В Уральске набирает обороты комедийное искусство разговорного жанра — стендап. Группа молодых людей — энтузиастов решили попробовать себя в юморе, ведь наш, казахстанский юмор, ценится сегодня во всем мире. Сложно ли быть первопроходцами в провинциальном городе, а также о планах на будущее, уральской публике, ежегодном слете стендап-комиков в Алматы, отсутствии кадров и шутках, которые избегают стендаперы, в интервью «Надежде» рассказал стендап-комик Александр Яшин.
Микрофон свободен!
— Александр, как считаешь, почему стендап набирает такую популярность – что это за феномен? В чем его действительная сила?
— Сам по себе жанр в нашемгороде новый. Просто наверно людям не давали выговориться, а тут появилась такая возможность. В стендапе люди могут рассказать практически обо всем, что их не устраивает и сделать это смешно. Соответственно раньше все занимались КВНом. Потом начали присматриваться и раскручивать жанр стендапа. Тебе не нужно придумывать какуюто миниатюру, изображать, петь, плясать. Стендап – это намного проще. Но опять же, не для всех.
— А как ты стал стендапером?
— Мне 30, закончил ЗКИТУ. Я обычный среднестатистический парень, а в стендап я пришел ради прикола. Поначалу. Началось все лет 7 назад. Это направление только начало появляться, мы тогда выступали в одном из городских кафе, потом был большой перерыв, аж года три. Продолжили выступление в ночном клубе, но случилась пандемия, и опять полуторагодовалый перерыв. В этом году мне написала знакомая и предложила возродить эту культуру по новой. Так все и пошло-поехало: начали потихоньку собирать людей на открытые микрофоны.
— Значит стэндап жанр в Уральске зародился недавно?
— Если официально, то в этом году. Просто этим никто не занимался и интереса к нему не проявлял. Сейчас люди начали вникать в эту культуру, в этот юмористический жанр. Он входит в моду.
— Есть у вас продюсер?
— У нас есть человек, который занимается всеми организационными моментами. Договаривается, устанавливает определенный прайс в заведениях. Вообще каждый может договориться по мере возможности, но, в основном, этим занимается определенный человек.
— И как стремительно стендап развивается у нас?
— Развивается, но у нас дефицит кадров. Мало людей, которые могут шутить так, чтобы это было действительно смешно. Часто человек думает, что шутит смешно, но эти шутки на уровне подъездного «междусобойчика». А когда выступаешь перед людьми, которые пришли за хорошим материалом, за импровизацией, какой-то крутой историей, там нужно выложиться и преподнести материал вкусно и профессионально.
— Как «вербуете» кадры?
— У нас есть рубрика «открытый микрофон», где новенькие ребята выходят и демонстрируют свое мастерство в плане юмора, рассказывают шутки, истории. Если в его истории есть пробелы, мы помогаем ее дополнить, развить мысль и сделать так, чтоб это было смешно. Человек постепенно втягивается, пишет еще и еще, и так копится материал, рождается комедия.
Чернухи – требуют наши сердца
— Как реагирует наша публика на шутки разного рода?
— В зависимости от контингента. В последнее время я выхожу как ведущий. Я был обычным рядовым стендапером, который просто готовил материал и на этом мои полномочия заканчивались, а сейчас выхожу, «прощупываю» зал. Это необходимо, потому что не всегда приходят люди, которые знают как себя вести. Некоторые приходят скованные, боятся хлопать, улыбаться, показывать свои эмоции и так далее. Много «зажатых» людей, которых стараешься как-то раскрепостить, чтоб они почувствовали себя как дома. Иногда приходят люди в возрасте, для них соответственно молодежный юмор будет неприемлем, соответственно нужно улавливать, «залетит» ли твоя шутка и тут, и там. А вообще у нас город чернуху очень любит, поэтому мы часто используем шутки 18+. Интеллектуальные шутки, для которых нужно взять лопату и докопаться, чтоб понять их, у нас не в чести. Их мало кто может оценить по достоинству. Люди приходят на стендап не для того, чтобы думать.
