Рухани жаңғыру: как возрождались православные святыни Приуралья
Editor
Большинство из более чем 20 церквей и храмов, функционирующих на территории ЗКО до революции было уничтожено, взорвано, разобрано по кирпичику. Оставшиеся храмы Советские власти приспособили под хозяйственные нужды. И только на заре Независимости православные святыни Приуралья начали возвращаться верующим.
Галина САМОЙЛОВА
Вера славна
О восстановлении православных храмов в нашей области мы попросили рассказать атамана Уральской (Яицкой) казачьей общины Сергея Иртикеева. Он вместе с группой неравнодушных уральцев принимал самое активное участие в восстановлении поруганных святынь, приведении их в порядок, чтобы в храмах Уральска могли совершаться богослужения. Силами казаков Уральской (Яицкой) казачьей общины и неравнодушных людей в настоящее время восстанавливается и Свято-Никольский мужской монастырь. Дело это не быстрое, требуется много сил, времени, финансовых вложений, которые жертвуют добрые люди. Но Сергей Иртикеев без малейшего уныния утверждает: восстановим! И ему веришь. Как восстановили до этого храм Христа Спасителя, Покровский женский монастырь, Свято-Никольский храм. А ведь 30 лет назад это казалось безнадежным делом.
Сергей Иртикеев рассказывает, как передали верующим храм Христа Спасителя, который в народе называют Золотой Церковью. Это было в декабре 1990 года. До этого жители собирали подписи, просили о возвращении святыни, в стенах которой располагался то краеведческий музей, то планетарий, а то и вовсе музей атеизма. Видимо, в то время кому-то не понравилось, что храм возвратили верующим, и некие молодчики ломились по ночам в двери храма, пугая бабушек, остававшихся там ночевать. Каждую ночь храм стали охранять двое крепко сложенных мужчин не робкого десятка. Нападения прекратились.
Всем миром
В храме Христа Спасителя начали проводить богослужения. Немалую лепту в восстановлении церкви внес молодой предприниматель Валерий Сурков, имя которого уральцы по сей день вспоминают с благодарностью. Будучи человеком, искренне верующим в Бога, Валерий не мог оставаться спокойным видя в какое запустение пришел храм Христа Спасителя. На помощь Сурков не жалел ни сил, ни средств. Он помог восстановить фрески и росписи храма, отправлял художников на обучение в Москву. На его средства были отлиты, а затем и установлены новые колокола. Сурков прожил недолгую жизнь — погиб в расцвете лет, но его вклад в возрождение духовности нашего края бесценен.
«Он пытался возвратить из небытия и Никольскую церковь, которую тоже хотел восстановить, – рассказывает Сергей Иртикеев. – Тогда в здании Никольской церкви располагалась детско-юношеская спортивная школа. Доходило до того, что в алтарь прыгали через «козла». И чтобы передать это помещение верующим, нужна была церковная община. Валерий Сурков обратился в храм Христа Спасителя, который к тому времени уже функционировал, и Надежда, жена первого старосты храма Петра Пустобаева, посоветовала ему обратиться ко мне. В марте 1994 года мы собрали общину из числа людей, помогающих храму. Меня выбрали старостой. Мы сразу настроились на то, что дело будет доведено до конца».
Очень много помогал делу духовного возрождения известный в ЗКО юрист Валерий Смирнов, — следил за соблюдением всех норм законодательства. Процесс длился несколько лет.
Помещение церкви Святого Николая Чудотворца было передано верующим в 1997 году. Для детской спортивной школы нашли типовое сооружение.
«Примечательно, что это случилось в 1997 году буквально накануне празднования Дня памяти Святого Николая, который отмечается 19 декабря. И в праздник в Свято-Никольской церкви был проведен первый Водосвятный молебен. Восстановление шло в полную силу, были задействованы казаки У(Я)КО, уральцы. Все помогали – кто трудом, кто финансами, кто стройматериалами. Конечно, церковь досталась нам в плохом состоянии — бесценные фрески с изображениями святых забелили под потолок. Можно сказать, что роспись Никольской церкви частично сохранилась с дореволюционных времен, но реставрационных работ тоже было проведено немало», – говорит Сергей Иртикеев.
В мае 1998 года Архиепископ Уральский и Актюбинский владыка Антоний освятил престол возрожденного храма.
Сохрани Покровом Твоим!
Восстановление Свято-Никольской церкви вызвало интерес жителей города и к Никольскому мужскому монастырю на Кумыске. В народе его называли Уральским Афоном. Намоленное место привлекало монахов и паломников, но в годы борьбы с религией его также постигла незавидная участь. Вместе с тем еще одна духовная святыня в Уральске нуждалась в возрождении – это женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. Восстановление его началось в 1995 году.
«Здание монастырского храма было очень старым, в аварийном состоянии. Поэтому там восстановили небольшую часовню и водрузили крест 13 октября 1995 года. А 14 октября – на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, провели первое богослужение, – рассказывает Иртикеев. – Однако из-за того, что старое кирпичное здание церкви пришло в негодность — крыши не было, а кирпичи буквально рассыпались, то впоследствии была построена новая церковь».
