Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
22 C
Уральск
26.1 C
Аксай
Еще

    Летопись славных событий

    Возрождение татарской культуры в нашей области — одно из достижений периода Независимости страны.

    В период, когда в области начали создаваться первые этнокультурные центры, которые потом и заложили основу Ассамблеи народа Казахстана, татарский центр был организован одним из первых. Сегодня ОО «Татарский этнокультурный центр» АНК ЗКО не только продолжает традиции, заложенные упорным трудом энтузиастов и подвижников, способствовавших расцвету татарской культуры в новейшей истории Приуралья, но и активно работает, укрепляя мир и общественное согласие многонационального Казахстана.

    Галина САМОЙЛОВА

    У истоков

    В 1989 году в нашей области был организован Татарский этнокультурный центр, или, как его называли в то время – татарское культурно-просветительское общество. Становление его пришлось на тяжелые 90-е годы, когда существование многих объектов культуры оказалось под вопросом, а уж организации, действующие на общественных началах, и вовсе оказались за гранью выживания. О первых годах жизни Татарского центра нам рассказал ветеран труда, член Ассамблеи народа Казахстана, председатель еврейского этнокультурного общества «Ламед» АНК ЗКО Феликс Баюканский, который в то время был руководителем отдела культуры города Уральска и принимал самое деятельное и непосредственное участие в создании первых национально-культурных центров.

    «В 1989 году я работал заведующим городским отделом культуры, возглавлял его с 1980 по 2000 годы. По поручению руководства города, отделом культуры совместно с акиматом началась работа по созданию этнокультурных обществ. Первым было создано еврейское общество, затем татарское, казачий историко-культурный центр, чечено-ингушский, немецкий, корейский центры. А после того, как по инициативе первого Президента была создана Ассамблея народа Казахстана, в ее состав вошли все ранее созданные этнокультурные центры», – рассказывает Феликс Баюканский.

    Первыми энтузиастами, способствовавшими открытию Татарского центра и возрождению татарской культуры в период Независимости, стали видные ученые, педагоги, представители татарской интеллигенции. Среди них был ныне покойный профессор Разак Абдрахманович Абузяров, Асхат Каллимуллович Тухватуллин с супругой Нажией Махмудовной, Рустам Тугушев и другие.

    Несмотря на тяжелое время, эти люди сумели консолидироваться, и созданное общество не распалось, а окрепло, чтобы позже получить второе дыхание в составе областной Ассамблеи народа Казахстана. Хотя изначально у Татарского центра не было даже своего здания, и активисты собирались сначала в стенах школы № 6, а затем – в небольшом кафе «Очрашу» (название в переводе с татарского означает «встреча») по инициативе Асхата Тухватуллина. Появились и воскресные классы, где все желающие могли изучать татарский язык.

    Татарский центр много работал и с прессой – благодаря Рустаму Тугушеву в газетах того времени начали появляться культорологические и краеведческие очерки об уральских татарах, их культуре и истории, а профессор Разак Абузяров способствовал тому, что на местном радио стала выходить еженедельная передача, посвященная татарской культуре. Бессменной ведущей данной передачи была Нажия Тухватуллина, она же вела радиоуроки татарского языка, которые отличались доступностью и легкостью изложения и легко запоминались слушателям. А кроме этого активисты центра принимали участие в общественной жизни города и области, были желанными гостями на всех праздниках. Этот пример подвижников Татарского центра показал, что, даже не имея своего здания, совсем небольшим количеством людей можно сплотиться и вести активную культурно-просветительскую деятельность, внести свой вклад в дело укрепления мира и согласия.

    Милый дом

    Сейчас Татарский центр располагается в доме-музее Габдуллы Тукая, в историческом здании, которое было раньше домом учителя Тукая, Мутыгуллы Тухватуллина – имама Красной мечети и преподавателя медресе «Мутыйгия». Это здание долго находилось в состоянии ветхости и несмотря на то, что в советское время представители татарской интеллигенции Уральска неоднократно обращались к властям с просьбой передать дом Мутыгуллы Тухватуллина общественности, чтобы сохранить память о Тукае и уральском периоде его жизни, эта добрая цель смогла осуществиться только после обретения Независимости.

    «В прошлом году дому-музею Габдуллы Тукая в Уральске исполнилось 15 лет, – говорит председатель Татарского этнокультурного центра АНК ЗКО Флюра Миликеева. – В 2006 году, накануне 15-й годовщины обретения Казахстаном Независимости сбылась давняя мечта татар Приуралья – в нашем городе появился музей, посвященный великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Для нас это событие было очень ценным, так как уральский период жизни Тукая – важная веха биографии поэта. В Уральск он приехал маленьким сиротой Апушем, а стал высокообразованным человеком, публицистом, написал многие свои замечательные стихи, которые мы и сегодня с удовольствием перечитываем и цитируем. И для нас, и, я думаю, для всех жителей области, независимо от этнической принадлежности, также важно сохранить память об уральском периоде жизни Тукая, потому что это наша общая история, летопись славных событий, происходивших на земле нашей общей малой родины – Западного Казахстана».

