В настоящее время в работе АО «Финансовый центр» находятся объекты суммарной проектной мощностью свыше 10 тысяч койко-мест. Работа по увеличению данного показателя продолжается.

— Частный застройщик в лице инвестора, учебного заведения либо предпринимателя за счет собственных средств осуществляет ввод объекта в эксплуатацию. При успешном вводе государство осуществляет размещение целевого государственного заказа. И здесь необходимо отметить три важных параметра. Первый — принцип размещения. Главным условием размещения госзаказа является факт проживания студента. Второй — срок размещения. Госзаказ размещается сроком на шесть лет – при строительстве, и восемь лет – при реконструкции на ежемесячной основе. В период каникул учитывается количество студентов, проживавших в последний учебный месяц. Третий – размер выплат. Ежегодный размер госзаказа на одного студента составляет при строительстве – 195 МРП (672.7 тыс. тенге) в год в течение шести лет, при реконструкции – 47 МРП (162,1 тыс. тенге) в год в течение восьми лет. Также необходимо учесть, что индексация МРП происходит ежегодно, соответственно, с ростом МРП выплаты будут увеличиваться, — рассказал Диас Джамбулов.

Так, при строительстве студенческого общежития на 100 койко-мест государство за шесть лет выплатит предпринимателю 403 млн тенге, при реконструкции за восемь лет инвестор получит 129,7 млн тенге.

Кроме того, отметил спикер, в рамках реализуемых проектов предприниматели могут иметь дополнительные источники дохода в виде арендной платы от студентов, а также путем оснащения общежития коммерческими площадями для оказания бытовых услуг. В общежитиях могут быть открыты столовая, кафе, парикмахерская, тренажерный зал и прочее.

По истечении срока выплат от государства объект остается в собственности у застройщика. Единственным условием будет являться регистрация ограничения на изменение целевого назначения объекта сроком на 20 лет. Именно такой минимальный срок эксплуатации здания.

На сегодняшний день с 2018 года при участии АО «Финансовый центр» введены в эксплуатацию три общежития на 394 койко-мест.

Алгоритм госзаказа, по словам Диаса Джамбулова, очень простой. Предприниматель подает заявление в АО «Финансовый центр», подписывается предварительный трехсторонний договор между уполномоченным органом в сфере образования, АО «Финансовый центр», как оператором услуги, и частным предпринимателем. После того как объект будет введен в эксплуатацию, собственник общежития получает правоустанавливающие идентификационные документы – акт приемки и техпаспорт. После чего регистрируется ограничение на целевое назначение сроком на 20 лет, и далее размещается госзаказ на портале госзакупок без каких-либо конкурсных процедур напрямую с предпринимателем. Как правило, отмечает Диас Джамбулов, за период всех выплат предприниматель полностью покрывает свои затраты.

Другой представитель АО «Финансовый центр» Азамат Амангельдыулы рассказал об условиях проекта строительства и реконструкции частных школ. Для решения вопроса используется тот же механизм государственно-частного партнерства и размещение госзаказа.

Проект направлен для сокращения дефицита ученических мест. На сегодня в ЗКО финансирование в рамках госзаказа получают пять частных школ. По заключенным ранее предварительным договорам планируется также строительство двух частных школ на 700 мест.

— В рамках размещения госзаказа предпринимателю, открывшему школу, предусмотрено два вида выплат. Первая выплата – амортизационная за строительство либо реконструкцию здания. При строительстве школы предусмотрено 96 МРП в год в течение восьми лет на одного ученика, при реконструкции – 47 МРП в год в течение восьми лет на одного ученика. Выплаты производятся ежемесячно. Вторая выплата – это подушевой норматив по принципу государственных школ, когда выплаты производятся за организацию образовательного процесса. И получается, если предприниматель построит школу, он будет получать две выплаты – порядка 90 тыс. тенге за одного ученика, а также на операционные расходы, согласно подушевому нормативу, что составляет в среднем 590 тыс. по республике. Однако в каждом конкретном регионе сумма разнится, потому что она зависит от уровня образования, места расположения, экологических особенностей региона и от наличия детей с особыми образовательными потребностями. То есть, если это будет школа для детей с особыми потребностями, то сумма будет, соответственно, выше, — говорит Азамат Амангельдыулы.

Так, за восемь лет предприниматель может получить за строительство новой частной школы 2,6 млн тенге на одного ученика, и плюс 4,7 млн тенге на одного ученика, согласно подушевому нормативу. За реконструкцию здания под частную школу за тот же период выплаты составят 1,2 млн и 4,7 млн тенге, соответственно.

Алгоритм госзаказа тот же самый, что и с общежитиями. Кроме того, частные школы по данной программе могут быт открыты в арендуемом здании, но тогда предприниматель будет получать выплаты только по подушевому нормативу за обучение детей. За реконструкцию, ремонт и аренду выплаты не предусмотрены.