К слову, об этом событии в газете «Надежда» писала известный уральский журналист, поэтесса Тамара Шабаренина 27 октября 1995 года:
«Но и недостроенный храм принял в День Святого Покрова множество народа. Здесь состоялась первая служба в монастырском храме, носящем имя Покрова. Люди пришли со всей округи. Пришли праздничные и просветленные. Стояли стайкой бравые казаки – самые активные реставраторы старого особняка, кланялись – с праздником! Стоял у алтаря иерей отец Владимир и осенял святым крестом новую паству».
Когда началось восстановление монастыря, в старом здании церкви не было никакого благоустройства. Зимой 1996 года в помещении стоял невыносимый холод. Казаки Николай Землянушин и Александр Чернояров дежурили там до самой весны, берегли храм от возможного вандализма.
«На Крещение 1996 года Николай Землянушин вырубил иордань на Чагане — рядом с монастырем, трижды окунулся и своим примером увлек местных жителей. В тот день на Крещение искупалось более десяти человек. Весной монастырю отдали половину пустовавшего здания детского сада — там были все условия, инженерные коммуникации, благоустройство. В монастырь начали возвращаться монахини и послушницы, в местной церкви стали проходить богослужения», — рассказывает Иртикеев.
Возрождение
Казаки принимали участие и в восстановительных работах в храмах в Малом Чагане, в Мергенево, в Чапаево и других сельских населенных пунктах области. К сожалению, многие храмы в маленьких селах, хоть и возвращены верующим, но не функционируют, так как до полного восстановления еще далеко, а прихожан в небольших поселках совсем мало.
С 2016 года началось восстановление двухэтажной церкви в Свято-Никольском монастыре на Кумыске.
С 2012 года в заброшенном монастыре проводились крестные ходы, читались акафисты, возносились молитвы святых отцов и казаков о помощи Бога и возвращении церкви верующим.
И снова свершилось чудо. Пусть не сразу, но продвижения в работах начались. Активно стали помогать предприниматели, неравнодушные уральцы, простые православные люди. Сегодня монастырь не узнать. Красивой и облагороженной стала и двухэтажная церковь, в которой на великие праздники проходят богослужения в верхнем и нижнем храмах (подробнее о восстановлении Свято-Никольского монастыря читайте в предыдущих публикациях «Надежды»).
Работ по восстановлению Свято-Никольского монастыря еще очень много. Он нуждается не только в финансовой поддержке, но и в рабочих руках, которых всегда не хватает. И до сих пор в Уральске еще остаются церкви и храмы, нуждающиеся в восстановлении. Однако в некоторых случаях процесс этот невозможен по ряду причин. Например, церковь, освященная в честь Иоанна Предтечи, находится на территории режимного объекта – завода «Зенит». Вместе с тем церковь Иоанна Предтечи – один из старейших храмов Уральска. Церковь была заложена в 1837 году, строилась 12 лет на средства простых прихожан на пересечении улиц им. Балаковской и Туркестанской.
При строительстве Предтеченского храма были соединены традиции старого церковного зодчества и новации архитектуры начала XIX века. Двухъярусная прямоугольная колокольня проекта Микеле Дельмедино напоминала сохранившуюся колокольню Михайло-Архангельского собора Уральска. Согласно исторической справке, в 1929 году Предтеченский храм был закрыт. В нем находились то пересыльный пункт, то городская хлебопекарня. В конце 1960-х годов здание было передано заводу им. Ворошилова, в нем устроили цех, а в настоящее время помещение храма используется как складское помещение и принадлежит АО «Уральский завод «Зенит». После закрытия храм был обезглавлен — разрушена колокольня.
Несмотря на то, что общественность неоднократно обращалась с просьбами отдать храм верующим, это не представляется возможным. Но люди не теряют надежду: когда-нибудь возрожденный храм воспрянет из небытия, устремится в небо золотыми куполами, и в его стенах снова зазвучит: «Господи, помилуй!».
Справка
До революции на территории Уральской области (границы нынешней Западно-Казахстанской области несколько отличаются от нее) было порядка 150 храмов, в том числе и молельных домов.
По городу Уральску — более 20 церквей.
90% из этого количества разрушено в Советское время.
С начала 90-х годов в Уральске полностью восстановлено 6 церквей, в том числе 2 в пригороде.
Годные к восстановлению, где сохранились несущие конструкции:
– Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (при бывшей женской гимназии, район географического факультета ЗКУ имени М. Утемисова),
– вышеупомянутая церковь Иоанна Предтечи,
– Храм, освященный в честь Пантелеймона Целителя (при старом здании тюрьмы, ныне следственный изолятор РУ 170/1, само здание тюрьмы было построено в 19 веке и с высоты птичьего полета выглядит в форме креста).
– Церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра (при сельскохозяйственной школе в поселке Деркул, ныне там остановка «Завод СМО»).
К сожалению, некоторые церкви в области, несмотря на то, что они восстановлены, стоят пустыми — нет прихожан. Эта проблема актуальна для малонаселенных сел в районах области. Такова судьба храма в селе Коловертное Акжаикского района. Некогда многолюдный казачий форпост ныне насчитывает от силы 20 дворов, соответственно, и паствы для храма практически нет.