Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
26 C
Уральск
26.3 C
Аксай
Еще

    Разговор у пистолета

    Предприниматели предостерегают: жесткое регулирования топливного рынка может пустить «по миру» отечественные компании
    28 января в региональной Палате предпринимателей «Атамекен» производители и продавцы ГСМ обсудили введенное Президентом Касым-Жомартом Токаевым регулирование цен на социально-значимое топливо, а также новость о введении повышенного акциза для компаний производителей. Предприниматели считают: выполнение поручения может привести к серьезным проблемам для бизнеса в регионах.
     Акмарал ШАЯХМЕТОВА
     Последний гвоздь для «Жайыкмунай»
    В Палате предпринимателей «Атамекен» собрались все, кто так или иначе связан с обеспечением западноказахстанского населения топливом. Разговор был без обиняков – каждый высказался, обрисовав свои, как оказалось, вовсе не радужные бизнес-перспективы.
    Напомним, после январских событий, одной из причин которых стало повышение цены на сжиженный газ, президент РК ввёл ряд мораторий на повышение цен. Среди них запрет на повышение цен на комуслуги, регулирование цен на 19 социально значимых продуктов питания  и регулирование цен на некоторые виды топлива.
    Заместитель руководителя департамента агентства по защите и развитию конкуренции по ЗКО Жаксат Муратов, напомнил — временное полугодовое регулирование на ГСМ в нашей области действует с 5 января.
    «Предельная цена на сжиженный газ в ЗКО – 60 тенге. При этом, для поставщиков топлива, которые продают газ мелким розничным  станциям, установлена предельная цена 28 000 тенге за тонну газа. Мы делали мониторинг, розничные продавцы не допустили увеличение цены на газ больше 60 тенге», — сообщил Муратов.
    Однако, мораторий на отпускную цену в 28 000 тенге за тонну больно ударил по производителям газа в ЗКО – это и компания ТОО «Жайыкмунай», разработчик Чинарёвское газоконденсатное месторождение.
    «Прекрасно понимаю, что в момент январских событий было принято решение о регулировании цен по сжиженному газу, чтобы «на пистолете» он был дешёвым. Все повернулись в сторону реализаторов, но никто не услышал голос производителя. Себестоимость добычи тонны газа – 95 и 100 тысяч тенге за тонну. Торговать его себе в убыток за 28 тысяч тенге — это последний гвоздь в крышку гроба нашей компании. За время моратория, фирма может понести убыток в 1,5 миллионов долларов. Если нас заставят продавать газ в убыток, мы просто не будем его производить вообще», — заявил генеральный директор ТОО «Жайыкмунай» Жомарт Даркеев.
    А поддержать производителя?
    Руководитель компании ТОО «NEFTEK-Operating» Асылбек Нупов отметил, что государству необходимо субсидировать убытки для производителей газа, в противном случае – область ожидает дефицит топлива.
     «В весенне-летний период ожидается увеличение потребления газа и это может привести к тому, что газа просто физически не будет. «Жайыкмунай» нужно поддержать, потому что они не могут продавать в убыток. Государство даёт субсидии Парку хранения топлива и газораспределительным организациям, пусть и в этом случае будет поддержка. Полгода пролетят быстро, надо думать – как жить дальше. У нас под боком есть свой производитель, а область получает газ с Тенгиза», — отметил   Нупов.
    Дефицита не избежать
    Заметим, что возмущение представителей ТОО «Жайыкмунай» связано с тем, что власти ЗКО намереваются просить их через Министерство энергетики о прямых поставках на западноказахстанский рынок сжиженного газа, чтобы не возить его с Атырауского НПЗ.
    «ТОО «Жаикмунай» не поставляет в область газ с 2019 года. Мы закреплены за Атырауским НПЗ, в случае ремонта, переходим на Актюбинский минизавод», — объяснила главный специалист управления энергетики ЗКО Асель Абуева.
    Она также отметила, что потребность в газе по области составляет 2900-3000 кубов в зимний период и в период весенне-полевых работ и летом повышается до 3600 — 5000 кубов. ТОО «Жаикмунай» не сможет покрыть эту потребность.
    По словам руководителя департамента комитета регулирования естественных монополий по ЗКО Алмаза Отарова, на бензин АИ-92 установлена предельная цена182 тенге за литр, на АИ-95 – 215 тенге, на дизельное топливо  (летнее, межсезонное) – 260 за литр. Зимнее дизельное топливо законом не регулируется.
     «Участники рынка должны ужесточить контроль над ценообразованием, предусмотрена административная ответственность за превышение цен. Причём речь идёт не только о продажах «на пистолете», а и о продажах по тендерам и госзаказам, например для госорганов. Несколько госорганов имеют право проводить мониторинг реализаторов топлива», — говорит Отаров.
    Асылбек Нупов обратил внимание представителей госорганов на другой момент: как быть если госорган заранее закупил объём топлива по старой цене и не маленькими объемами, а на целый год. Ведь цена в них стояла выше, чем в Постановлении Правительства?
    «Необходимо заключать дополнительные соглашения», — ответил Алмаз Отаров.
    Представитель антимонопольного органа считает при этом, что по рынку бензина и дизельного топлива «ситуация сносная», однако, необходимо установить пороговую отпускную цену для заводов-поставщиков — как установили ее с газом, чтобы не возникало лишних проблем для розничных реализаторов.
     Где брать деньги на акциз?
     Обсудили на совещании и вопрос предстоящего возможного повышения акциза
    (косвенный налог) для производителей дизельного топлива, бензина и других видов топлива. Законопроект находится в стадии обсуждения. Он предусматривает
    увеличение ставки акцизов на оптовую реализацию производителями бензина, газохола, бензанола, нефраса, смеси легких углеводов и экологического топлива с 24 435 тенге до 38 134 тенге за 1 тонну. А также увеличение ставки акцизов на оптовую реализацию производителями дизельного топлива с 9 300 тенге до 35 726 тенге за 1 тонну и
    исключение сезонного изменения акцизов на дизельное топливо.  В случае принятия проекта закона, он вступит в действие с 1 марта 2022 года.
    Директор по маркетингу АО «Конденсат» Андрей Баев сообщил, что завод его компании, как производитель топлива против увеличения акцизов, т.к. это повлечёт за собой негативные последствия.
    «Это большая нагрузка и для давальческих компаний. Мы не сможем выдержать такую финансовую нагрузку, учитывая и то, что цены на рынке зафиксированы. Акциз увеличат, цены зафиксируют и через 180 дней мы получим обратную ситуацию — цены  автоматически взлетят! Обоснование для взимания повышенного акциза – привлечение средств в бюджет, но при этом и мы оказались в сложной ситуации.  За счет чего мы сможем заплатить  акциз? Единственный выход – недропользователи  месторождений должны снизить цену на нефть. Акциз – это косвенный налог, он либо перекладывается на покупателя, либо на поставщика нефти. Ситуация может дойти до того, что переработчики нефти приостановят свою деятельность», — объяснил Баев.
    Комментарий в тему
    «Пришло время пересматривать ОСРП»
    Экономист и политолог Пётр Своик считает, что сам по себе Указ о повышении акциза для переработчиков топлива для пополнения бюджета может погубить и без того «задыхающуюся» отрасль.

