Газета «Надежда»

Тренер по детской безопасности Тлеген Дарбаев: «Никто не говорит, что нельзя делать взрослым»

Очень часто мы встречаем в соцсетях новости, связанные с детьми. Все чаще они вызывают ужас и даже шок. Только в начале этого года в одной из казахстанских школ произошло ЧП – подросток принес на занятия топор и нож и напал на учеников. В прошлом году пятилетний мальчик залез в холодильник и не смог выбраться. На озере Шалкар погиб ребенок, уплыв на надувном матрасе. Четверо подростков отравились угарным газом в закрытой машине. Дети подвергаются буллингу, кибербуллингу, преследуются педофилами. Многие пережили насилие, а некоторые не смогли его пережить, приняв решение покончить с жизнью. Возможно, в противовес таким ситуациям в Казахстане появилась такая профессия как тренер по детской безопасности. Но востребована ли она в том виде, в котором сейчас существует? Чтобы понять это, мы поговорили с первым в Уральске представителем этой специальности – Тлегеном Дарбаевым, который по совместительству является и тренером по тхэквондо.

Мирослава ШОНАЛОВА

— Тлеген, расскажите о себе и о том, как сами узнали о существовании такой профессии как тренер по детской безопасности?

—  По профильному образованию я специалист по охране труда и технике безопасности. Работал в нефтегазовой сфере. С 18 лет преподавал тхэквондо, работал с детьми. В период пандемии даже открыл собственную школу. А о безопасности детей задумался тогда, когда у меня появились свои дети, и я стал изучать эту тему более глубже. Немного людей ее понимают, еще меньше поддерживают. Как-то мониторил социальные сети и наткнулся на курсы по детской безопасности Зарины Джумагуловой. Больше полугода я учился на тренера по детской безопасности. И это только теория, практику необходимо нарабатывать самостоятельно, непосредственно работая с детьми. В этой профессии много нюансов.

— Кто стал вашими первыми учениками, с кем нарабатывали практику?

— Со своими ребятами-спортсменами. Курс по детской безопасности состоит из пяти частей, уже провел несколько таких курсов. У меня есть опыт работы с детьми как тренера по тхэквондо. Мне приходится возить их на соревнования, и я инструктирую ребят, как вести себя в чужом городе, в поезде, скидываю рекомендации родителям, чтобы они проговаривали с детьми все тонкости. Но в основном эти занятия проводятся вживую с детьми.

— В каком именно формате проводятся занятия?

— Начнем с того, что все родители знают, что делать можно, а что – нельзя. Всем детям родители объясняют элементарные вещи, что им нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, брать от них подарки и т.д. Но, тем не менее, как показывает практика, и это видно из социальных экспериментов, дети доверяют взрослым, могут заговорить с ними, попадаются на уловки мошенников. Чтобы такого не происходило, с детьми нужно прорабатывать разные ситуации, поэтому мы их инициируем, проводим в игровой форме для лучшего понимания. Детям нравятся такие тренинги.

— А как родители относятся к такому формату обучения?

— Многие родители переживают – не запугаем ли мы их детей, а не станут ли они каждого прохожего бояться. Наоборот, мы обучаем детей отличать хорошего человека от плохого. Многие считают, что, если говорить об этом вслух, то можно притянуть, «накликать» беду. По мнению родителей, если не обращать на что-то внимание, то этого «чего-то» и не случится. Но я так скажу – даже если вы вегетарианец, это не значит, что в джунглях вас не съест тигр. Если брать статистику, то пострадать в ДТП у нас вероятности больше, но мы же детей спокойно отпускаем на улицу, спокойно объясняем правила дорожного движения, правила безопасного поведения на дороге. При этом мы не имеем в виду, что ДТП обязательно случится. Поэтому нет, мы не запугиваем детей. Как говорится, «предупрежден – значит вооружен».

— Чему в первую очередь должны научиться дети?

