Газета «Надежда»

В уральских автобусных парках обострился дефицит водителей

В городе значительно ухудшилась ситуация с выходом общественного транспорта на линии, об этом в интервью корреспонденту «Надежды» сообщил заместитель акима Уральска Асхат Кульбаев. По его словам, это связано с вводом дифтарифа и переходом на электронную оплату проезда, из-за которых «частники» отказываются работать. Предприя­тия пассажироперевозчики вновь заявляют об остром кадровом дефи­ците, из-за которого техника попросту простаивает. На маршрутные ав­тобусы массово жалуются и горожане, им приходится ждать некоторые из них чуть ли не по часу, автобусы сходят с линии раньше времени, да и в салонах, особенно в час пик, тесно до невозможности.

Оксана НАУМОВА
Жители обратили внимание на то, что после перехода на электронную оплату проезда в автобусе и введение дифференцированного тарифа на оплату наличными ситуация с общественным транспортом стала в разы хуже, хотя чинов­ники утверждали обратное. Однако, по словам замакима города Асхата Кульбаева, жи­телям необходимо проявить терпение, ведь не все сразу и первые итоги подводить еще рано. Чиновник признает, ситуация с выходом общественно­го транспорта стала хуже.

«Это связано с тем, что прекратился поток налич­ных денег и пропала заинтересованность у частных автовладельцев и у некото­рых водителей, которые, не понимая ситуации, не хотят принимать те изменения, которые происходят. Они либо саботируют, либо уходят с работы. Перед всеми пере­возчиками было поставлено условие, чтобы они факти­чески людям возмещали те же деньги, которые они яко­бы потеряют сейчас. Если это частные транспортные средства, то должны быть оплачены аренда, деньги за выход, обслуживание техники и так далее — все эти пункты перевозчики должны брать на себя, то есть нужно пред­ложить более удобные усло­вия для частных владельцев автобусов», — рассказал Куль­баев.

По данным замакима, на данный момент количество техники выходящей на линии упала на 50 единиц или на 20%. В связи с этим наблюдается увеличение интервала, не соблюдение графиков и ранний уход автобусов с маршрутов. Наиболее критическая обста­новка сложилась по маршру­там №2, 4, 33, 3, 35, 7, везде наблюдается существенное снижение обусловленного до­говором количества графиков, к перевозчикам применяются санкции.

«В этом направлении мы работаем, то есть каждый перевозчик сейчас занима­ется тем, что, подбирает штат водителей, потому что вся необходимая техни­ка есть в полном объеме, но какая-то часть из-за дефи­цита кадров простаивает. Я надеюсь, что люди, которые ушли, все-таки вернутся, по­тому что это стабильный гарантированный доход, это нормальный соцпакет, это налоги и пенсионные нако­пления. Те преференции, которые у них были в виде еже­дневной налички на руках, в виде звенящей меди, это просто все трансформируется в ежемесячную заработную плату, практически того же размера. На сегодняшний день наши перевозчики пред­лагают водителям большеразмерных автобусов около 300 тысяч, а водителям ав­тобусов среднего класса и «Газелей» — где-то 250 тысяч тенге, это хорошие зарпла­ты с учетом того, что люди работают 15 дней», — говорит заместитель акима.

В акимате заверили, что ра­бота в данном направлении идет, улучшение горожане увидят в ближайшее время, но необходимо проявить тер­пение.

«Пассажиропоток в сен­тябре увеличится за счет школьников и студентов и нагрузка на общественный транспорт возрастет. По­этому сейчас очень жесткие условия поставлены перед перевозчиками, и они эти задачи решают»,- подвел итог Кульбаев.

«Частники» в свою очередь заявляют, что работать они от­казываются, так как уверены, им не правильно начисляется оплата за их услуги, а в целом они пока еще не делают поспешных выводов и ждут пер­вых результатов нововведе­ний. Сами предприятия пассажироперевозчики никогда и не скрывали дефицита кадров, особенно водителей, однако никак не связывают это с вве­дением дифтарифа и перехо­дом на электронные платежи.

«Дефицит водителей дей­ствительно есть, техника действительно частич­но простаивает. В связи с дифтарифом пока такого большого оттока водите­лей не было, все ждут, когда будет первая зарплата, по­смотрят, проверят. Много шума было, много водите­лей возмущались, с каждым маршрутом отдельно про­водили собрание, разговаривали, объясняли. Люди при­выкли много-много лет ра­ботать по одной системе, у них ежедневно была наличка, а теперь они не могут привыкнуть, что деньги должны идти в базу и за это должна идти заработная плата»,- говорит руководитель ТОО «Батыс Дилижанс» Владимир Юркевич.