    «Не только в ЗКО, во всем Казахстане такая схема формирования рынка ГСМ: перерабатывающие заводы закупают сырье не напрямую у недропользователей, а у посредников. Посредники дают сырьё НПЗ, потом – забирают его себе, продают розничным АЗС и имеют двойную выгоду.
    Эти посредники, по факту, ничего не делают – не добывают, не перерабатывают, просто делают деньги из воздуха. И эти посредники не пришли с улицы – они, скорее всего, близкие к власти люди. Вопрос – у кого есть маржа? У нефтеперерабатывающих заводов, которые в Казахстане едва концы с концами сводят или у посредников, которые «не сеют, не жнут», а имеют свою прибыль из ничего? 
    Нужно не накладывать акцизы, чтобы заводы попросту вставали, а автомобилисты выходили на митинги, а пересмотреть схему рынка ГСМ. В частности, убрать посредников, сделать «нефтяную вертикаль», по схеме:  недропользователь – НПЗ – бензоколонка. Это удешевит окончательную стоимость продукции для автомобилистов.
    Отдельная ветка обсуждения  – компании-недропользователи, все сплошь иностранные компании, в том числе – КПО б.в., которая находится в Аксае. Они не поставляют нефть и газ на Казахстанский рынок, они гонят их на экспорт. В свое время на такие условия согласилась наша страна, но власть недавно поменялась, прошло много лет с тех пор, как заключали договор с недропользователями. Возможно, пришло время пересматривать ОСРП (Особое соглашение о разделе продукции). Сделать так, чтобы иностранные инвесторы поставляли часть сырья на казахстанский рынок. Из Казахстана ежегодно вывозится  90 миллионов тонн нефти, а для покрытия потребности всех НПЗ страны нужно всего 15 миллионов тонн.
    Конечно, иностранные компании вряд ли пойдут на то, чтобы терять прибыль. Но Казахстан, как государство, пришёл к критической точке своего существования и власть сейчас должна серьезно говорить с иностранными недропользователями.
    Возвращаясь к Указу Президента – да, действительно, пополнять бюджет нужно и акциз – хороший способ для этого, но делать это нужно не за счёт компаний недропользователей, и не за счёт переработчиков  сырья».

    Фото из открытых источников


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    На 1,5 миллиона оштрафованы автодилеры ЗКО

    Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции по ЗКО...

    Чиновникам ЗКО вернули их служебные машины

    В прошлом году местные чиновники  после критики президента одними...

    Рекомендуем

    Аким ЗКО Гали Искалиев: «Пандемия возвращается в область»

    К такому выводу пришел глава региона после доклада заместителя...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем