Газета «Надежда»

В Уральске состоялась встреча Председетеля мониторинговой группы и работников здравоохранения

19 апреля состоялась встреча Председателя Республиканской Специальной мониторинговой группы «ЕЛ НАМЫСЫ» Рафаэля Гасанова с руководством управления здравоохранения  и главными врачами ЗКО. Были освещены проблемные вопросы — ежегодный дефицит кадров и финансирование.

Мирослава ШОНАЛОВА

На этой встрече Председатель СМГ попросил собравшихся озвучить свои проблемы. Но он также отметил, что обо всех этих вопросах осведомлены акимы ЗКО всех уровней. Все волнующие вопросы не единожды поднимались,  но это, в свою очередь означает, что не было принято ни одной меры для их искоренения.

«Активность Западного Казахстана позволяет менять систему Здравоохранения по всей стране. Можно просто взять отчет ЗКО, никуда дальше не ехать, а проводить работу на этом опыте по всей стране. Мы сегодня ездили в Дарьинск, посетили школу, к сожалению, здание производит удручающее впечатление. Невооружённым глазом видно, что школа требует ремонта. Для приличия хотя бы мелкого, косметического. Я уверен, что в регионах подальше отсюда, точно такие же проблемы», — сказал Рафаэль Гасанов.

Народ-то спрашивает с нас!

По словам  депутата областного маслихата Алии Салиевой, Министерство Здравоохранения глухо ко всем их просьбам и обращениям. А чтобы получить хоть какие-то ответы, они вынуждены вылететь в Астану, чтобы встретиться с министром здравоохранения. Сидя здесь, по мнению Салиевой, невозможно быть услышанными.

«У нас очень много вопросов, на которые приходит отписка. Складывается ощущение, что никто не читает отчет. На сколько нам стало известно Министерство практикует формат, где все наши запросы отправляются в областной акимат, а тот в свою очередь, готовит клише ответа. Даже финансирование местного бюджета, успешно игнорируются. Это нарушение всех законодательств. Мы здесь как депутаты, а вы, как врачи — на переднем фронте. Народ то спрашивает с нас! А мы что должны сказать? Что можем, но Министерство прислало не тот ответ?!» — возмущается депутат.

Большие нарекания у депутата возникают и по работе скрининговой системы. Алия Салиева  выразила уверенность, что если не их, то хотя бы справка председателя СМГ, ляжет на стол премьеру.

«Мы не только отправляем жалобы и критику, мы предлагаем пути решения, но даже это не воспринимается»,- сетует Салиева.

Также, депутат маслихата настоятельно посоветовала Министерству менять работу и структуру не только маслихата, но так же самого Министерства. Такие же предложения у нее возникли к Министру труда и социальной защиты.

«Но мне сказали там сейчас новый человек, и она просит месяц ее не трогать», —  заметила Салиева.

На что председатель Гасанов ответил, что Тамара Дуйсенова, отдохнула и пора ей возвращаться к реалиям жизни.

Одно из конкретных предложений, прозвучало так: «Все население поголовно должно пройти страхование!». Алия Салиева считает, что каждый человек должен выплачивать социальные отчисления, на тот случай, если придется заболеть редкой тяжелой болезнью, которую можно предупредить в начале, и государству не придется тратить средства на ее лечение.

В свою очередь, Рафаэль Гасанов напомнил, что Президент четко поручил всем центральным государственным органам и министрам отойти от формализма, и эффективно решать все социальные проблемы. И связал с этим поручением, создание специальной мониторинговой группы  «ЕЛ НАМЫСЫ».

Болезненные вопросы

У председателя СМГ Гасанова возник вопрос по поводу перинатального центра. Его обеспокоило то, что слишком много жалоб поступают и от жителей и от  представителей СМИ. Многочисленные ошибки, допускаемые врачами перинатального центра в Уральске, которые привели к травмам и смертям новорожденных и рожениц, не могли не заинтересовать мониторинговую группу.

