Газета «Надежда»

Как курс валют отразился на сельхозпроизводителях ЗКО

Слабый курс тенге неожиданно оказался другом для селхозпроизводителей. Вице-министр Арман Шаккалиев попытался спрогнозировать дальнейший курс рубля, а заодно упомянул о решении установить оптово-розничную цену на мясо курицы и яйца. Так сказать, негоже на дешевый товар засматриваться, когда свои золотые.
Мирослава ШОНАЛОВА
Продукты птицеводства, а именно мясо птицы и яйца, включены в список социально-значимой продукции. Как отметил генеральный директор ТОО «Жайық құс» Темиргали Ескендиров, его фабрика ежегодно производящая 8000 тон мяса птицы, в настоящее время  переживает нелегкие времена, и в основном из-за конкуренции с российскими производителями.
Сегодняшняя себестоимость мяса птицы в России всего лишь 725 тенге, наша себестоимость 950 тенге без кредитов. И зерно мы вынуждены также закупать в России. Поэтому у меня вопрос как будет развиваться валютный рынок, пара «рубль-тенге», потому что, если курс снова упадет до пяти тенге за рубль, все птицефабрики закроются и яичные, и мясные, — поинтересовался Ескендиров.


Однако, вице-министр сомневается, что кто-то сможет дать твердую гарантию по курсу валют в дальнейшем. Отмечая при этом, что если тенге станет доминирующей в паре с рублем, это сильно скажется на конкурентоспособности казахстанцев:
Мы понимаем, что тенге не должен уходить совсем в свободное плавание, у этой ситуации есть риски. Это очень влияет на нашу инвестпривлекательность, поэтому не думаю, что в этой паре, тенге будет ведущим. Но, с другой стороны, меняется геополитическая ситуация. Россия сегодня принимает максимальные меры, чтобы не потерять потоки. Валютная выручка идет в Россию, рубль становится сильным, Евросоюз поставил минимальный уровень — 60 долларов за баррель. В нынешних условиях это говорит о том, что рубль слабым не будет, однозначно. Второй момент такую выручку нужно тратить. Сегодня Россия ставит вопрос по использованию платежей в нацвалюте. Уход от доллара, взаиморасчет. Но по таможенным платежам в Казахстане, Россия производит расчет в долларах. Доллар идет к нам, а рубль к ним. Плохо другое — мы до 60% товаров с России везем.
С другой стороны, как отметил вице-министр, самой России не выгодно, что идет утечка, того же зерна. С учетом украинского кризиса этого товара сейчас большой дефицит. А для Казахстана не выгодно, что поставка зерна идет через нас в Узбекистан. Поэтому было решено создавать передвижные пункты — фитосанитарного контроля. С точки зрения фитсанитарного благополучия, может выясниться, что очень много зерна идет без сопроводительного документа. Шаккалиев также отметил, что в министерстве намерены устанавливать оптово-розничную цену, на то же куриное мясо и яйца.
Максимальная цена яиц будет – 480 тенге, российский товар ниже не зайдет. Для российских производителей, с учетом транспортных и других расходов, считаем, что это будет невыгодно. Людям будет не выгодно покупать российскую продукцию, когда здесь цена будет паритетной. Но, другой вопрос, достаточно ли вы будете производить, чтобы покрыть все регионы? В Атырау две фабрики полностью работают на Тенгизшевройл, населению вообще не поставляют. Вот если Уральск сможет таким хабом стать, и закрывать весь запад, то мы примем ключевые меры поддержки для вас. Не будем распыляться и размазывать по стране по два миллиарда. Будем финансировать состоявшихся крупно-товарных производителей, — отметил Шаккалиев.
Вице-министр сказал, что с февраля месяца следующего года стоит вопрос финансирования сельхозпроизводителей через СПК «Акжайык», которые занимаются производством мяса птицы и молока (яиц под вопросом). Задача в ближайшие два — три года, путем прямого финансирования, справиться с дефицитом в стране.

Exit mobile version