    Ранее историческое здание, где сейчас располагается музей Г. Тукая, было отдано под частное жилище для населения. Благодаря поддержке Первого Президента Казахстана Н. Назарбаева и Минтимера Шаймиева, бывшего в то время Президентом Республики Татарстан, проживавшим здесь людям были выделены квартиры. Само здание капитально отремонтировали, вернули ему изначальный исторический облик. Большую спонсорскую помощь при капитальном ремонте музея оказал предприниматель Ришат Хайруллин, также по его инициативе была отреставрирована Красная мечеть и дом купца Галиаскара Усманова, где осиротевший Тукай провел свое детство в Уральске.

    В музее Г. Тукая несколько комнат, иллюстрирующих быт дореволюционного Уральска. Сохранилась старинная мебель, патефон, изысканная посуда. Есть наряд уральской татарки, и даже праздничное блюдо для татарского национального лакомства «чак-чак». В экспозиции также представлены предметы скромного быта, иллюстрирующие период жизни Тукая у родственников в Заказанье, – одеяла, половики, сундук, другая домашняя утварь того времени. Отдельно в музее оформленкабинет, принадлежавший Мутыгулле-хазрату, преподавателю медресе «Мутыйгия». Кабинет расположен на втором этаже, здесь часто бывал Тукай, приносивший учителю свои первые литературные опыты.

    «Уральцам есть, чем гордиться, в нашем городе сформировался талант признанного классика татарской литературы Габдуллы Тукая, а также Назиба Жиганова, которого называют основоположником татарской музыки. Наша задача – сохранить память о них, об уральском периоде их жизни. И музей – это тот очаг культурной жизни, которую по крупицам собирают и оберегают энтузиасты своего дела. Мы верим, что музей хранит не только исторические сведения о Тукае и в целом о жизни татарской семьи Тухватуллиных в то время, он хранит саму душу Тукая. И нам важно передать эту память последующим поколениям, так как это большой пласт исторического прошлого Уральска, Казахстана, а также связующая нить между народами Казахстана и Татарстана. Пример таких людей, как Габдулла Тукай, учит нас искренне и беззаветно любить свою родину, свой народ. Тукай жил именно теми ценностями, какими жил простой народ в то время, стремился сделать жизнь людей лучше. Он писал: «Мысли все и днем, и ночью о тебе, родной народ!». И поэтому его любили в народе, а его стихи передавались из уст в уста», – сказала Флюра Миликеева.

    Центр культуры и духовности

    В конце XIX – начале XX века дом Тухватуллиных в Уральске стал неким культурным центром у татарской молодежи, здесь собирались молодые, энергичные и вдохновленные люди, среди которых яркими личностями выделялись сам Габдулла Тукай и его лучший друг Камиль, сын Мутыгуллыхазрата. Здесь ставили спектакли, много пели, музицировали, читали стихи.

    Сам Мутыгулла Тухватуллин учил своих шакирдов не только Корану, но и точным наукам, преподавал логику, стихосложение, давал широкий круг знаний, воспитывал кругозор и эрудицию. Все вышедшие из стен его медресе были очень грамотными и образованными людьми. Кроме того, Мутыгулла-хазрат, открывший талант Тукая, был очень милосердным человеком. Он переживал за своего воспитанника, который порой едва сводил концы с концами. Но даже крайнее стеснение в средствах не позволяло юному Габдулле ни от кого принимать денег из милости, чувство собственного достоинства, честь и совесть были не пустым звуком для поэта. Эти лейтмотивы набрали силу и в его стихах, воспевающих честь превыше всего. Мутыгулла Тухватуллин часто приносил Тукаю книги для переписки, чтобы юноша мог заработать себе на жизнь. Зная характер своего воспитанника и уважая его личный выбор, Мутыгулла-хазрат таким образом пытался помочь Тукаю и не задеть при этом его чувства. Сегодня музей Габдуллы Тукая переживает свой культурный Ренессанс и по-прежнему является центром духовности не только для татарской молодежи, но и для представителей всех народов, желающих посетить это гостеприимное место. Здесь постоянно собираются члены фольклорной музыкальной группы «Ялкын», проводятся фольклорные и этнокультурные праздники, различные мероприятия городского, областного и международного значения, конкурсы и общественные мероприятия. Члены областной Ассамблеи народа Казахстана – всегда желанные гости в стенах Татарского центра, они с удовольствием поздравляют своих собратьев и принимают участие во всех мероприятиях, организованных Татарским ЭКЦ.

    «Мы, представители татарского народа, с уважением относимся к нашей исторической родине — Татарстану. Любим там бывать, слышать родную речь, навещать родственников. И всей душой мы любим наш Казахстан, привязаны к нему, как дети к матери. Мы родились в Казахстане, живем здесь, благодаря проводимой государственной политике у нас есть возможность развивать свои традиции и культуру, изучать родной язык. Для этого созданы все условия, действуют воскресные школы, где наша молодежь может учить родной язык. Гордимся, что мы казахстанцы, и будем и дальше вносить свой вклад в процветание нашей страны!» – сказала заместитель председателя Татарского центра, заслуженный работник культуры Татарстана Эльмира Амирова.

