В экстремальном задержании активистки Надежды Солодовников, которая ранее выступала в знак протеста на запрет приватизировать новые квартиры по программе «Ветхое жилье», полиция не увидела нарушений со стороны своих сотрудников. Женщина с этим не согласна и решила вновь бороться за справедливость.
Оксана НАУМОВА
В декабре прошлого года Надежду Солодовникову доставили в полицию, как утверждают сами сотрудники — для профилактической беседы. Однако активистка, которая вместе с другими горожанами, борется за право приватизации арендного жилья и несколько раз выходила на мирные пикеты и митинги, утверждает: её приглашение на, якобы, беседу в полицию, выглядело как захват особого опасного преступника с применением грубой силы.
«9 декабря я шла на работу после обеда через площадь первого Президента, и уже дошла до школы им. Назарбаева, как из машины, стоявшей на обочине, выскочили мужчины в масках и капюшонах, схватили меня и протащив по сугробам снега запихнули в машину. Я испугалась, опешила. Меня затолкали в машину, я включила телефон, чтобы как-то дать о себе знать, нечаянно включила прямой эфир в “Мой любимый Уральск”, это меня спасло — жители отреагировали. Телефон забрали. Я не знала, кто меня схватил — люди эти не представились, были в гражданском, в масках, я даже не видела их лиц. Успокоила меня работающая рация и человек в форме, сидевший рядом со мной сзади. Он и забрал у меня телефон. Меня доставили в полицию», — вспоминает тот день Солодовникова.
По словам женщины, ей не предоставили адвоката, отказали вызвать правозащитника Павла Кочеткова, водили в туалет под конвоем.
«Когда я спросила за что меня задержали, мне ответили: в театре на площади Назарбаева идет концерт, приехал министр, и полицейским дали задание продержать меня до 6 часов. После всего этого я пошла в травмпункт — у меня остались следы на руках, я три дня не могла встать, вызывала «Скорую» — поднялось давление. Это называется приглашение по-уральски в отдел полиции?», — с возмущением говорит активистка.
12 мая Надежда Солодовникова получили на свое заявление второй ответ от полиции. “Сообщаем, что по вашему обращению на неправомерные действия сотрудников УП г. Уральска имеющие место 9.12.21г. с учетом прекращения уголовного дела управлением местной полиции Департамента полиции ЗКО было проведено служебное расследование. В ходе проверки установлено, что 9 декабря для проведения профилактической беседы (разъяснения закона РК от 25.05.20 “О порядке организации и проведения мирных собраний в РК) о недопущении участия в несанкционированных митингов, вы были приглашены в управление полиции г Уральска к первому заместителю начальника полиции майору Калиеву А.К. После проведения беседы вас, по вашей просьбе на служебной автомашине майор полиции Калиев довез до дома. По результатам служебного расследования нарушений со стороны сотрудников полиции не установлено», — говорится в ответе.
«Я до сих пор, будто с себя грязь смыть не могу. Как можно написать, что меня пригласили? Никакую беседу никто со мной не проводил, не пригласили адвоката, меня просто держали там. Да они бы подошли ко мне на улице и вежливо попросили, а я, как послушный гражданин, поехала бы, позвонила на работу, сообщила бы, что задержусь. Но не таким же образом, как бездомную собаку хватать, заталкивать в машину!», — негодует Надежда.
На активистку следом обрушился, предположительно, организованный буллинг (травля) в соцсетях. Ей пришлось уйти с работы, обострилась гипертония – давления. 19 декабря 2021 года Надежда Солодовникова совершила попытку суицида, выпив уксус. В тяжелом состоянии она была доставлена в больницу.
Женщина уверяет, что не знает имен тех, кто её задерживал.
«Я даже лиц их не видела, на них были маски медицинские и накинуты капюшоны и в штатской одежде. Я хочу справедливости. Пускай накажут, чтобы они так не поступали с гражданами. Даже извинения не было никакого»,- уверяет Солодовникова.
Правозащитник Павел Кочетков утверждает, что в действиях сотрудников полиции есть ряд нарушений, и даже преступлений уголовного характера – доведение до самоубийства, пытки и превышение должностных полномочий.
«Органы внутренних дел могут на основании закона о профилактики правонарушений приглашать на беседу, но такие приглашение могут быть либо на бумаге, либо смс уведомлением, либо предложение от сотрудников внутренних дел, если это экстренно нужно. В данном случае был самый натуральный захват. В ответе говорится, что была проведена служебная проверка, хотя они должны были начать досудебное следствие.
Поскольку все преступления предполагаемые были совершены сотрудниками органов внутренних дел, они не должны были заниматься этим делом, так как это заинтересованное ведомство, а они имеют корпоративный интерес. Пытки сотрудников полиции расследуют антикоррупционная служба и в данном случае это заявление, по крайней мере, тоже должно было быть передано антикору», — перечисляет Кочетков.
Правозащитник надеется, что после публикации в СМИ истории Солодовниковой, все же будет принято законное решение и будет дана юридическая оценка этому происшествию, а виновные лица будут наказаны. Кочетков вспоминает, что еще лет пять тому назад фактов подобного полицейского произвола не было, хотя гражданские активисты тогда выходили на пикеты и митинги и с социальными, и с политическими лозунгами.
«Все оперативно-розыскные мероприятия, задержания в т.ч. должны быть санкционированы судом. Уже есть два указа Президента, связанные с правами человека и вроде у нас все хорошо на бумаге, но на практике такие вопиющие случаи происходят — будто у полицейских есть карт-бланш на безнаказанность», — выразил свое мнение правозащитник.
Фото автора