Газета «Надежда»

К работе готов!

Новый аэропорт им. Маншук Маметовой готовят к запуску в тестовом режиме
В Уральске подходят к завершению строительно-монтажные и пуско-наладочные работы здания нового терминала аэропорта после генеральной реконструкции. Новый аэровокзал стал больше предыдущего в два раза, в нем предусмотрены все необходимые условия комфорта для пассажиров. С сентября 2022 года он начнет работу в полную мощь, а пока будет работать в тестовом режиме. Корреспондент «Надежды» побывал в аэропорту, где строители наносят последние штрихи.
Акмарал ШАЯХМЕТОВА
Новый терминал международного аэропорта «Орал», по решению депутатов маслихата будет носить название Героя Советского союза Маншук Маметовой, уроженки Западно-Казахстанской области. Реконструкция, а фактически новое строительство здания, началось в феврале 2021 года и должно завершиться в августе 2022 года. Однако, основные строительные работы уже закончены и теперь аэропорт может функционировать в тестовом режиме.

Действительно международный
Новое здание терминала уральского аэропорта представляет собой масштабное – 10 000 кв. метров, двухэтажное стеклянное сооружение. По словам главного менеджера департамента строительства СПК «Акжайык» Акжола Охасов, старое здание терминала, хотя и не было аварийным, но требовало капремонта и достройки, чтобы увеличить пропускную способность.

«Собирались оставить старое здание, облагородить его и сделать пристройку. Но когда обнаружились сейсмические риски в фундаменте, начали строить новое — от старого здания осталось минимум деталей», — говорит Охасов.

Новое здание, говорит специалист, имеет основные несущие конструкции из железобетона, колоны монолитные, а ограждение из стекла. Этажи перемежаются металлическими панелями, а между стеклянным ограждением алюминиевые витражи.
Решение о строительстве такого здания, вместо капитального кирпичного, со слов представителя СПК, было принято отнюдь не в целях экономии, напротив, себестоимость сооружения увеличилась.

«Стекло выглядит стильно. Проект не скопирован со зданий терминала в Алматы или в Нур-Султане — это самостоятельный проект», — заметил он.
На первом этаже здания терминала будут расположены залы ожидания и прибытия для пассажиров внутренних рейсов, багажное отделение, регистратура и изолятор для медосмотра пассажиров.

На втором этаже — зал ожидания вылета для пассажиров иностранных рейсов, ряд коммерческих бутиков и duty-free shop. В каждом зале ожидания и прибытия есть по три санузла – женский, мужской и для людей с инвалидностью, а также комната матери и ребенка.

По словам Акжола Охасова, такие удобства необходимы для соблюдения стандартов комфорта международного статуса аэропорта.
«Магазином беспошлиной торговли «duty-free shop», скорей всего, будут заниматься владельцы аэропорта. Коммерческие бутики, возможно, сдадут в аренду предпринимателям, в двух из них будут располагаться авиакомпании. Также на втором этаже предусмотрено место для столовой и конференц-зал», — рассказал Охасов.

Электронная начинка США, японские деревья и вип-зона
По словам представителя СПК «Акжайык», на цокольном этаже здания будет расположена так называемая «ВИП-зона» — крупные предприниматели или государственные деятели, при доплате сверх стоимости билета на самолет, смогут ожидать своего рейса отдельно от других пассажиров. Это что-то вроде бизнес-класса в самолетах, практикуется во многих крупных аэропортах.

«В нашем аэропорту будет первое в Казахстане оборудование для самостоятельной регистрации на рейс и регистрации багажа, а также дорогостоящее досмотровое оборудование для обеспечения безопасности от американской компании «Rapiscan Systems», — подчеркнул Охасов.

Какую часть из общей стоимости строительства аэропорта израсходовали на электронное оборудования, сообщать не стали – конфиденциальная информация. Помимо вышеперечисленного, в аэропорту повесят, как это принято, телевизоры с табло ожидания, откроется отдельная комната – серверская, откуда будет вестись видеонаблюдение.

Сейчас в аэропорту ждут оборудование из Китая, в том числе лифты, на которых пассажиры иностранных рейсов будут спускаться со второго этажа.
«Предусмотрены и средства на паркоматы для таксистов. В аэропорту смогут работать только лицензированные службы такси. Что касается подъезда к терминалу, то предусмотрена удобная парковка на 120 мест», — перечислил представитель СПК.

Взлетно-посадочную полосу и рулежную дорожку не ремонтировали, проект предусматривал только реконструкцию здания терминала, в том числе – замену всех внутренних и внешних коммуникаций. Вокруг терминала успели посадить саженцы, чтобы пассажиры могли отдохнуть в тени деревьев. Среди привычных березок и тополей будут и деревья из Японии.

«Через несколько дней мы запустим аэропорт в тестовом режиме — для удобства пассажиров и для проверки работы. До полного ввода объекта в эксплуатацию – до августа 2022 года, новые рейсы не добавятся. Потом, скорее всего, новые авиакомпании зайдут в уральский аэропорт», — сказал Акжол Охасов.

Кому достанется воздушная гавань?
Пока наносятся последние штрихи к новому международному терминалу аэропорта, предлагаем вспомнить всю предысторию этого проекта — долгостроя. С 2019 года, когда здание аэропорта снесли, а новое еще не построили, функцию терминала выполняло небольшое старое деревянное здание. Чтобы люди не замерзали морозными ночами в ожидании рейса, для них построили три металлических вагончика с обогревателями. Жители Уральска возмущались: «стыдно, перед иностранцами!». Во время пандемии и строгих ограничений, ни в «чудо-вагончиках», ни в залах ожидания карантинные меры не соблюдались – чисто физически соблюсти их было невозможно.

До реконструкции, аэропорт принадлежал частной компании ТОО «Международный аэропорт Орал». В 2019 году СПК выкупила здание аэропорта почти за 452 млн тенге и право собственности на два земельных участка, общей площадью в 2,3 гектара.
Дело в том, что пока аэропорт находился в частных руках, в него не могли вливать государственные инвестиции и социальные инвестиции КПО б.в. Ранее, экс-зампредседателя правления СПК «Акжайык» Артур Доскалиев в интервью «Надежде» сообщал, что аэропорт останется в собственности СПК, однако его передадут в доверительное управление прежним владельцам.

«В договоре купли-продажи аэровокзала, сказано, что ТОО «Международный аэропорт Орал» имеет право на доверительное управление терминалом. Тем более, что кроме них в области, ни у кого нет лицензии на обслуживание аэропортов. По договору ТОО будет возмещать инвестиции, перечисляя часть доходов в казну. Какой именно процент – пока неизвестно, но сейчас они платят 10% от прибыли с доверительного управления взлетной полосой. Другие компании смогут претендовать на право управления только в случае, если ТОО «Международный аэропорт Орал» добровольно откажется от этой возможности», — сказал тогда Доскалиев.

Стоит отметить, что по данным портала электронного правительства, ТОО «Международный аэропорт Орал», имеет в составе учредителей владельца ныне ликвидированной после катастрофического крушения Foccer-100 близ Алматы, авиакомпании «Bek Air».

 

 

Exit mobile version