Ученый — политолог, руководитель Центра «Батыс- Analytics» Хайдар Капанов в интервью «Надежде» прокомментировал сложившуюся ситуацию в Казахстане и поделился мнением над какими ошибками следует поработать центральным и местным властям, а стране достичь «нового курса», о котором говорил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании Мажилиса.
Акмарал ШАЯХМЕТОВА
— Хайдар Кисметович, на Ваш взгляд то, что случилось в Казахстане в первые дни нового года? Это реальный протест жителей или внешняя атака, чей-то коварный сценарий?
— Безусловно, сначала был «газовый» социальный протест с закономерным перерастанием в политические требования. Люди с «кухонных» митингов вышли на площади, требуя по сути обновления власти. Новой по содержанию и персоналиям, близкой к людям, понимающей реальные нужды простых граждан и принимающей справедливые решения. Масштабы протеста невиданные в современной истории Казахстана, тысячи казахстанцев во всех регионах страны! В нашем Уральске 4 января центральная площадь была полностью заполнена, народ вышел в ряде районных центров области.
В сентябре 1991 года еще при Союзе на двух площадях противостояли несколько дней также тысячи «азатовцев» и казаков, мирно разрешив межнациональный вопрос. Хотя и тогда были провокаторы. Ситуацию того времени знаю изнутри — работая директором Дома политпросвещения был делегирован руководством области для переговоров и мирного исхода противостояния.
Так и сейчас, подстрекатели к штурму облакимата были. Но народ не допустил беспорядков, как и в Мангыстау, в Атырау. В Актобе весьма многолюдный митинг также не допустил поджогов административных зданий, погромов. То есть, Запад страны, начав мирное восстание, продемонстрировал свой бунтарский характер и при этом высокую политическую культуру. Я о простых гражданах. Силовикам же не хватило этого, зачистки митингующих и представителей СМИ тому свидетельство. Несмотря на то, что Президент развел «митингующих» и «террористов».
В отношении «внешней атаки»: я не сторонник конспирологических теорий. Все дни ЧП был один источник информации – это выступления Главы государства. Пока публично не представлен ни один иностранный агент. Будем ждать работы следственной группы генеральной прокуратуры.
В заговор собственных элит верю больше. Внутренний терроризм вполне логичен: уходящим элитариям есть что терять! Новому Президенту саботаж чиновников по исполнению его Посланий и текущих поручений изрядно надоел, о чем он прямо заявлял неоднократно. Поэтому расчистка политического поля также логична. Казахстан был и остается авторитарным государством. Просвещенный же авторитаризм от Токаева возможен, и он поведет себя именно так. Политически это единственный путь к позитивным переменам в интересах своих сограждан. И это более реальная поддержка, нежели какие-то договоренности «ни о чем». Потому трагические события в Алмате стали лакмусовой бумагой на тему «ху из ху» и «проверкой на вшивость» для многих. Здесь возможно было то, что вы называете «внешним фактором». Действующий Президент призвав ОДКБ подтвердил это и дал знать, что власть он не отдаст. Ради мира и благополучия мирных граждан. Логично и волевым образом как подобает Первому руководителю!
— То есть, в основе протестного движения всегда лежит накопившееся неравенство?
— Дефицит социальной справедливости за годы суверенитета стал главным фактором кризиса. Причем системного кризиса, сформированного политическим режимом. Экономика страны по большому счету поделена по кланам и ТНК. Большой, да и средний бизнес, «крышуют» те или иные кланы. Используя при этом силовиков. Аресты почти всего руководства КНБ тому свидетельство. За бюджетом регионов есть свои «смотрящие», о чем нем раз высказывались независимые экономисты и знают парламентарии. Создана система олигополии только с их доступом к собственности и ресурсам, о чем Президент прямо сказал. По сути, создано клептократическое государство. Люди не глупы, видели и видят, кто кормится за счет государства и стали богачами. И что они обнищали из за несправедливого строя жизни.
— А какие, например, решения власти привели к этому?
— Да их много и они на слуху. Вот пример из местной жизни – бестолковая урбанизация. В свое время публично выступил против заявленной Алтаем Кульгиновым идеи строительства «Акжаик Сити» с 50-ти тысячным населением. Новый расход бюджетных средств с коррупционной составляющей, новые внеплановые нагрузки на всю инфраструктуру, рост чиновничества и полицейских, экологические проблемы города и т.д. Территория государства – это материальная основа, которую следует осваивать, окультуривать. Территория области — это более 151 тыс. кв. км с плотностью населения чуть более 4 человек на кв. км. Две Чехии или Австрии! При этом 660 тысяч населения — уже половина, проживает в Уральске. Город при существующей структуре экономики не проглотит эти десятки тысяч внутренних и внешних мигрантов, не обеспечит работой и должным социальным обеспечением! Породим всплеск безработицы, люмпенизации и преступности, по сути создадим новые резервы для радикалов. Смысл в этом!?
