Газета «Надежда»

«…Я Вас люблю! – Живите вечно!»

О Татьяне Николаевне Азовской трудно говорить в прошедшем времени. И не только потому, что не утихла еще боль потери, хоть и прошло два года, но и потому, что она по-прежнему остается с нами в своих стихах. 8 октября ей исполнилось бы 73 года.
Галина САМОЙЛОВА,
Член Союза журналистов Казахстана
Татьяна Николаевна Азовская – почетный журналист Казахстана, член Союза писателей Казахстана и России, автор пяти поэтических сборников. Имя ее знакомо каждому образованному уральцу, — невозможно представить более всеобъемлющей любви к родному городу, к могучей реке Урал, чем та, которая сквозит в строках ее произведений.
Она родилась в День рождения Марины Цветаевой — в Куренях, на улице Буянной. Любовь к живому, звучащему слову Татьяна Николаевна унаследовала с детства. Ее родители, особенно отец, Николай Азовский, трепетно относились к литературе, музыке, искусству, любимым времяпрепровождением в семье было совместное чтение книг и стихов. Светлой памяти родителей – Николая Александровича и Елизаветы Ананьевны – Татьяна Азовская посвятила свой поэтический сборник «Я расскажу Тебе…».
Когда в честь 65-летия Татьяну Николаевну собрались поздравить в музее «Старый Уральскъ» почитатели ее творчества и друзья, она поделилась воспоминаниями о семье и своем детстве. Рассказала, что в доме каждый вечер вслух читали книги. Ее папа выбирал произведение, мама садилась вязать, а маленькая Татьяна с бабушкой внимали каждому слову. В семейном кругу она еще ребенком впервые узнала о книгах «Домби и сын» Ч. Диккенса, «Отверженные» В. Гюго, «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского. Причем сама Татьяна Николаевна признавалась, что, когда читали Достоевского, убегала за печку, чтобы никто не видел детских наивных слез жалости к главным героям и восхищения произведением.
В семье Азовских царил культ А.С. Пушкина -Николай Александрович очень любил его творчество. Помню, мне посчастливилось сделать с Татьяной Николаевной интервью по случаю ее 70-летия, по иронии судьбы ставшее последним нашим творческим диалогом. В том интервью она мне сказала: «Папа мне как-то в письме написал, что «самый замечательный человек России – это Пушкин, и чуть меньше его – Чайковский». И еще у него любимой была державинская фраза о том, что наш человек и в счастье тих, и в несчастье бодр. Папа рано умер и не успел увидеть выход моих сборников. Когда его не стало, мои стихи тогда были напечатаны от силы раза два-три. Помню, в одном письме я как-то послала ему свои стихи, и папа мне ответил, «стихи у тебя уже получаются». А мои книги выходили уже после его смерти. Но все, что я писала в газету, папа читал. Он меня никогда не хвалил, следуя пушкинским строкам: «Хвалу и клевету приемли равнодушно…». И так, как меня любил отец, никто больше не любил».
И эта любовь к Пушкину жила и в сердце Татьяны Азовской. Иначе откуда бы было взяться пронзительным и вместе с тем монументальным ее строкам: «Он – только мой! Я на Него права отстаиваю вечным беспокойством. И смех Его – в моих глазах смеется, и боль Его – в моей крови жива!».
«Татьяна Николаевна Азовская — поэт, моя одноклассница, и, можно сказать, крестная мать моих литературных изысканий», – говорит краевед, писатель Александр Ялфимов. Он вспоминает, как первыми — она и Юрий Баев, гл. редактор газеты «Надежда», прочитали маленькую рукописную тетрадку с его миниатюрами о нашем крае и казачьем народе.