— Вообще сложно в Уральске шутить? Можно оставаться безнаказанным? Или все-таки у стендап-комика есть черта, за которую он не перешагивает?
— По идее это такой жанр, на который могут обижаться, оскорбляться, за который могут оштрафовать. Как говорится, у нас свобода слова, но свое слово держите при себе. Хотя у нас в городе с этим проще. Может потому, что мы не такие раскрученные, чтобы на нас обращали внимание, и все высказывания остаются в пределах зала. Сколько мы шутим, ни разу еще не было такого, чтоб люди обижались или оскорблялись тем, что я пошутил над политикой. Про религию стараемся не шутить, потому что это сама по себе такая деликатная вещь. Я сам верующий, и я искренне верую в то, что верующие прекратят когда-нибудь обижаться на шутки про религию. Шутить про политику можно вообще не напрягаясь, потому что она сама по себе смешная вещь.
— Публика, в каких бы точках вы не выступали, чем-то отличается?
— В основном публика состоит из молодёжи от 18 до 33 лет. Недавно мы ездили в Аксай, там контингент был 40+, соответственно юмор ниже пояса не прокатил бы, и мы подстраивались. Если комик умеет грамотно «поймать волну» аудитории, то это очень круто. У нас, когда пишется материал, он пробуется в разных местах,если шутка вызывает смех, то ее оставляют, дорабатывают, расширяют. Делают доступной для всех возрастов.
— Хорошо, а всегда ли зрители ведут себя адекватно на ваших выступлениях?
— Бывают такие люди, которые выкрикивают с места, пытаются пошутить, и это не всегда смешно выглядит. Мы таких людей всегда пресекаем, жестко. Перед выступлением, когда мы начинаем, обговариваем с залом правила – во время выступления комиков, не делать заказов, чтоб не отвлекать, не выкрикивать с места. Мы просим проявлять к нам уважение. Если нарушители правил есть, приходится их пресекать сразу, чтоб не возникало желания снова перебить выступающего. Да, можно получить по шее, но это уже другой вопрос, есть же правила определенные, которых нужно придерживаться.
Давайте бездискриминации!
— Чаще всего кто или что становится поводом для шуток?
— В основном это бытовые моменты. С тобой давнымдавно могла приключиться история, и она кажется тебе смешной, но ты не знаешь, как ее преподнести. У меня бывает флешбэком, кто-то что-то сказал, где-то что-то случилось и стараешься эту историю доработать до того момента, пока она не станет завершенной, смешной.
— О чем никогда нельзя шутить? Есть какой-то кодекс между вашей братией?
— Рамок определенных нет. Каждый шутит про то, что он считает нужным, и сам себе ставит границы. Все очень индивидуально. Для кого-то мат это табу, и он предпочитает правильную речь. Я, например, считаю, без крепкого словца в стендапе никак. Говорят, над инвалидами нельзя смеяться, но мне кажется можно и даже нужно. Потому что если ты над всеми шутишь, а над ними нет — это дискриминация своего рода. Шутить можно и нужно над всем.
— Расскажи отличительные свойства того же русского стендапа, к которому мы все привыкли и казахстанского? Или это калька того же американского стендапа?
— Очень большой разрыв. У нас, как и у остальных народов и стран есть над чем посмеяться, есть определенный самобытный контингент людей. К примеру, ты можешь парадировать апашек, которые специфически общаются, можешь использовать сразу два языка в выступлениях. И люди будут понимать. Если они не были в Казахстане им интересно, что там за люди, как они живут и есть комики, которые помогают нарисовать картину о стране и ее людях.
— Были у вас ужасные выступления, когда хотелось провалиться сквозь землю?
— Ну, чтоб провалиться прямо, такого не было, но были неудачные моменты. Это происходит, когда ты впервые выходишь на сцену. Ты зажат и жутко боишься, что твоя шутка уйдет в тишину. Я до сих пор боюсь выйти на сцену и шутить что-то несмешное. Раньше, когда я просто готовил материал, рассказывал его, кто-то понимал, смеялся, для кото-то это был тяжелый материал, не смешной. На вкус и цвет, как говорится.
— Все ли умеют импровизировать?
