Как обогреваемые остановочные павильоны неожиданно стали причиной социальной напряженности
Два теплых павильона, общей стоимостью 20 млн тенге установили в городе на автобусных остановках «Жигули» и «Краеведческий музей». Однако жители на заботу властей отреагировали негативно. Вопросом стоимости теплых остановок заинтересовалось Республиканское общественное объединение «Әділдік Жолы» и направило письмо в антикоррупционную службу ЗКО. Представителям власти пришлось объяснять журналистам, почему цена теплых остановок столь велика.
Оксана НАУМОВА
Взяли за 10 млн
Теплые остановочные павильоны появились в местах наибольшего скопления людей по проспекту им. Н. Назарбаева — остановка «Краеведческий музей», и по проспекту им. Абулхаир хана — остановка «Жигули». Стоимость одного павильона — 10 млн тенге. Выполнены они из металлоконструкций, сэндвич-панелей, антивандального стекла, внутри установлен кондиционер, камеры видеонаблюдения, и даже розетки, чтобы горожане могли заряжать телефоны, а также урны и скамейки. Однако в прошлом году такие же теплые остановки обошлись бюджету на три миллиона дешевле. Именно этот факт и возмутил общественников.
Представитель филиала РОО «Әділдік Жолы» в Уральске Бауыржан Ахметжан, ссылается на отзывы горожан в социальных сетях. «Жителей возмущает цена павильона, за которую можно купить двухкомнатную квартиру или дом с земельным участком, площадью 5 соток. Также пользователи сравнивают закупочные суммы остановки на «Жигулях» и точно такой же на остановке «Евразия», которую за 7 400 960 тенге установил в начале года ИП «Митюшов М.Г.». Удивляет то, что в течение нескольких месяцев цена «теплой остановки» выросла на 3 млн. тенге», — говорит Бауыржан Ахметжан.
Филиал РОО отправил в антикоррупционную службу ЗКО письмо, в котором приводится разбор стоимости остановочных павильонов. Общественники утверждают: техническая спецификация и выезд на место показали, что остановочные павильоны идентичны. Габариты и строительные материалы, конструкции остановок на «Евразии» (февраль 2021) и остановок на «Жигулях» и «Краеведческом музее» (ноябрь 2021) тоже одинаковы, заверяют они. «В связи с этим у меня вопросы к заказчику — отделу ЖКХ г. Уральск. Не завышена ли цена при планировании закупки? Не созданы ли коррупционные условия?», — говорит Ахметжан.
Как ЖКХ ответил
Руководитель отдела ЖКХ Жандос Дуйсенгалиев объяснил по какому принципу проводился закуп теплых остановок в прошлом и текущем году, а также почему 100% идентичные остановки имеют разные цены. Через портал электронных закупок отделом ЖХК были приобретены теплые остановки в 2020 и 2021 годах. В прошлом году две теплые остановки на общую сумму 14 млн 801 тыс. тенге (каждая по 7 млн 400 тыс.) были установлены на автобусных остановках «Евразия» и «ЖД Вокзал». В этом году приобрели две остановки на сумму 20 млн 48 тыс. тенге — стомость каждой по 10 млн 24 тыс. тенге. «И в этом, и в прошлом году на приобретение теплых остановок из городского бюджета запрашивалась одинаковая сумма — 21 млн 600 тыс. тенге, то есть на каждую остановку расчитывали затратить 10 млн 800 тыс. тенге. Но прежде отдел ЖКХ запросил три коммерческих предложения у придпринимателей, чтобы определить общую стоимость таких остановок — вместе с работой по их установке. На основе этих комерческих предложений и выяснили самую низкую цену, отправили запрос на получение средств из бюджета в размере 10 млн 800 тыс. за одну остановку. Эта минимальная цена. Эти остановки 2020-м и в этом году приобретались через веб-портал госзакупок путем открытого конкурса. Победитель конкурса выбирается на основе опыта работы на рынке закупаемых работ, при равенстве опыта работ на основании наименьшей цены на конкурсе. То есть мы изучаем опыт работы, квалификационные требования и цену», — объяснил Дуйсенгалиев.
