Газета «Надежда»

Бизнес выступил против установленных цен на топливо

Дорогое дизтопливо вновь стало поводом  для  возмущений – теперь уже предпринимателей Западно-Казахстанской и Актюбинской областей.
Сегодня, 10 февраля на заседание Комитета по энергетики, транспорту и ЖКХ регионального Совета палаты предпринимателей «Атамекен» вновь подняли проблему справедливого ценообразования на дизельное топливо. Сегодня  МСБ Западно-Казахстанской и Актюбинской областей вынуждены покупать дизель по 260 тенге за литр, в то время как в других областях его реализуют на 30 тенге дешеле. Из-за этого цена на товары и услуги растет, к тому же предприниматели не могут конкурировать с коллегами из других регионов.
 Оксана НАУМОВА
С обращением в Комитет от имени предпринимателей обратился директор ИП «БекТранс» занимающийся грузоперевозками Серик Сытдыков.
«Мы, предприниматели Казахстана, не должны страдать из-за решения — за счет населения остановить отток топлива в соседнее государство. Поэтому внесли предложение, чтобы грузоперевозчики получали дизтопливо по цене, которая действует на территории всего Казахстана — 230 тенге. Только Актобе и Уральск сейчас закупает по 260 тенге. Перевозчики являются официально  зарегистрированными субъектами предпринимательства,  и им должны дать  возможность покупать  топливо по минимальной цене, которая есть на рынке, по 230 тенге. Это цена, которая доказала реализаторам топлива свою рентабельность. Ведь за счет увеличения цены на ГСМ  увеличивается цена грузоперевозок, а значит и товаров народного потребления. Но мы вынуждены поднимать цены, потому что не можем работать себе в убыток. Мы хотим, чтобы нас услышали», — заявил Сытдыков.

Председатель Комитета регионального совета ПП ЗКО Турарбек Тлемисов был возмущен тем, что у нас в области действуют сразу два ограничительных приказа от Министерства энергетики. Первый  — это цена для приграничной области на дизтопливо в размере 260 тенге. Второй — запрет на вывоз топлива за пределы  области. Никто не понял,    почему эти суровые меры приняли только в отношение двух западных областей.
«У нас цену подняли приказом Министра на 260 тенге. Объяснили, потому  что мы приграничная область.  Но и Атырауская область граничит с Астраханской областью, а там цена на дизтопливо 230 тенге. Павлодар граничит с Россией и там цена 230 тенге. До 4 ноября (2021 года) цена была 190 тенге. У всех солярка была и за один день они ее подняли до 260 тенге! Произошла остановка НПЗ на ремонт, и закончился запас топлива. Считаю, здесь была какая-то игра  — не может за один день цена подняться на 70 тенге. Это повлияло на стоимость наших товаров и услуг, на работы строительные, дорожные и так далее. В нашей стране 80% перевозок осуществляется автотранспортом. Я как предприниматель, который также пользуется дизтопливом, считаю, что это не правильно, что цена по всему Казахстану должна быть одинаковая. Сейчас также объясняют такую стоимость  транспортировки дизеля из Атырауской области. Но я сам посчитал, и цена у меня вышла другая, по идее даже с учетом транспортировки цена дизтоплива за литр должна быть 237-238 тенге, но никак не 260», —  обратился к представителю управления энергетикой Тлемисов.