«У вас 11 случаев материнской  смертности, это показатель на 100 тыс. населения», — привел цифры Гасанов.

На что заместитель руководителя управления здравоохранения Гульнара Абдрахманова ответила, что по каждой младенческой смертности, и каждой критической ситуации со всех сторон идут разборы. Она уверила председателя СМГ, что решения принимаются и эти вопросы подымаются, как на коллегии, так и на аппаратных совещаниях.

По вопросу о паллиативной медицинской помощи, прозвучало больше конкретики. «Теперь в каждом медицинском центре стоят по койке, и оказывают паллиативную помощь. Это решение было принято, так как между центром и районами очень большое расстояние. Основная масса коек для оказания паллиативной медицинской помощи находится в онкодиспансере и в областной многопрофильной больнице», — рассказала Абдрахманова.

Тем не менее, председатель СМГ попросил руководство Управления здравоохранения быть более открытыми и чаще говорить с представителями средств массовой информации.

На жалобы по поводу отсутствия медицинского оборудования диагностики и то, что пациенты вынуждены ехать для обследования в другие города, ответил директор областного онкологического диспансера Ерлан Токсанов.

«Об этой нашей проблеме знают все, начиная с акима области. В 2018 году была поломка линейного ускорителя — это аппарат, который лечит лучом онкологические заболевания. Аппарат стоит 5 млрд тенге, — объяснил Ерлан Токсанов. — В местном бюджете этих денег нет, мы нашли частных инвесторов. Аппарат  купили частные инвесторы. Надеюсь, до конца лета проведем установку и калибровку».

— Эту справку, которую мы подготовили я сейчас передам представителям из Нур-Султана, так же пользуясь своей публичностью, обращусь лично с просьбой к премьер-министру, к акиму ЗКО. У меня большая просьба к вам, говорите правду министру! Обо всех реальных проблемах, которые есть в регионе, и которые нужно решать.

В свою очередь, Рафаэль Гасанов попросил не воспринимать мониторинговую группу  как террористов и не принимать их в штыки.

«Мы такие же люди, общественники, которые адекватно расценивают ситуацию. Члены СМГ никогда не пойдут после жалобы утраивать скандал, они сначала разберутся в ситуации, изучат две стороны, а потом уже будут ставить вопрос ребром!» — уверил борец с нарушителями.

О загадочном ФОМС и чудодейственных препаратах

Галымжан Ищанов, руководитель СМГ по ЗКО тоже взял слово и  разъяснил присутствующим, что в созданной ими справке, постарались изложить не критику в адрес медучреждений ЗКО, а входили с позиции проблем, которые стоят в регионе у всех этих лечебных учреждений, начиная с поликлиники заканчивая стационаром. Одной из таких проблем стала, по его мнению – линейка  финансирования.

«Сейчас все стационары в худшем положении, чем поликлиники. Ну как можно на стационар запланировать условно 100 млн в год: «на тебе и барахтайся!», а чуть больше значит на улице врачи должны флагом размахивать и приглашать пациентов?! Надо этот вопрос финансирования перед Фондом обязательного медицинского страхования поставить ребром! — возмущается общественник. — Этот ФОМС нужен ли министерству здравоохранения по финансированию медучреждений?!  Он грубо говоря, как прокладка, потому что постоянно руководителям  медучреждений приходится вымаливать, выпрашивать, доказывать, а деньги ФОМС выделяет по настроению. Им главное сэкономить, а медучреждения же не могут спрогнозировать, 100 человек будет в этом месяце или 200».

Руководитель СМГ по ЗКО предложил ФОМС отдать деньги Министерству здравоохранения и самому Управлению здравоохранения. По его мнению, они не лучше осведомлены в проблемах, но их можно хоть проверить, тогда, как до ФОМС невозможно достучаться.

«ФОМС непонятная, закрытая организация, которая дала нам информацию без какой-либо конкретики на полтора листа, после того как мы дали им справку», — объясняет Галымжан Ищанов.