Предлагал акимам: давайте все просчитаем, выстроим прогнозы по правильному территориальному расселению на основе приоритетного развития сельских территорий с нужной для каждого района структурой экономики и занятости, создания таких условий жизни, чтобы жить и работать на селе стало лучшим вариантом. Там где действительно нет смысла вкладываться бюджетными деньгами, нужно объявлять их неперспективными и переселять людей в более перспективные районы. Нужна Программа развития сельских территорий ЗКО! Комплексная, с охватом и городской инфраструктуры по прогнозной подготовке кадров и суперразвитой и доступной системой медицинского обслуживания для сельчан, всеми другими подсистемами развития в целом социокомплекса нашего региона. По идее это и должно было быть заложено в то, что именуется «Программой развития территории ЗКО» на соответствующий среднесрочный период. Но не сделано, Предложили свою, с коллегами из Алматы и России, помощь акиму области Гали Искалиеву в этом вопросе. Ждем ответа.
Когда без обсуждения что-то замалчивается, это и есть отсутствие диалога или политических коммуникаций, ставших также одной из причин кризиса и протестов.
— Как ученый, какие шаги Вы видите, для исправления ситуации?
— Необходима ревизия ранее принятых решений. Без этого с определением конкретных виновников мы вновь наступим на те же грабли. Обновления без очищения не бывает. Я региональный политолог и политические отношения рассматриваю «изнутри». Потому, с коллегами по АТиСО, еще более десяти лет назад мы открыли новое направление политической науки – политическая регионалистика. При Крымбеке Кушербаеве провели ряд знаковых научных мероприятий, ставших затем основой для прикладных исследований и проектов. По просьбе акима Бактыкожи Измухамбетова разработали конкретные предложения по проблемам радикального исламизма и терроризма. В 2009 г. первыми в стране разработали и приняли на маслихате города «Программу развития местного самоуправления в Уральске», уникальную и с опережением на года. Акимат области ее свернул буквально через неделю, когда понял, что они теряют свою власть. Тогда мы могли бы создать для населения публичный канал обсуждений и решений местных вопросов, подготовили бы кадры. Думаю, мы вернемся к этой теме и представим общественности новый вариант программы.
В феврале 2020 года с алматинскими коллегами предложили научно-прикладной проект «Политическая конфликтология для Западного Казахстана: аналитика и прогностика», имея в виду растущий протестный потенциал во всех четырех областях Запада страны, который требует разработки пакета мер по предупреждению конфликтов и возможных, в том числе, радикальных выступлений. Но ответа не было.
Чтобы власть развернулась к народу лицом и научилась разговаривать с людьми, надо прежде осваивать политические коммуникации. Как мы видим, не каждый аким смог найти язык с бастующими. Власть толпы требует живого интерактивного диалога. Возьмите поведение акимов: Сагинтаев просто пропал до приезда Президента в Алмату, только назначенный аким Алматинской области Бозумбаев вообще с криком и матом в адрес митингующих, аким Актюбинской области Оразалин не увидел смысла общаться с людьми и только городской аким Шахаров выходил и пытался найти общий язык, не слышно и не видно было Сапарбаева, как и многих других областных руководителей. В нашей области замакима Нарымбетов совершил политическую ошибку, заявив, что не с кем вести диалог. На этом бесцветном фоне, еще как-то с лицом руководителя области, остался Нурлан Ногаев, который без СОБРа вышел на площадь в Актау, как и в 2016 году на земельных митингах в Атырау. Поражает рассказ Сагинтаева с обстрелом его автомашины, Оразалина — о захвате аэропорта Актобе и его героическом освобождении без единого выстрела. Такие оправдания сыпятся теперь как горох.
Все это к тому, что акимы во многом заняты текущими оперативно-распорядительными функциями и прежде всего бюджетным распределением. По сути просто чиновники. Хотя по статусу политические госслужащие, то есть должны быть политиками с умением определять и фильтровать интересы различных слоев и групп общества, стыковать их и тем самым выстраивать политику развития своего региона в интересах большей части населения.
