Газета «Надежда»

Спецкомиссия проверяет достоверность заявления сотрудников СПК «Акжайык»

После скандального заявления подчиненных, председатель СПК «Акжайык» Алимжан Тохтасунов пригласил журналистов, чтобы ответить на обвинения в свой адрес. Сотрудники корпорации, написав письмо Президенту страны и акиму области, обвинили его в увеличении расходов предприятия, ведущих к дефолту, зачистке кадров, протекционизме, в грубости и нарушении этических норм. Совет директоров встал на защиту Тохтасунова.
Акмарал ШАЯХМЕТОВА

 

Что клевета, и что наговоры?
Жалобу на имя акима области сотрудники СПК написали 19 октября – это большинство сотрудников, в том числе первый зампредседателя правления. В тексте говорится, что последние семь месяцев, когда кресло главы правления занимал Алимжан Тохтасунов, доходы предприятия снизились, а расходы выросли.
«Доходы СПК «Акжайык» за период его правления снизились на 90 млн тенге (28%), расходы же увеличились на 73 млн тенге (22%). В частности, возросли административные расходы (со 130 млн до 222 млн тенге), расходы на заработную плату (с 63 млн до 80,8 млн), на премии (с 17 млн до 38 млн), на налоги (с 44 млн до 76 млн тенге) и расходы на оплату услуг по договорам ГПХ (с 5 до 36 млн тенге)», — говорится в жалобе.
Сотрудники выразили опасение, что теперь корпорация не сможет выплачивать бюджетный заем в размере 1,2 млрд тенге. По их мнению, снижение уровня доходов наносит ущерб предприятию и в итоге приведет к дефолту. За семь месяцев правления председатель сократил 22 сотрудника из старого состава, а на их место принял своих людей, утверждают в коллективе.
«Вместо сокращенных должностей — одного директора департамента, троих менеджеров и одного водителя, Тохтасунов ввел шесть новых должностей: двух управляющих директоров и четырех директоров департамента. Фонд оплаты труда составил 122 млн тенге в год, против прежних 72 млн тенге», — отметили в СПК.
В жалобе также говорится, что председатель правления мало времени уделяет инвестиционным проектам, а это основное направление деятельности СПК. За время работы он заключил договоры лишь с пятью инвесторами, по троим из которых работа велась до его прихода на должность. При этом в своих отчетах Тохтасунов рапортует о 30 новых инвестпроектах.
Совет проверит
Кроме жалоб на ухудшение экономического положения СПК, сотрудники компании обратили внимание на нарушение этических норм – нецензурную брань, грубость в отношении сотрудников и угрозы увольнения.
Практически сразу, как только новость о конфликте в СПК появилась в СМИ,
20 октября в «Акжайык» прошло заседание членов Совета директоров, в котором приняли участие предприниматели Мурат Жакибаев, Гайса Жумалиев, а также инвестор Александр Елькин и Валентина Шарина. На Совете объявили о создании спецкомиссии по проверке фактов, указанных в жалобе.
«Коллективное письмо — сигнал для нас. Факты увольнения сотрудников, изменения штатного расписания, нарушения этических норм и увеличения административных расходов будут проверены спецкомиссией. В зависимости от результата Совет выразит свое доверие либо недоверие в отношении председателя правления», — объявил член Совета директоров СПК «Акжайык» Гайса Жумалиев.
Председатель «Акжайыка» на собрании сразу заявил: жалоба его подчиненных – клевета и наговоры. Самих сотрудников СПК на встрече не было.
Разбор полетов
Первым слово взял Тохтасунов, заявив: его вина лишь в том, что он допустил выход жалобы за пределы коллектива и намекнул на криминальные истории, которые в прошлом случались в СПК.
«Когда меня назначили председателем, руководство области поставило передо мной задачу активизировать деятельность корпорации. Привлечение инвесторов тогда было не на должном уровне», — заявил он.
Руководитель сообщил, что СПК привлекла 100 млн евро на строительство птицефабрики, теплиц и рыбного завода. Причиной «чистки кадров» назвал «некомпетентность» экс-сотрудников и прежнего состава СПК.