Он также сообщил, что в конкурсе 2020 года приняли участие пять потенциальных поставщиков, из них были допущены трое, а наименьшую сумму предложил «ИП Митюшов», который и победил в конкурсе и устанавливал теплые павильоны на остановках «Евразия» и «Вокзал». В конкурсе 2021 года приняли учатие три потенциальных поставщика, из них были допущены двое. Один не был допущен — не соответствовал квалификационным требования. Из оставшихся двух наименьшую цену предложило ТОО «Баталасу». «Все эти процедуры проводились на открытом и доступном всем жителям Казахастана веб-портале и подрядчики могли принимать участие в конкурсе даже с других городов. Мнение общественников искажают те данные, которые есть на самом деле. Если те люди, которые говорят, что в Уральске есть компании, которые могут установить такую же теплую остановку за три или даже два миллиона, почему они тогда не участвовали в конкурсе? Компании, которые принимают участие в госзакупках — это бизнес, который должен иметь прибыль. Например, подрядчик выиграл конкурс на установку павильона за 10 млн 24 тыс, они могут иметь выгоду только миллион или полтора. Все остальное идет на материалы и работы», — говорит руководитель отдела ЖКХ города.
А как в других городах?
Удорожание цен павильонов в 2020 году объясняют и ростом цен на строительные материалы, особенно на металл. Конструкции теплых остановок на 60-70% состоят именно из металла. «Я общался с другими компаниями, которые занимаются установками таких павильонов и они скзали мне:такие же теплые остановки в Алмате могут продавать за 6 млн и это только материалы, это без стоимости монтажных работ и т.д. За последнии дни я собрал информацию из новостных сайтов по всему Казахстану и посмотрел стоимость таких же остановок в других городах. Например, в Атырау поставили остановку за 17 млн, и она точно такая же как у нас, отличается только цвет. В Талдыкургане в ноябре прошлого года установили за 8 млн тенге, в Астане в 2015 году за 10 млн, то есть такая цена была уже шесть лет назад. В Темиртау в ноябре этого года установили теплую остановку, которая в разы меньше нашей за 8 млн тенге. В Петропаловске в 2016 году — установили за 9 млн теплую остановку. Антикоррупционная служба может проверить эту госзакупку, у нас есть все необходимые документы за эти два года. Все проводилось открыто и прозрачно», — уверенно заявляет Жандос Дуйсенгалиев.
Сейчас содержание теплых остановок передано компании «Smart Qala». Их представители будут осуществлять продажу карточек для приобретения электронных билетов, наводить порядок в остановках, и вовремя открывать и закрывать их в 7:00 часов утра, и вечером в 22:00 -22:30.
А нужны нам теплые остановки?
На вопрос корреспондентов, будет ли ЖКХ города в будущем закупать такие же дорогие, но теплые остановки для горожан, руководитель отдела ответил — скорее да, чем нет. «Мы не можем сказать, что большинство жителей воприняли эти остановки плохо. Нам звонят и благодарят за то, что их дети с утра в школу в морозы будут ждать свои автобусы в тепле. Но пока заявку на приобретение новых теплых остановок мы не подавали. В приоритете у нас сейчас простые остановки — появляются новые улицы, строятся новые дороги и жители просят в этих районах благоустроить остановки, чтобы спасаться от непогоды. Планируем установить около 30-40 обычных остановочных павильонов, но цифра будет меняться», — рассказал о планах на будущий год Дуйсенгалиев.
Между тем…
Стоимость проезда за наличный и безналичные расчеты в городских автобусах остается на прежнем уровне — 80 тенге.
В редакцию «Надежды» обращаются возмущенные горожане, которые сообщают о фактах оплаты проезда в автобусных маршрутах № 2 и 5 150 тенге. Однако официально тариф остается на прежнем уровне. «Мы хотели утвердить дифференцированный тариф 150 тенге за оплату проезда за наличный расчет, однако министерство юстиции отказали нам в его утверждении. Сейчас готовим повторную заявку. Официально тариф остается на прежнем уровне — 80 тенге за наличный и безналичный расчеты. Да, были случаи, когда с жителей города на автобусных маршрутах № 2 и № 5 собирали оплату наличными по 150 тенге. Мы дали поручение перевозчикам найти нарушителей и принять в отношении них меры. Официально заявляю — наличными и картой оплата 80 тенге. Если мы утвердим дифтариф, то обязательно оповестим горожан через СМИ, а в автобусах будут вывешены соответствующие объявления», — прокомментировал жалобы жителей руководитель отдела ЖКХ, ПТ и АД.