— Все мы говорим, что нельзя делать детям, но никто не говорит, что нельзя делать взрослым. Для взрослых тоже есть определенные правила. Им нельзя говорить с детьми без ведома их родителей. Взрослым ни в коем случае нельзя проявлять активность к чужому ребенку, нельзя обращаться к нему за помощью (показать какое-либо здание, проводить к определенному адресу, донести пакет), обещать за оказанную услугу заплатить деньги. В таких ситуациях у ребенка должен быть отработан определенный алгоритм поведения, заготовлен список ответных фраз. В DarkNet есть целое сообщество мошенников и педофилов, которые делятся друг с другом наработанными уловками и схемой обмана. Они прекрасно знают, какого ребенка выбирать, где его поджидать и как действовать, чтобы ребенок молчал. К примеру, подошел мужчина и спрашивает у ребенка, где тут находится магазин. Опять же, я не говорю, что мужчина плохой, может, он не знал, что нельзя обращаться к ребенку. Но абсолютно каждый ребенок любого возраста должен сказать: «Обратитесь, пожалуйста, к взрослому!». Этой фразы зачастую достаточно, чтобы от тебя отстали. Но наши дети поступают иначе, и, приходя домой, довольные рассказывают, что помогли кому-то.

— А как сами дети реагируют на такие уроки?

— Нельзя сказать, что дети наивны, если задаешь им вопрос, какую опасность для них несут незнакомые люди, они сами «накидывают» невероятное число ответов — человек может тебя украсть, продать, сдать на органы, просить выкуп. Поэтому мы имитируем ситуации, в которых чаще всего могут поджидать опасности (подъезды, гаражи, стройки, пустыри), обучаем правилам поведения с незнакомым человеком. Детям нравятся такие инсценировки. К примеру, хватаем ребенка за руку и предлагаем так или иначе выйти из положения. Есть такой прием, который называется «мешок картошки», где ребенок должен упасть на землю и лежать. Такие элементы дети отрабатывают с радостью. Объясняем, как нужно убегать – не просто бежать, но и кричать одновременно. Здесь сталкиваемся с определенными трудностями, потому что не все дети могут заставить себя кричать. Они в нормальном состоянии не могут кричать, а в стрессовой ситуации вообще не пискнут. Поэтому такие вещи нужно отрабатывать в игровой форме, чтобы алгоритм действий отложился в подкорке.

— Почему дети не могут заставить себя закричать и позвать на помощь?  

— В опасной ситуации у нас включается рептильный мозг (Оказывает фундаментальное влияние на наше поведение, отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением — прим. автора), которому свойственны реакции: бей, беги или замри. Дети чаще всего замирают, подобно ящерице, увидевшей опасность. Это естественная реакция организма – в случае опасности притворись, что тебя нет. Мошенники, которые знают человеческую психологию, могут специально вызывать такой стресс у ребенка, чтобы его было легче увести. К примеру, атаковать его фразой: «Ты разбил мячом мою машину! Ну-ка, пойдем, я тебя в полицию отведу!». Ребенок замирает, потому что не знает, как себя вести. В игровой форме мы с детьми отрабатываем алгоритм действий в подобных ситуациях, и, проходя такую ситуацию в игровой форме, у детей больше шансов, что они их применят на практике.

— Возможно проводить такие занятия в школах?  

— По собственному опыту могу сказать, что в школах другое восприятие. Добровольно-принудительное посещение, особенно на последних уроках, не поспособствует активному получению таких знаний. Такие тренинги лучше проводить в малых группах, отдельно в каждом классе. В идеале в группе должно быть не больше шести-семи человек.

Какую роль играет казахстанский менталитет, и несет ли больше помощи, чем вреда, в отношении безопасности детей?

