Газета «Надежда»

Под музыку бандонеона

Если бы можно было описывать музыку словами, танго стало бы настоящей любовной поэмой. Экспрессия чувств, огня, сексуальности находит выражение в страстном танце, где партнеры то тесно соприкасаются, то манерно и театрально отталкивают друг друга, чтобы потом снова сойтись в порыве бурных чувств. Танго стало одним из символов Аргентины, ее гордостью. И 1 декабря Аргентина пела в стенах драмтеатра им. А.Н. Островского. В исполнении камерного оркестра под руководством дирижера Никиты Говорова прозвучали лучшие произведения Астора Пьяццоллы, Ришара Гальяно и других композиторов. «Гвоздем вечера» стал гость из Астаны – баянист Дамир Султанов.

Роман ДРОЗДОВ

На вершине блаженства

А причем здесь баян? — спросите вы. А притом, что танго сегодня нельзя представить без бандонеона – аргентинского родственника всех ручных гармоник, который как будто специально был создан для этой музыки. Этот инструмент обладает широким диапазоном звучания, и танго в его голосе получило тот специфический характер, пронзительность и меланхолию.

Профессору Казахского национального университета искусств и 16-кратному международному лауреату Дамиру Султанову в полной мере удалось передать посредством более привычного нам баяна неповторимую лиричность заморского инструмента.

Концерт начался с очень популярного среди баянистов произведения – Концерта для бандонеона с оркестром «Аконкагуа» аргентинского композитора Астора Пьяццоллы.

Аконкагуа считается высочайшей горой в мире за пределами Азии. Ее высота составляет почти 7 тысяч метров над уровнем моря, находится она в горной цепи Анд в аргентинской провинции Мендоса. И произведение Пьяццоллы рисует картину холодного, враждебного и неприступного места. Но нет ничего невозможного для человеческого духа и стремления. Это отчетливо выражено в финале концерта, где временами мерное, временами нарастающее звучание инструментов символизирует медленный, но верный подъем в гору. Последние шаги до цели даются очень тяжело, однако человек не сдается. В этой музыке заложен глубокий смысл о том, что человеческие возможности безграничны. Когда ты измотан физически и морально и уже готов повернуть назад, твоя внутренняя сила продолжает двигать тебя – еще чуть-чуть, еще несколько усилий воли – и вот она, победа!

— Пьяццолла показывает нам не только живописную картину гор, но и переживания, испытания, которые человек в течение своей жизни преодолевает. Это движение вверх, сопротивление горы, сопротивление жизни нужно постоянно преодолевать, — объясняет Никита Говоров.

Полет фантазии и накал чувств

Танго – национальное аргентинское достояние, хотя жители Уругвая, конечно, поспорили бы с этим утверждением. Как Эйфелева башня ассоциируется с Парижем, Кремль – с Москвой, а дешевые товары – с Китаем, так и Аргентина сегодня немыслима без танго. При первых звуках и сразу узнаваемом мотиве тебя переносит в удивительное место, где лето начинается в декабре, а женщины становятся президентами на два срока подряд. Аргентина впитала в себя культуру разных народов и стала самобытной и уникальной. Здесь стиль задает тон, джентльменская учтивость соседствует с огненным темпераментом мачо, традиции – с либерализмом.

Вот звучит протяжная мелодия бандонеона, и ты переносишься в красивейший город мира – Буэнос-Айрес: проходишь по колоритным улочкам Ла-Бока среди разноцветных домов с вечерними милонгами и утопаешь в фиолетовых облачках цветущей Жакаранды…

Стоит отметить, что Астора Пьяццоллу на родине долгое время не жаловали, говорили, что он испортил то самое традиционное танго, исполняемое на улицах и в салонах. Хотя во всем мире композитора признали как музыкального новатора, который вывел танцевальную музыку своей страны на совершенно другой уровень. В своих произведениях он соединил танго, джаз и классику, и теперь его страстные композиции звучат со сцен лучших концертных залов наравне с музыкой Бетховена и Чайковского. Уже ближе к концу жизни аргентинцы все же признали своего гениального соотечественника. Ведь его заслуги для музыки Аргентины неоценимы, танго было популярно и в Старом Свете задолго до него, но он сделал эту музыку фундаментальной, академической.

Следующим номером программы прозвучала композиция «Чао, Париж» того же Астора Пьяццоллы. Композитор долгое время жил в Европе, учился в Париже, и прощание с полюбившимся городом выразил со всем пылом любовного жанра своей музыки.

Далее вечер продолжился в более спокойном русле. В исполнении оркестра прозвучал известный вальс из джазовой сюиты №2 Дмитрия Шостаковича.

Неожиданная премьера

Сюрпризом для зрителей стала музыкальная премьера самого дирижера Никиты Говорова. Маэстро представил финальный отрывок из концерта для баяна с оркестром, как произведение некоего современного немецкого композитора. Он скромно отметил, что эта музыка для некоторых может показаться странной, но ее тоже нужно исполнять, чтобы поддерживать творчество наших современников.

Музыка зрителям понравилась, о чем свидетельствовали продолжительные аплодисменты. После этого дирижер признался, что прозвучало его собственное сочинение, которое он посвятил гостю Дамиру Султанову. Вопреки известной библейской истине о том, что нет пророка в своем отечестве, зал восторженно принял это признание.

— Это обычная практика. Некоторые композиторы на премьере, чтобы не вызывать лишних вопросов, подписывают свое произведение чьим-то другим именем. Особенно в баянном мире такое часто происходит. Сочинения молодых композиторов не признают, к ним относятся снисходительно, поэтому свои произведения они приписывают другим известным композиторам. И потом уже, когда сочинение получает свою жизнь, они признаются в этом, — сказал Никита Говоров.

Следующими номерами вечера стали две фантазии еще одного современного композитора и баяниста Владимира Подгорного, а также кюй заслуженного деятеля Казахстана, профессора Казахского национального университета искусств Дуйсена Орынбая.

Логичным завершением концерта стала снова музыка танго. У Астора Пьяццоллы было и есть очень много подражателей, и это неудивительно, потому что он зачинатель нового направления в академической музыке. И одним из тех, кто многое взял из богатого наследия Пьяццоллы, стал ныне здравствующий французский композитор Ришар Гальяно. В исполнении баяна и камерного оркестра прозвучало его «Танго Нью-Йорк».

Фото автора

Exit mobile version