После окончания выплат по госзаказу объект также остается в собственности у предпринимателя. Операционные расходы за организацию образовательного процесса выплачиваются на протяжении всего времени эксплуатации школы.

Помимо выплат от государства, предприниматель имеет право устанавливать оплату за обучение, которая идет в счет его доходов, но не более 1200 МРП (на 2023 год – 4 140 000 тенге – прим. автора) в год – при казахстанской форме обучения, и не более 2400 МРП (на 2023 год – 8 280 000 тенге) в год – при международной форме обучения.

Кроме того, спикер отметил, что, по сравнению с прошлыми годами, немного изменились строительные нормы. Если раньше в многоквартирных жилых домах нельзя было открывать школы, то с 2021 года внесены изменения, и сейчас допускается размещение частных школ на первых и вторых этажах жилых зданий.

— То есть при строительстве жилищного комплекса предприниматель сразу может предусмотреть в этом здании школу на 50-100 мест, за которую можно будет получать выплаты, в случае если там будут учиться дети, — отметил Азамат Амангельдыулы.

Учитывая высокую потребность и поддержку государства в виде денежных выплат, можно сделать вывод, что предпринимателям выгодно строить частные школы, заключил представитель АО «Финансовый центр». Однако, как это обычно происходит, реальность иной раз расходится с бумажными проектами и планами.

Финансовый директор ТОО «Болашак-Т» Елена Галянина, присутствовавшая на презентации, заявила, что система не работает так, как должно.

— В прошлом году мы ввели в эксплуатацию общежитие на 500 мест по пр. Абая. В сентябре у нас был большой шквал студентов, и мест многим не хватило, потребность по Уральску огромная. Программу отработали, все расчеты сделали. Мы понимали, что больших денег здесь не заработаешь, но все же пошли на этот шаг, построили. Но проблема в том, что мы уже семь месяцев не получаем деньги. Мы пишем письма в акиматы, в Управление образования. Буквально недавно к нам в офис позвонили из Тараза, тоже интересуются, как у нас обстоят дела. Оказывается, у всех такая проблема. Очень долго идет процедура оформления финансирования по этим проектам, — заявила Елена Галянина.

На вопрос, почему система не работает, представители АО «Финансовый центр» выделили несколько причин, действительно затрудняющих процедуру получения выплат именно по общежитиям. И такая ситуация сложилась не с одним застройщиком.

— Первое, почему так получается, это из-за формирования бюджета. В январе он сформировался, и февраль-март идет процедура согласования реестров – мы ждем подтверждения от колледжей и университетов. За январь, февраль и март вы в любом случае получите деньги. У нас обычно бывают задержки выплат в начале года, к тому же процедура согласования с учебными заведениями тоже проходит долго, — сказал Диас Джамбулов.

Еще одну причину представители АО «Финансовый центр» видят в проволочках со стороны министерств.

— Со школами, например, мы работаем напрямую. Наш «Финансовый центр» является и оператором, и, в том числе, заказчиком, то есть все деньги у нас, мы заключаем напрямую договоры с предпринимателями. В случае с общежитиями заказчиком является Министерство науки и высшего образования, если это для высшего учебного заведения, либо Министерство просвещения. И документы проходят процедуру согласования через нас, потом через то или иное министерство, — продолжает Диас Джамбулов.

К тому же в прошлом году из-за разделения Министерства образования и науки на два ведомства процедура выплат приостановилась, до ноября-декабря деньги были заморожены. К концу года выплаты пошли, но ТОО «Болашак-Т», по словам Елены Галяниной, не попало в бюджет, поэтому с сентября по декабрь прошлого года компания не получит ни копейки.

— Да, есть задержки, есть проблемы, — соглашаются представители АО «Финансовый центр». – Поэтому сейчас рассматривается вопрос, чтобы эту процедуру заказчика передать нам. Если мы найдем понимание с министерствами, то, возможно, в середине или к концу года возьмем все на себя. Сейчас мы зависимы от них, они заказчики, мы направляем им документы, но не можем указывать. К тому же в общежитии могут проживать студенты, как вузов, так и колледжей, поэтому заказчики теперь разные – два новых министерства, и нужно было перезаключать договор, допсоглашения. У Министерства науки и высшего образования – свой бюджет, у Министерства просвещения – свой, и вот такая нестыковка вышла.

Но это не единственная трудность. Застройщики обвиняют банки второго уровня в непомерно больших страховках залога по таким инвестпроектам, а местные исполнительные органы заинтересованы, прежде всего, в строительстве больших типовых школ, которые мало кто из местных предпринимателей потянет.

Exit mobile version