Начальник отдела управления энергетики и ЖКХ ЗКО Кайрат Сатымов попытался объяснить логику министерства и начал с оглашения самого приказа. Согласно ему, в Акмолинской, Актюбинской  Восточной,  Северо и Западно-Казахстанской, Костанайской областях,  стоимость дизтоплива должна быть 260 тенге за литр. А в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Алматинской, Атырауской, Жамбыльской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской  и Южно-казахстанской областях  — 230 тенге. Однако председатель комитета прервал докладчика, возразив: по факту  цена в 260 тенге действует только в двух областях, а по всей стране на 30 тенге дешевле и это  несправедливо.
«У вас же есть приказ о запрете вывоза дизтоплива за пределы страны. Если этот приказ действует, зачем двойной запрет ставить? Почему должны страдать предприниматели нашей и Актюбинской области? 30 тенге  —  большая разница! Если добавить эту разницу на каждый литр, то на одну перевозку прибавляется 15 тысяч тенге! У нас сейчас идут дорожные работы в южных районах, там 250 километра дороги строят  и надо  перевезти 25 млн тонн груза, и с такой разницей на каждую тонну груза  будет наценка!», — продолжал  докапываться до истины Тлемисов.
Кайрат Сатымов и не спорил  —  мол, да, разница существенная, но их управление может лишь направить инициативное письмо в Министерство энергетики с просьбой пересмотреть стоимость дизтоплива в ЗКО.
Свою точку зрения на эту проблему высказал и директор ТОО «Neftek Holding» Асылбек Нупов.
«Сегодня на некоторых АЗС литр дизтоплива стоит 252-254 тнг, что еще нужно сделать для снижения этой цены? Рынок сам себя отрегулирует, вы не переживайте, надо только принять правильное решение. Оно должно быть волевым и на уровне Министерства энергетики, акимата области, куда, повторюсь, отправили несколько писем от имени всех региональных сетей. Решение простое: нужно, чтобы национальная компания «КазМунайГаз» заключила прямые договор, без посредников, между АЗС и национальной компанией «КазМунайГаз». И все, вопрос снимется на второй день. После этого рыночная стоимость будет отрегулирована. Также надо понимать, что при цене в 260 тенге у нас общая реализация по ЗКО упала в два раза!  Транспортный поток, который проходит через нашу область, из-за высокой цены не заправляются у нас», — сказал Нупов.
Председатель «Ассоциация автоперевозчиков Западного Казахстана» Нурлан Беккаир был согласен с предыдущим спикером. Он отметил: главная причина дороговизны топлива в огромном количестве посредников.
«Много посреднических контор, от которых страдают грузоперевозчики, автобусные перевозчики. Вчера при подготовку к этому совещанию, я грубо посчитал  — мы сейчас просим дотации и субсидии от государства и снижение на 30 тенге сэкономит нам более 500 млн тенге в год! А мы не можем сейчас поднять тариф, приходится просить дотации и субсидии у государства, у которого тоже не хватает денег по всем направлениям городского хозяйства. Тариф на пассажироперевозки  устанавливался в 2017 году, тогда цена литра солярки была 112 тенге! А сейчас в более двух раз произошло увеличение. Надо напрямую выходить на Министерство энергетики и просить, чтобы мы находились в одном ценовом показателе», — предложил Беккаир.
Асылбек Нупов также заметил: цена дизтоплива это глубинный вопрос и ответ на него вовсе не лежит на поверхности.
 «Мы поддерживаем Нупова  в плане того, что сейчас в ЗКО находится единственный завод с полной технологической цепочкой производства бензина и дизельного топлива стандарта «Евро-5». Но сейчас завод загружен фактически всего на 5-10%! Мы не раз говорили об этом! С загрузкой рентабельным сырьем нашего завода, цена реализации дизтоплива будет у нас в регионе меньше. Сейчас действительно нет прямых  контрактов  заводов с сетями  АЗС, но АО «Конденсат» всегда работало  так, что у нас есть завод и есть АЗС, у нас нет посредников, через которые реализуются наши продукты. Это основной вопрос, который мы везде поднимаем, пишем письма. Если будет загружен завод, то и цена на нефтепродукты в регионе будет нормальная», — сказал главный менеджер ТОО «Конденсат АЗС» Виталий Валиев.
В итоге бизнесмены решили отправить письма с соответствующими требованиями о снижение цены в ЗКО и Актобе на 30 тенге в акимат области и Министерство энергетики.

«Сейчас все местные перевозчики заключают договора и получают топливо талонами и карточками, и необходимо им по этим формам сделать цену 230 тенге. Никто из них не ездит в Россию, работают на месте. А  кто покупает за наличные, проходит транзитом,  пусть покупает по 260 тенге. Даже сейчас реализаторы ГСМ сказали, что им эта цена не выгодна и просят изменить её. Мы отправили обращение в аппарат, чтобы организовали встречу с правительством,  и в  акимат области», — завершил разговор  Турарбек Тлемисов.

 

Exit mobile version