— У нас была ведущая Лиза и у нее отлично получалось, но в связи с семейными обстоятельствами она реже стала выступать. Кормить семью нужно, она ушла в работу. Поставили меня, потому что я гордый обладатель запаса колких фразочек, которыми можно рассмешить людей. В первый раз я вышел вообще не подготовленный, потому что ведущий не приехал. Встал вопрос, кому вести программу. Выбор пал на меня, хотя я не был готов, все прошло замечательно. Не знаю, может такая аудитория была, люди поймали вайб, у всех было хорошее настроение, и на этом вайбе я прокатился и выступил. А может, я действительно хорош! С тех пор коллективно решили, что я буду ведущим. Смех и радость мы приносим людям!
— А вообще, какие люди идут в стендап? Сколько у нас на сегодняшний день стендаперов?
— У нас в Уральске в стендап не идет никто. У нас нет кадров, мы ищем людей, приглашаем всех на «открытый микрофон». У нас 11 человек в команде, но они не всегда выступают. Дело вот в чем: есть люди, которые могут материал написать за три дня, а есть те, кто пишет неделями. Ты можешь писать в день дватри часа, накидать заготовки, а другой пишет два-три месяца. Все зависит от человека. Опять же, проблемы в дисциплине. Если нет дедлайна, то его начинают растягивать, никто ничего не хочет делать. Чтобы перестраховаться, мы чередуемся, одну неделю выступают шесть человек, другую — остальные. Было такое, когда выходили все 11 человек у всех был готов материал, все были заряжены. Это было классно! Поэтому новым людям мы всегда рады.
— Расскажи немного о своих собратьях по профессии, об их фишках, подаче?
— У каждого своя подача, ктото рассказывает про отношения, кто-то может рассказать о новостях. Кто-то на эмоциях, на экспрессии рассказывает, кто-то монотонно, и не сказать что это скучно и грустно, в этом есть своя фишка и это заставляет людей слушать.
— А как у нас дела обстоят с женским стендапом? Лично ты к нему как относишься?
— У нас есть две прекрасные представительницы женского стендапа — Лиза и Настя. Они прекрасно себя чувствуют на сцене, не уступают мужчинам. Бывает, даже парни не так смешно шутят как девчонки. У Лизы есть дети, и каждый день с ними происходит какая-нибудь смешная история, и каждый день ей есть что рассказать. Это круто, когда у тебя вдохновитель под носом. У Насти высокоинтеллектуальный юмор. Не каждый его может понять, потому что люди привыкли к поверхностному юмору, но она делает это очень круто.
— Есть ли элемент состязательности между стендап-комиками?
— Такого нет. Наоборот, помогают друг другу «добить» шутку. Нет такой гонки — я круче, я смешнее, публика реагирует на всех нас одинаково. У нас сложился основной состав пять-шесть человек, которые на постоянной основе выступают, и люди уже знают, у кого какая подача. Я прямолинейный человек и на «открытых микрофонах» если мне не смешно я так и говорю ребятам. Если ребята не смеются, не улыбаются, значит, согласны со мной, мы просим переделать материал. Не все хотят меняться. К примеру, мы накидаем крутые шутки, а он во время выступления их не прочитает, а потом говорит, что ему показалось, что это не смешно.
— Средняя зарплата комика? Можно ли вообще заработать на юморе?
— Это зависит от заведения. У нас нет определенной таксы, которую мы могли бы устанавливать, но 5 000 тенге мы в любом случае получим, с любого заведения. Это самая минимальная оплата. У нас есть, условно назовем, райдер (перечень условий), чтобы заведение, если они нас приглашают, организовывало нам чай, пиццу. Чтоб мы не просто сидели в ожидании, а чувствовали себя приглашенными гостями. Мы ведь, по сути, тоже пришли отдыхать, развлекаться. Если сидеть, напряженно ожидая своего выхода, ну, это не круто! Нужно расположить к себе заведение, чтобы люди понимали, что если ты приглашаешь артистов куда-то, должен обеспечить его сервис, чтоб человеку было комфортно, чтоб хотелось в дальнейшем у тебя выступать. Потому что это тот человек, который приносит тебе деньги, приводит к тебе людей, соответственно должна быть взаимная выгода. Главное — человеческое отношение. Так как это дело не развито, и у нас нет никаких спонсоров, у меня есть основной род деятельности, которым я занимаюсь, и который приносит мне доход – я торговый представитель. К сожалению, у нас город купи — продай, кроме торговли нечем заниматься, если у тебя нет никаких связей или богатых родителей. Но я уверен, что профессия должна приносить удовольствие, а не превращаться в каторгу. А вот стендаперы в РФ и СНГ давно зарабатывают на своем искусстве хорошие деньги.