Между тем Ищанов уверен, что особых жалоб на здравоохранение нет, и пугают они только своими цифрами (400 жалоб поступило в адрес здравоохранения). А вот вопрос по  обеспечению лекарственными препаратами  сейчас, как никогда актуален.

Рафаэль Гасанов напомнил, что в сложной ситуации с таблетками в регионе всегда можно обратиться в фонд «Қазақстан халқына»: «Вы же можете написать письмо этому фонду, с соответствующими подтверждающими документами».

Депутат Алия Салиева,  уточнила, что 250 млн тенге на лекарства ежегодно выделяется маслихатом. По ее словам, они часто сталкиваются с такой ситуацией, где люди нуждаются в лекарствах, которые не аккредитованы в Казахстане.

«Наши пациенты находят в интернете такие лекарства, которые, по отзывам, помогли кому-то и стоят они 600 млн тенге. Но их нет в списке, которые аккредитованы в нашей стране. Кто-то собирает деньги на этот укол и просит нас помочь, но оно же не опломбировано! Люди находят лекарства даже от цирроза печени, недавно такой случай произошел. Этот укол стоил около 600 тыс тенге, а для полного курса лечения необходимо приобрести 10 уколов. Мы подложили приобрести аналог, который разрешен в нашей стране, — рассказывает Салиева. — Или вот, была необходимость в приобретении препарата от СМА (страдающих спинальной мышечной атрофией), который стоит 1 млрд тенге! Она собрала 200 млн, остальные добавил фонд. Так мы идем на встречу, когда к нам обращаются».

Не согласные даже за миллион!

На встрече выяснилось, что в ЗКО есть еще один наболевший вопрос — кадровый. Дефицит врачебных кадров составляет 271 единица. И самая большая проблема в том, что выпускников медвузов принимают, а удержать не могут.

По мнению юриста и общественника Галымжана Ищанова, всему виной долгий процесс обучения. Шесть лет в университете, и еще шесть в резидентуре, в общей сложности 12 лет обучения, по мнению руководителя СМГ по ЗКО, не все могут выдержать. И в этой ситуации, необходимо найти самый короткий и эффективный путь обеспечения западного региона, узкоспециализироваными кадрами.

«Узкие специалисты вымылись из бюджетных больниц и учреждений. Они все ушли к частникам, потому что там лучше условия и больше платят. Но нельзя ли Министерству здравоохранения решить проблему с нехваткой кадров в ЗКО, в порядке эксперимента, ускоренной специализацией? Взять выпускника, направить его на полгода, скажем, и проучить узкой специальности. Я занимался этим вопросом, и знаю, как сложно молодёжи остаться учиться еще на 4 года. Сократите эту резидентатуру хотя бы на время, пока не обеспечите кадрами нашу область», — предложил Галымжан Ищанов.

О том, что перед медицинскими центрами ежегодно стоит проблема нехватки кадров и не идет к уменьшению, поделилась мнением заместитель руководителя управления здравоохранения Гульнара Абдрахманова. Она уверена, что специалисты могут уйти в частные кабинеты, так как им проще получать 5 тыс тенге за консультацию, чем работать в государственных учреждениях.

«Когда приходят молодые специалисты, директора идут им на встречу. Берутся оплачивать коммунальные услуги, кто квартиру оплачивает, на уровне районов предоставляется 1 млн теге. Но молодежь это не устраивает, они говорят: «Мы миллион тенге брать не будем, мы обратно возвращаемся к себе. То есть, нет такого, чтоб закончили в Актюбинске или Караганде, приехали в ЗКО и отработали 3 года. Они у нас не задерживаются, обратно уезжают к себе на родину. Так как у нас нет высшего учебного заведения  и наша область от них в отдаленности, получается, что у нас всегда дефицит кадров», – рассказала Гульнара Абдрахманова.

Директор областной инфекционной больницы Надия Ахметова, уверена, что есть некоторые специальности, для которых действительно нужна резидентура, потому что это очень узкая направленность. Но есть и специальности, для которых вообще не нужно прохождение резидентуры. Надия Ахметова была глубоко возмущена тем обстоятельством, что всю программу прохождения  резидентуры пишут учебные заведения — университеты. Они устанавливают свои цены, соответственно, они заинтересованы в том, чтоб у них было много резидентов.