— Конечно, все зависит от менталитета. Страны СНГ, как бы грубо это ни звучало, – рай для педофилов. Что с нами не так? Думаю, все идет от воспитания, от неумения выстраивать личные границы. Дети не умеют отстаивать свои границы. Если говорить о Западе, то там с детства граждан приучают защищать свои права, уважают ребенка, спрашивают его мнение. У нас же – ешь, что дают, учи, что задают, носи, что купили. Здесь также можно отметить тот факт, когда к ребенку обращаются незнакомые люди, ребенок, воспитанный в духе уважения к старшим, считает себя должным помочь. Уважать старших нужно, но еще он должен различать опасное поведение взрослого от безопасного. А нам нужно научиться уважать их личность – где нет уважения к младшим, не будет и к старшим. Все должно происходить через родителей. Приведу простой пример – сестренка забрала дочку из садика, у нее в руке чупа-чупс, я спрашиваю – кто дал? Сестра говорит, что дочь призналась, что её дяденька угостил в магазине. Эту практику нужно отменять. Завтра каждый ребенок будет считать, что взрослые, которые дают сладости, – априори хорошие. Опять же это от нашего менталитета, мы любим угощать детей, но гостям лучше давать гостинцы не детям, а родителям. Эту нашу привычку мошенники используют в своих интересах. Если ребенок маленький, нужно приучить его отказываться от таких вот подарков.

— То есть правила безопасности с людьми нужно соблюдать и дома?

— Конечно, дети, находясь дома, также должны соблюдать правила – если родителей нет, не открывать посторонним двери, да даже родственникам. Существует тенденция, что чаще всего дети подвергаются насилию со стороны родственников. Печально, но это факт. Перед тем как нагрянуть в гости, каждый родственник должен предупредить родителей о своем приезде. Социальные эксперименты также показывают, что ребенок откроет двери не только родственникам, но и Деду Морозу со Снегурочкой. Мы отрабатываем эти ситуации в своих тренингах, становимся за двери, стучим, представляемся, и очень важно, чтобы ребенок отвечал правильно, извинился и попросил прийти тогда, когда родители будут дома.

— Можно ли поменять наш менталитет в этом вопросе?

— Старую собаку новым трюкам не научишь. Мы вряд ли изменимся. Изменения придут с новым поколением. Все изменится, но постепенно. Нынешнее поколение очень быстро всему учится, многие из них в раннем возрасте строят свои бизнес-проекты. Мы, как вы помните, в их возрасте думали совсем о других вещах (смеется).

— В свете последних событий, когда мальчик пришел в школу с топором, как должны вести себя дети, как реагировать на такую устрашающую агрессию?

— Запомните, лучший способ избежать конфликта – уйти от него. «Силен не тот, кто выходит из боя победителем, а тот, кто, зная, что победит, избежит боя». Конфликтных ситуаций не избежать, но можно их минимизировать. А для этого каждый ребенок должен быть в себе уверен. Такую уверенность, например, приносит спорт. Он закаляет не только тело, но и дух.

— Какой совет вы можете дать родителям?

— Важно научить ребенка выстраивать свои границы. Также я бы посоветовал мамам и папам воспользоваться инструментом, который называется «круг доверия». Каждый родитель должен вместе со своим ребёнком проработать этот круг доверия. Нарисовать круг на листе бумаги, в который ребенок помещает или вписывает тех, кому он больше всего доверяет, к кому может обратиться с просьбой. Этих кругов может быть несколько, и в каждый из них вписываются определенные люди. Первый круг – это родители, семья. Второй – близкие друзья. Следующий круг – это знакомые люди, например, соседи или приятели. Четвертый – люди, оказывающие профессиональную помощь, то есть учителя, тренеры, врачи, пожарные. Все, кто вне этого круга, – это незнакомые люди, которым доверять нельзя. Когда мы пробовали это упражнение на практике вместе с детьми и их родителями, всплывали интересные вещи. В непосредственно самом близком окружении вместе с мамой, папой и бабушкой мог оказаться некий «дядя Федя», угощающий конфетками, или неизвестные друзья. Родители должны насторожиться, проверить этих людей, поговорить с ребёнком. Также ребенку нужно объяснить, что никогда нельзя ни с одним взрослым создавать секреты. Взрослые не должны говорить ребенку – это наш с тобой секрет, тайна и т.д.

Востребована ли ваша профессия?

— К сожалению, пока нет. Никто пока не понял ценности этой профессии. Но, надеюсь, в будущем родители озадачатся этим вопросом и будут более щепетильно относиться к безопасности своих детей.

 

Exit mobile version