«В то время, в 60-е годы, в Уральске начал сформировался костяк талантливых поэтов, по Божьей воле, не иначе. Поэты Валентин Бузунов, Владислав Ирхин, писатель Геннадий Доронин. Образовалось сообщество людей, живших творчеством. И мы, куренские ребята, смотря на них, вдруг сами для себя с удивлением открыли, что наша Таня Азовская – поэт. Можно сказать, много банальных слов, что была доброй, откликалась всегда, была неравнодушна к людям, но этого будет мало, чтобы раскрыть ее удивительную душу. Татьяна Николаевна была замечательной дочерью, какие проникновенные стихи она писала об отце! Я помню ее маму, поскольку мы жили в одном улусе. Это Божий дар, который не дается всем подряд. Буквально за несколько дней до ее ухода из жизни мы с Геннадием Леонидовичем были у нее в гостях, передали ей книги, замечательно посидели, душевно. И вдруг через пару дней пришла скорбная новость… ».
Татьяна Азовская была сильным публицистом, настоящим профессионалом, ей были подвластны все тонкости журналистского мастерства. В 1973 году она с отличием окончила факультет журналистики КазГУ. Ее журналистский характер и стиль сформировался в областной газете «Приуралье», куда она пришла в 1968 году юной девушкой — в 20 лет. В то время газета славилась такими мастерами пера, как Борис Пышкин, Николай Чесноков, Валерий Панищев,Борис Белугин, Сергей Кульпин, Гумер Хуснутдинов.
Много сил Татьяна Николаевна вложила и в газету «Надежда», вместе с первым ее редактором, поэтом Юрием Баевым она стояла у истоков общественно-политического еженедельника, — газета по сей день придерживается традиций профессионализма и журналистской порядочности, которые были заложены ее создателями в сложные 90-е годы. Татьяна Николаевна проработала в «Надежде», всего год, но, по ее словам, этот период был насыщенным и плодотворным.
«Я рада, что «Надежда» выстояла, и уже столько лет является надежным источником информации для западноказахстанцев», – сказала Татьяна Азовская на одном из своих творческих вечеров.
Но главным детищем Татьяны Николаевны стала газета «Пульс», которую она возглавляла вплоть до ухода на заслуженный отдых. Ее наставничество и профессионализм создали в редакции особую атмосферу. Сюда хотелось приходить, хотелось трудиться так, чтобы Татьяна Николаевна, прочитав материал, вынесла свой немногословный, но от того ценный вердикт – «Мощно!».
«Работая заместителем акима города, я в то время практически ежедневно встречался с главным редактором «Пульса». Татьяна Николаевна заботилась о газете, как о любимом детище, все ее мысли и действия были направлены на то, как сделать газету интереснее, нужной читателям», – говорит Гайса Капаков.
В последние годы жизни Татьяна Николаевна публиковалась в «Надежде». Как она говорила, трудилась не по заданию редакции, а по велению души. Также печаталась в журнале «Простор». Писала всегда ночью — это было ее время вдохновения. И говорила об этом своем качестве, что единственная бессонница, которую она признавала – та, которая за письменным столом, а не от больной совести или жизненных неурядиц.
И ее друзьями были удивительными людьми. Это писатель, основатель международного журнала «AMANAT» Роллан Сейсенбаев, писатель и журналист Геннадий Доронин, поэтесса Фариза Онгарсынова, писательница Вера Галактионова, поэтесса Тамара Шабаренина, журналисты Наталья Смирнова, Сергей Кульпин и многие, многие другие личности.
Ее друг и соратник Геннадий Доронин посвятил ей такие строки из своего романа «Долгое прощание со звездами»:
«Как же, как же, слышала об этой жемчужине Востока, – говорила Зара… – Уральск стоит в Европе, на берегу желтоглазого Яика, и населяют его почти сплошь поэты… Это родина Татьяны Азовской… Этот край любили Валентин Бузунов, Борис Пышкин, Николай Чесноков, Наталия Сладкова…Кто они были? Кто они есть? Люди… Тогда надо было обязательно спросить: «А кто такая эта самая Азовская?». И начинался вечер воспоминаний.
– Азовская – наше все… Поэт. Но главное – она мой друг…».
А ведь не о каждом можно сказать «наше все». И тем ценнее, что такие люди жили среди нас. В сборнике «Я расскажу Тебе..» есть такие строки Татьяны Азовской:
«…Пока не пробил страшный час,
Любимые друзья, – простите.
День продолжается, дразня
Чередованьем быстротечным.
Мои бессмертные друзья,
Я вас люблю! – Живите вечно!»
Exit mobile version