«На сегодняшний день нет ни одной профессии, которую можно было освоить за 6 месяцев, так сказать, пройти  «первичку». Например, есть такая специальность клинфармаколог, но практически все врачи клиницисты, и необходимо просто освоить особые направленности знаний, небольшие, незначительные. Для врача реабилитолога раньше «первичка» разрешалась, с этого года запретили. Но ведь все проходят программу обучения реабилитации, а его взяли и тоже перевели в резидентуру! И очень много можно привести специальностей, где нет необходимости многолетнего обучения.  Почему проблемы медицины решили учебные центры и решили в свою пользу, а страдает при этом  практическая медицин?!» — восклицает директор областной инфекционной больницы.

Председатель СМГ Гасанов пообещал, что будет настаивать на решении этой проблемы. Вместе с тем, он уверен, что встретит сильное противостояние, потому что в проблеме фигурируют деньги.

«Сегодня мы написали в Facebook о том, что учителя проходят тестирование в подвалах. Все, началось «махалово»!» — поделился Гасанов.

Минздраву советуют самому меняться

Алия Салиева поделилась мнением, что вся это реформа, которая проводилась здесь, не совсем подходит для нашей страны и нашего народа, с численностью в 19 миллионов человек.

«Все эти протоколы, особенно отразились во время пандемии, потому что в больницы попадали люди с коронавирусом, а тот факт, что у каждого свой организм, не учитывался. Кому-то на почки дало осложнения, кому-то на другие органы. Но лечение проходило согласно протоколу, врач, если у пациентов случались сбои, не имел права отходить от протокола лечения. Эти вещи, возможно, котируются в Европе, согласно страховке, но не у нас», — сказала она.

Депутат предложил вернуться к забытой старой советской системе или  хотя бы придерживаться той же российской, сохранившей элементы советской, потому что  нововведённая реформа трещит по швам.

«У нас получается, если человек пойдет по страховке, он должен выстоять очередь. Это может произойти не сразу и потребуется какое-то время, недельку другую. Лекарства в рамках этого ФОМСа не самые может быть эффективные и дешевые. Хорошо если человек не сильно болен, а есть такие болезни которые требуют немедленного реагирования. Вот и получается, человек не получает вовремя лечения, болезнь переходит осложненную форму. Был один случай у нас, обратился человек с болезнью рака, пока все собрались, он уже умер», — резюмирует депутат маслихата.

Идею о российской системе развил Галымжан Ищанов. По его мнению, Уральск занимаем выгодное положение, находясь на границе пяти областей. Для узкоспециализированных, высококвалифицированных специалистов,  у которых есть желание приехать сюда из Саратова, Самары, Москвы, казалось бы, все дороги открыты, но это противоречит закону.

«Минздраву нужно разрешить, особенно западному региону, пользоваться услугами иностранных специалистов, хотя бы тех, которых у нас нет. Безо всяких формальностей и миграционных вопросов», — предложил Ищанов.

Гасанов поблагодарил всех собравшихся и понадеялся, что встреча прошла не просто так, и каждый вынес из нее что-либо полезное. Он также порекомендовал всему руководству проводить встречи со СМИ, у которых накопились вопросы. Идеологию формирует управление здравоохранения, а если оно станет прозрачным, то это повысит не только рейтинги, но и улучшит и повысит эффективность управления.

«Управления здравоохранения всегда отправляет к главврачу. А главврач пусть сам отвечает. И только пусть попробует этот главврач, что-то лишнее сказать. Я сам это хорошо знаю, потому что являюсь главным  редактором информационного агентства. Поэтому считаю, что нужно без формальностей встречаться со средствами массовой информации», — заявил председатель республиканской специальной мониторинговой группы «ЕЛ НАМЫСЫ» Рафаэль Гасанов.

 

Exit mobile version