«Некоторые люди поняли свою некомпетентность и написали заявление на увольнение. Да, я требовательный руководитель и не всем это нравится», — сказал он.
Все увольнения, утверждает он, проходили на добровольной основе — люди не справлялись со своими обязательствами. Увеличение окладов директорам департаментов руководитель объяснил тем, что на аналогичных должностях в банковском секторе зарплаты выше, а СПК — финансовая организация. Он привлек трех новых директоров департаментов, прежде работавших в банковских филиалах.
«За время моей деятельности было привлечено 13 инвесторов. Сокращены ненужные должности, некоторые выведены за штат. Привлечены из банков новые директора. Я готов к проверке. В случае, если доводы сотрудников найдут свое подтверждение, готов уйти с занимаемой должности», — заявил Тохтасунов.
«С хваткой он, и энергичен»
На обвинение в нарушении этических норм, председатель СПК «Акжайык» ответил просто — у написавших заявление «отсутствуют диктофонные записи и иные доказательства нецензурной брани и угроз».
«Почему сотрудники не пошли в прокуратуру с жалобой, где показали бы диктофонные записи и какие-либо доказательства?», — спросил у присутствующих Тохтасунов.
Журналисты в ответ включили аудиозапись, которую им передали сотрудники СПК. Нецензурной брани там не было, но было очевидно — председатель разговаривает с кем-то в грубой, неуважительной форме.
«Где тут мат?», — спросил Тохтасунов.
Вопрос быстро свернули, а заседание приняло неожиданный поворот: участники совещания начали благодарить Тохтасунова за проделанную им работу, отметили, что СПК за это время поднялся в их глазах, и связывают они это только с приходом нового председателя правления. По их мнению, он отличается деловой хваткой, энергичностью и в целом, активно привлекает инвесторов.
Тем не менее, коллективную жалобу проверят и даже создадут для этого специальную комиссию.
«Факты увольнения сотрудников, изменения штатного расписания, нарушения этических норм и увеличения административных расходов будут проверены спецкомиссией. В зависимости от результата совет выразит свое доверие либо недоверие в отношении председателя правления», — сказал один из независимых директоров СПК Гайса Жумалиев.
Алимжан Тохтасунов же заявил: пока будет идти проверка он, по состоянию здоровья, берет двухнедельный отпуск. Ну, а если все подтвердится, готов покинуть свой пост.
В акимате Западно-Казахстанской области конфликтную ситуацию никак не комментируют.
Напомним, в июне 2018 года экс-председателя СПК «Орал» (прежнее название СПК «Акжайык») Руслана Сапаргалиева суд обязал выплатить похищенные из стабфонда области 379 млн тенге. За хищение бюджетных средств в крупном размере главу АО «СПК «Орал» вместе с бизнесменом, который делал «липовые» закупки лука и картофеля в стабфонд области освободили по амнистии в зале суда. Указанную сумму Сапаргалиев и бизнесмен Бакытжан Нигишев должны выплатить в солидарном порядке. Нигишев также должен выплатить сумму штрафа и пени в размере 38,1 млн тенге.
Это уголовное дело затянулось на долгие шесть лет — «поставщик» сельхозпродукции Нигишев был в бегах. Его смогли найти и экстрадировать в Казахстан лишь в конце 2017 года. В ходе судебного процесса оба вину признали полностью и показали, что деньги они похитили из Стабилизационного фонда ЗКО.
Представители СМИ заодно спросили спикера о создании такси комфорт-класса для чиновников – об этом проекте СПК громко заявили в 2021 году, предложив чиновникам пересесть на такси и сэкономить бюджетные деньги на содержание парка дорогих автомобилей. По данным СМИ, на реализацию этого проекта выделили порядка 55 млн тенге.
«Мы взяли деньги из уставного капитала – имеем право брать 10% из этих средств. Мы работали над этим такси, акимат передал на наш баланс свои служебные авто. Но бизнесмен отказался принимать 17 автомашин, из 30-ти.. Они страшные, битые, пробег больше 400 тысяч километров. Сейчас машины в течение месяца находятся на нашем балансе, но мы имеем право отказаться от них», — ответил Алимжан Тохтасунов.
Exit mobile version