— Какие планы на ближайшее будущее?
— Вот сейчас в Алматы будет проходить 16-18 сентября международный стендап – фестиваль. Там будут ребята со всего Казахстана и приглашенные гости из России. Я тоже туда еду, это будет моя первая сходка, где я буду показывать себя и представлять интересы нашего города.
— Почему один?
— Это дорого. Я туда брал билет на самолет за два месяца до мероприятия – эконом класс без багажа, только ручная кладь на 5 кг. Мне обошлось в 27 тыс. тенге. Обратно приеду на поезде, который едет трое суток. Питание, проживание за свой счет, остается скооперироваться с ребятами, снимать квартиру или хостел. Новые знакомства и все такое, в этом есть своя романтика. А там, как я понял, нас разобьют на команды, мы будем выступать в течение всего дня в разных заведениях. Там соберётся очень много ребят.
— Есть ли карьерный путь у стендапера?
— Он есть, но выбраться сложно. Мне Уральск нравится, я обожаю этот город, когда я бываю в других городах, начинаю невольно сравнивать их с Уральском. И все мне в них не нравится. Но я бы хотел развивать стендап, выступать на разных площадках, зарабатывать этим, общаться с новыми людьми, новые проекты реализовывать. Поэтому рано или поздно придется вылететь из гнезда и покорять другие сцены.
— Где вы сейчас выступаете? Поступают ли необычные предложения, выступить на дне рождения пятилетнего сына, к примеру?
— Зовут. Вот недавно выступали на закрытой вечеринке. Я не вижу в этом проблемы, все зависит от самих людей, ведь главное — отношение. Я считаю это нормально выступать на днях рождениях. А вот, то, что я считаю ненормальным, так это то, что у нас самые популярные люди, это ведущие свадеб. Бред какой-то! Или вот, на свадьбах раньше часто выступали брейкдансеры, к которым у местного контингента со временем появилось снисходительное отношение, потому что они выступали на каждой свадьбе и стали обыденным явлением. Если ты едешь на какую-то свадьбу, то там 100% будут брейкдансеры, я это знаю по своему опыту.
— Ты танцуешь брейк?
— У меня направление электродэнс. Я преподавал три года в студии. Опять же это никем не поддерживалось. Это сейчас брейкденс причислили к спорту, у ребят появились спортивные книжечки. А с другими видами танцев – у нас вообще беда.
— Есть ли у тебя кумиры для подражания, с кого берешь пример, на чьи выступления ориентируешься, может, есть наставник в вашем деле?
— Мне нравится Илья Соболев, нравится его юмор и подача, манера общения с людьми, его жестикуляция. Ваня Усович, человек с монотонной подачей материала. В Казахстане – Аманжан Махметов, он, кстати, тоже из Уральска.
— Есть советы для начинающих, стоит ли идти пробовать себя в юморе или это сложная профессия?
— Не бояться! Не стесняться! Быть открытыми, больше общаться с людьми, что-то новое узнавать! У нас люди зажатые, элементарно они не могут подойти на улице познакомиться с девушкой. Начинают ее фотографировать исподтишка и выставлять ее фото в паблики с вопросом: «Мне понравилась девушка, кто знает ее имя?» А никому не нравится, когда его фото публикуют. Таким образом, они напрашиваются на соответствующую реакцию, которая вообще не про любовь! А в стендапе не надо ничего бояться, будет страшно, если не придешь и не попробуешь. Верь в себя! К справке! Следующее наше выступление пройдет числах в 20-х, когда я вернусь из Алматы. Так что всех ждем!