    Вместе навсегда!

    Одной из особенностей многогранной и разноплановой деятельности Татарского центра является проведение фольклорного праздника Сабан туе. В этом году праздник плуга – так с татарского языка переводится «Сабан туе» – прошел в Уральске в 20-й раз, отметив, таким образом, своеобразный юбилей. На постоянной же основе Сабан туе в Уральске проводится с 2002 года. Исключение составил лишь период пандемии, когда в условиях строжайшего карантина все массовые мероприятия были отменены.

    Сабан туе в Уральске давно уже обрел статус республиканского и даже международного праздника. Ежегодно гостями праздника становятся представители всех этнокультурных центров Ассамблеи народа Казахстана и жители области, независимо от национальной и религиозной принадлежности, для участия в народном гулянии приезжают представители татарских этнокультурных объединений из районов области, из других городов Казахстана и даже из Казани (Татарстан). В этом году, как уже сообщала «Надежда», Сабан туе собрал гостей из Нур-Султана, из Актобе, из Казани.

    В 2013 году для участия в Сабан туе Уральск посетил Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. По словам организаторов и участников мероприятия, все областные управления приняли активное участие во встрече гостей, проведение праздника на земле ЗападноКазахстанской области поддержали все этнокультурные центры Уральска и ЗКО. Торжество прошло в духе всеобщего единства и сплоченности.

    «Это еще раз доказывает тот факт, что Ассамблея народа Казахстана является консолидирующим органом, который показывает, что дружба не имеет границ в межнациональном и межконфессиональном плане. От взаимоуважения и согласия между всеми народами зависит, как будет жить наша страна, наши потомки. Эта нерушимая дружба должна стать примером для всех последующих поколений. Мы гордимся тем, что живем под мирным шаныраком Независимого Казахстана, что у нас есть возможность вносить свой посильный вклад в укрепление мира и общественного согласия, лучше узнавать культуру других народов, делиться своей культурой», – сказала председатель Татарского центра АНК ЗКО Флюра Миликеева.

    Рука дружбы

    Долгие годы сотрудничества и взаимной поддержки связывают Татарский центр АНК ЗКО в Уральске со столицей Республики Татарстан — Казанью. Представители Уральска нередко выезжают в Татарстан, чтобы поделиться опытом, также и делегаты из Казани посещают наш город. В прошлом году в Доме дружбы Уральска было проведено торжественное мероприятие, посвященное 135-летию Габдуллы Тукая. В этом мероприятии приняли участие гости из Казани, которые ознакомили уральцев с культурно-просветительским кинематографическим проектом «Дыхание времени» и представили документальный фильм «Тукай в Уральске», повествующий о становлении поэта. Кроме этого, налажены связи с литературным музеем имени Г. Тукая в Татарстане. Директор музея Гузель Тухватова, в прошлом году впервые посетившая Уральск, осталась в восторге от того, насколько бережно и чутко уральцами хранится память о татарском классике.

    «Мы давно поддерживаем связи с уральским музеем, совместноготовим конференции, – рассказала Гузель Тухватова. – Я видела уральские экспозиции, но лично посетила этот музей впервые. Большое впечатление произвёл этот визит, я ощутила, что здесь действительно живёт душа Тукая. Наш литературный музей был открыт в 1986 году, к 100-летию Тукая. У нас есть немало личных вещей поэта – тюбетейка, серебряные запонки, корзина, с которой, как говорят, он приехал из Уральска в Казань в 1907 году. Лично для меня особенно ценна фаянсовая шкатулка, которую Тукай купил для сестры на свой первый гонорар. Шкатулка выполнена в виде пенька, увитого цветами и травами. Она напоминает сказочные образы из поэмы «Шурале».

    1-2 августа текущего года в Казани прошел VIII Съезд Всемирного конгресса татар, в котором приняли участие 1500 гостей и делегатов из 35 стран мира, в том числе представители Уральска.

    «Всемирному Конгрессу татар исполнилось 30 лет, за этой цифрой – годы упорного и кропотливого труда по сохранению татарской национальной культуры, языка, традиций. На таких мероприятиях мы обмениваемся опытом, вносим предложения по поводу дальнейшей работы. И общаясь с представителями татарского народа, проживающими в других странах, мы еще раз убеждаемся в том, насколько правильная и грамотная политика по сохранению мира и общественного согласия проводится нашим Президентом КасымЖомартом Токаевым, благодаря чему удается сохранять стабильность в Казахстане. Мир и общественное согласие должны стать нравственным выбором каждого гражданина, фундаментом, на котором воспитываются патриотизм, гражданская позиция, стремление сделать лучше завтрашний день своего Отечества», – отметила председатель Татарского этнокультурного центра АНК ЗКО Флюра Миликеева.

    Фото из открытых источников


     
    Аватар
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Рекомендуем

    Между двух статей оказались медики ЗКО

    В ходе проведения мониторинга местного управления здравоохранения, в этой...

    Уральским активистам отказали в проведении мирного митинга против роста цен

    Гражданские активисты Максат Айсаутов  и Данияр Инжигали направили в...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем