Газета «Надежда»

Внедриться и выйти из зоны комфорта

Театральный Форум стран Содружества, Балтии и Грузии устанавливает единое культурное пространство

 

Уральскому актёру и режиссёру драматического театра им. А. Н. Островского Руслану Джумахметову выпала уникальная возможность принять участие в режиссерской лаборатории IV молодежного театрального Форума стран Содружества, Балтии и Грузии. Какой опыт дало рейтинговое театральное событие и как этот опыт интегрировать в жизнь родного театра режиссер рассказал «Надежде».

 

Оксана НАУМОВА

Режиссёр Уральского драмтеатра им. А. Н. Островского принял участие в образовательной части Форума и смог на достойном уровне представить Уральск перед театральными коллегами разных стран. Форум проходил в Узбекистане в городе Ташкент с 30 ноября по 7 декабря. На него съехались режиссёры, театральные критики, драматурги, актеры, сценографы из Армении, Азербайджана, России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Грузии, Украины, Молдовы, Беларуси и Таджикистана.


Руслан Джумахметов рассказал, что цель мероприятия — содействие укреплению творческих контактов молодых деятелей театра стран СНГ, Балтии и Грузии: режиссеров, драматургов, сценографов, театральных критиков, чтобы способствовать установлению единого культурного пространства. Этот масштабный театральный проект призван обратить внимание государств, городских властей, общественных и творческих организаций на молодое поколение, определяющее будущее театров.
«Форум предоставляет молодым театральным деятелям возможность поделиться профессиональным опытом, обсудить проблемы, с которыми сталкиваются начинающие свой творческий путь профессионалы. Кроме того, это возможность найти единомышленников и договориться о сотрудничестве и новых совместных проектах», — говорит режиссёр.
Форум состоял из двух частей. Первая — престижный конкурс спектаклей молодых режиссеров с тремя призовыми местами. Вторая часть — образовательная программа с мастер-классами, круглыми столами, лекциями, тренингами от ведущих специалистов известных театров. В заключение учебного процесса у каждого участника была возможность окунуться вглубь репетиционного процесса и стать участником создания спектакля.
«Я принимал участие в работе режиссерской лаборатории, главной задачей которой было объединение творческой молодежи, передача опыта между участниками, и возможность поучиться у маститых мастеров театрального дела. Аналогичная образовательная программа в проходила летом в Москве. Там я побывал благодаря Союзу театральных деятелей Казахстана и его председателю Тунгышбаю Жаманкулову. В наш театр прислали анкеты для участия. А ранее Тунгышбай Кадырович был в Уральске и смотрел спектакль «Женитьба» с моим участием. В 2013 году я получил награду за «Лучшую мужскую роль» в спектакле «Двенадцатая ночь» и при рассмотрении анкет моя кандидатура оказалась в приоритете», — рассказывает Руслан Джумахметов.


Руслан смог заявить о себе уже на летней образовательный программе, обратив на себя внимание российского актёра, музыканта, режиссёра, композитора, худрука Студии SounDrama и Центра драматургии и режиссуры Владимира Николаевича Панкова. Он руководил образовательной программой Форума. Панков — автор уникального театрального жанра саундрамы, которая объединяет на одной площадке музыкантов, артистов, художников и хореографов.
«У Владимира Николаевича своя философия и свой уникальный подход к делу, шикарная творческая команда во главе с композитором Артёмом Васильевичем Ким, Сергеем Родюковым и хореографом Екатериной Кисловой. Летом мы выпустили спектакль по Достоевскому, который был приурочен к 200-летию со дня рождения писателя. Там мы старались себя проявить и уже знали, что будет очередной форум в городе Ташкент. Однако изначально в списках участников ташкентского форума меня не было. Буквально за несколько недель до его начала мне позвонили из Москвы и сообщили, что освободилось место. Смею надеяться, что я проявил и показал себя с лучшей стороны в Москве, поэтому меня включили в эту образовательную программу. И где-то за две недели до отлета в Ташкент мне сказали, что я буду ассистентом режиссёра, то есть фактически его первым помощником. Это огромная честь», — делится историй своего участия в Форуме Джумахметов.
Стоит рассказать и как продвигался сам процесс обучения молодых талантов театров постсоветского пространства. Всех участников режиссерской лаборатории поделили на творческие союзы – команды. Перед каждой поставили задачу сочинить эскиз на заданную тему. Результатом проекта был спектакль, в основу которого были положены эскизы, наброски, созданные командами под художественным руководством преподавателей лаборатории.
Как рассказал Руслан, его группа ставила спектакль по книге Александра Сергеевича Неверова «Ташкент –город хлебный». Их разделили на семь групп, в каждой из них был свой режиссёр, художник, театральный критик или драматург, и несколько артистов.