«Батыс Дилижанс» обслужи­вает такие городские маршру­ты как № 39, 1, 33 и 49. В основном автобусный парк предпри­ятия состоит из среднего и ма­лого класса. Заработная плата водителей, в зависимости от выработки часов, составляет от 230 до 250 тысяч тенге.

«Полный месяц будет 10 сентября и поэтому мы еще сами не видели, сколько по итогу сотрудник получит на руки. В целом по маршруту №39 у нас проблем нет, машины выходят на линии, на 49-м маршруте всего один автобус, так как это соци­альный маршрут. А вот с 33 и 1 есть проблемы по не выходу транспорта на ли­нии. Машины есть, стоят в базе заправленные даже, но с водителями напряженка. В общем, если примерно посчитать на нашем предприятии не хватает около 20 чело­век», — говорит Юркевич.

О дефиците кадров на сво­ем предприятии рассказал и генеральный директор ТОО «Западно-Казахстанский авто­бусный парк» Диас Джанибе­ков. Однако и он не связывает это с дифтарифом и электрон­ной оплатой проезда. По его словам проблема эта систем­ная из-за нехватки кадров на самом рынке труда. К слову, предприятие обслуживает та­кие маршруты как №2, 22, 4, 19, 30Д и им требуется поряд­ка 30 водителей на 5-6 автобу­сов.

«Некоторые автобусные парки при нехватке техники привлекали частный транс­порт, из-за того, что введен дифтариф частникам не ин­тересно работать, но это я могу только предполагать, наверняка, я не знаю. У нас дефицит водителей есть, но он связан не с тем что диф­тариф ввели, а с тем, что есть недостаток на рынке труда в ЗКО. Многие водите­ли с категорией «Д» уходят работать на месторожде­ния, кто-то водит грузови­ки. У данной проблемы есть два пути решения. Законо­дательством сейчас предус­мотрено наличие определенного стажа для водителей категории «Д» и по возрасту тоже есть ограничения, плюс он должен отъездить три года на транспорте, который не является авто­бусом, и только после 3 лет он может получить следу­ющую категорию, которая дает ему право управлять автобусом. Все это делает­ся для безопасности, ответ­ственности, так как сфера пассажироперевозок связана с жизнью и здоровьем лю­дей. Конечно, это усложняет человеку получение данной категории, так как навер­няка мало людей, которые мечтают всю жизнь водить автобусы и перевозить лю­дей. Это системная пробле­ма, которую мы совместно и с ассоциацией автоперевозчиков, и с палатой пред­принимателей «Атамекен» поднимаем, и эти поправки рассматриваются на уровне МВД, совместно с Министер­ством индустрии РК. Если говорить о частной пробле­ме, то да, дефицит есть, потому что увеличивается количество подвижного со­става во всех автопарках го­рода, увеличивается в целом спрос на работу водителей и это связано с развитием биз­неса», — считает Джанибеков.

К слову, зарплата водителей на предприятии варьируется от 250 до 300 тыс. тенге и зависит от количества отрабо­танных смен.

Компании пассажиропере­возчики единодушно заявля­ют, что много в их работе за­висит от полноразмерных и своевременных субсидий от государства.

«Пассажирские перевозки по себестоимости выше, дорожает топливо, запас­ные части, растут зарпла­ты сотрудников, и 80 тенге это намного ниже себесто­мости. Однозначно нель­зя ответить, сколько на сегодняшний день должен быть тариф. У каждого вида транспорта свои расходы, все зависит от того, какой маршрут и каким транспортом обслуживается. Поэтому государством применяется субсидирование убытков перевозчиков, и если акимат будет субсиди­ровать полноценно и своевременно, то наша сфера бу­дет развиваться, все будет прозрачно и официально, и, соответственно, можно будет ставить вопрос об обновлении парка. Если нет субсидий, то необходимо говорить о повышении тарифа», — рассуждает Джани­беков.

«У нас единственное пере­живание — субсидирование, если оно будет не во вре­мя, то мы не сможем запла­тить зарплату, вот тогда будет еще хуже и точно будет еще больший отток водителей», — соглашается с коллегой Юркевич.

Стоит отметить, что ураль­ским компаниям в этом году до июля уже было выплачено почти 2,4 млрд тенге, на остаток года планируется выпла­тить сумму порядка 1,5 млрд тенге. 4

Exit mobile version