— Теперь власть сделает выводы?
— К сожалению, после митингов, власть уже повторяет те же ошибки. Они выбирают тактику замалчивания. В день общенационального траура появлялись фото погибших военных и полицейских. Но почему не было фото простых граждан, которые пострадали в результате беспорядков? Ведь и жертвы среди мирного населения были. А детей?
Опять же, тысячи задержаний по стране, но не названы конкретно террористы. Пусть страна знает, кто конкретно был участником беспорядков. Волнения не утихли, они продолжаются на кухнях — народ обсуждает и гадает, потому что внятной информации до сих пор нет.
— Касым-Жомарт Токаев в Мажилисе сообщил о планах по экономической реформе страны. Как Вы оцените его план?
— Стране нужны не только экономические преобразования, Президент их обозначил с позиций утверждения принципов социальной справедливости и народ воспринял. Но люди ждут и социально-политических изменений. Безусловно, кадрового обновления на региональном уровне.
Более чем убежден — пришла пора силами гражданского общества форматировать региональную повестку дня. Что имею в виду? Практика чертить, что делать с областью с приходом каждого нового акима, должна уйти. Никто не обладает истиной в последней инстанции, хоть будь семи пядей во лбу. Приоритеты развития региона, каждого района должны стать предметом широкого и открытого обсуждения, выстроив процедуры такого участия для различных групп населения. Демократия состоит в процедурах! Грамотных экспертов по отраслям, в том числе из старшего поколения у нас хватает. Видящих общеэкономическую картину — также. Пригласить хороших социологов для проведения экспертных опросов тоже не проблема. Составить перечень приоритетов, их иерархию с возможностями финансового обеспечения из средств местного бюджета и, конечно, трансфертов из Центра. По уму и настойчиво отстаивая их в Астане. По мере разработки программ выставлять их на обсуждение. Анализировать эти предложения, ясно и внятно «да» или «нет» по тем или иным проектам. Это и есть процесс вовлечения людей к принятию решений. Долго, мытарно? Да! Но иначе уже нельзя. По-другому, думать и жить надо всем.
— Вы еще упомянули формальный подход и «игру в одни ворота» властей…
— У нас есть общественные Советы, есть маслихаты, но в действительности – это не более чем явление. У многих на устах, как пошла «нуротанизация» выборов, эти представительные органы просто выпали из политической жизни. Партия тогда вправе именоваться таковой, когда она исходя из формулы классика «массы-классы-партия-вождь» является представителем определенного страта и добивается защиты интересов этого или иного социального слоя общества. «Народно-демократическая» партия – это фикция! Реально эта партия как бы «политическая» крыша чиновников. С примкнувшими работниками бюджетных сфер, МСБ и пр. Равно как и КПСС в августе 1991 г. развалилась в одночасье, так и сейчас ни одна из «партий» страны не стали в ряды митингующих и тем более не защитили свои партийные офисы от погромщиков в той же Алмате. Это факт.
— Как же сейчас наладить это диалог власть — народ?
— Вернёмся к началу митингов в Жанаозене. Ведь решение по переходу на торги газом было принято ещё полгода назад. Депутаты Мажилиса об этом знали, акимы регионов — также. Последствия резкого перехода на рыночные цены также предполагали. Но промолчали же. Либо знали «правила игры» и тем самым стали пособниками заговорщикам? Невольно возникают и такие вопросы. Для людей же это стало нежданным открытием, поскольку власть сама не знала мнение народа по этому вопросу и не предполагала, что вспыхнет протест. Вот что значит – отсутствие диалога с народом.
Как власть может контактировать с народом? Элементарно! Наполнив конституционную норму о народовластии возможностью прямого управления через выборы акимов районов и городов, затем и областных. А пока последним осваивать политические коммуникации вживую «на поле боя», учиться выстраивать политический диалог со своими согражданами. Перейти к прямым выборам депутатов маслихатов всех уровней в конкретных округах городов и сел, отменив партийную систему выборов. В Мажилисе также половину мест предоставить избранникам- одномандатникам. Все это после осени 2022 года. Начать же летом с органов местного самоуправления. В тех же прежних 20 избирательных округах Уральска создать территориальные органы самоуправления прямым голосованием и затем по 2-3 представителя в общегородской Совет самоуправления.
Только так формула Президента «государство для людей» наполнится реальным содержанием! Как и нормы основного Закона о демократическом и социальном характере нашего государства. Новый Казахстан не создастся в одночасье, к нему надо идти, объединив патриотические силы общества.