«Всего за пять часов мы должны были сочинить свой кусок на заданную тематику — фактически это был отрывок спектакля. В своей группе я был и сорежиссёром, и ассистентом Владимира Николаевича. За пять часов мы сделали эти отрывки, показали их Панкову и он начал сборку целого спектакля. В общей сложности спектакль поставили за два репетиционных дня. Все прибывшие на форум художники, режиссеры и драматурги играли в спектакле как артисты, в этом вся идея — чтобы каждый понял, что такое актерская игра, структура спектакля изнутри, будучи непосредственно в самом процессе, в спектакле в качестве актеров. Чтобы прочувствовать профессию актера, нужно было «влезть» в его шкуру, внедриться, выйти из зоны комфорта», — рассказывает о репетиционном процессе Джумахметов.
Уральский режиссёр признается, что этот опыт перевернул его профессиональное сознание. За недельное пребывание на Форуме он не только познакомился с новыми интересными, заряженными необычайно творческой энергетикой людьми, но и переосмыслил подход к работе — увидел в новом ракурсе простые истины, с которыми каждый театральный служитель сталкивается ежедневно.
А спектакль, говорит Руслан Джумахметов, получился и трогательным, и смешным, не смотря на то, что действия разворачиваются в военные годы. 12-летний ребенок поехал за хлебом с Оренбургской области в Ташкент, а вернулся в опустевший дом: у него умерли все братья, осталась только мама.


«Это история о силе воли. О том, как менялся характер человека и как тяготы и невзгоды его очень тяжелого путешествия отражались и на нем, и на его личности. В каждой группе был свой главный герой — мальчик по имени Мишка и он везде был разный. Владимир Николаевич так ловко соединил отрывки каждой группы, что в конце главный герои был повзрослевший, возмужавший. Это довольно известный прием, но здесь он органично вплелся. Не было новых открытий, но для нас прописные истины заиграли по-новому, благодаря команде Панкова. Есть такое выражение: «Все гениальное просто». Было очень органично обыграно и пространство, это опять же не новый приём, когда зрители сидят на сцене, а действие спектакля происходит, наоборот, в зрительном зале. Часть кресел была накрыта белой тканью, которые делали пространство шире, глубже, имитируя заснеженные бескрайние равнины. Декорации были те, что мы нашли в «карманах» театра — стол, стулья, чемоданы, сундуки. Было понятно, что стол, на котором сидят люди — это поезд. К слову, звук поезда создавался из элементарного — вот человек собирает чемодан и защелкивает застежки, одна из которых сломана, пытаясь ее ритмично защелкнуть, от этого рождается звук поезда. Не было необходимости включать запись, звук — музыка исходит от нас, рождается нами», — процесс создания спектакля Джумахметов и сейчас описывает с вдохновеньем.


Актер отмечает: в режиссёрской лаборатории не было духа соперничества, несмотря на то, что в ней принимали участие сорок человек с разной творческой энергией, из разных стран. Наоборот, все сдружились, обмениваясь эмоциями, в результате общая работа вылилась в замечательный спектакль.
«Аура, созданная работой Панкова — это аура созидания, сотворения, сотворчества. Эта была, как выразился Панков, «компашка» хороших, творческих людей. Мне понравилось это доброе, простое, но немного хулиганское слово «компашка». Оно будто призывает не относиться ко всему слишком серьезно. В его спектакле нет массовки – он говорит, что каждый человек очень важен. Панков — театральный маг. Все что происходило на форуме непременно применю в профессии, в нашем театре. Уже применяю в своей работе с детьми кое-какие методики — и им это очень интересно. Хочу выразить огромную благодарность президенту МКТС Валерию Шадрину, Екатерине Череминой, Ирине Троицкой и всей огромной команде», — сказал Руслан Джумахметов.

 

Организатором IV молодежного театрального форума стран Содружества, Балтии и Грузии выступила Международная конфедерация театральных союзов при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (МФГС), фонда Президентских грантов и Министерства культуры Узбекистана.
Первый Форум прошел в 2012 году в Кишинёве (Молдова).
Второй — в 2015 году в Минске (Беларусь).
Третий — в 2018 году в Ереване (Армения).

Фото Елена Лапина
г. Москва.

 

Exit mobile version