Газета «Надежда»

Золотое время Орды

Почему во времена средневековья Приуралье считалось влиятельным регионом
На территории Приуралья есть ряд памятников, относящихся к историческому периоду существования Золотой Орды. Наиболее известное из них – городище Жайык, которое внесено в реестр «100 сакральных объектов Казахстана».
Галина МАНЦЕВА
Шакафшик – Жайык
Городище Жайык, найденное археологами на территории Свистун-горы и исчисляющее свою историю со времен Золотой Орды, открывает новые страницы тюркской культуры и в целом жизни Дешт-и-Кыпчак тех времен. Исследования по нему ведутся с 2002 года.
Одно из ранних топографических упоминаний городища в документах того периода относится к 1562 году. Это упоминание есть на карте, составленной агентом Московской торговой компании Энтони Дженкинсом, когда он налаживал торговые контакты со Среднеазиатскими государствами.
На карте дается полная территория Дешт-и-Кыпчак. В средневековых документах в латинском написании Дешт-и-Кыпчак именовалась Tartari по аналогии с мифическим Тартаром, так как в степи были жесткие климатические условия. И для наших археологов эта карта интересна тем, что здесь впервые отмечено городище, именуемое в топонимике того периода «Шакафшик» или «Шакафни».
Карта крупнее, название Шакафшик//
Западноказахстанские археологи придерживаются мнения, что «Шакафшик» – это и есть название нашего известного городища Жайык. Историк, археолог Мурат Калменов объясняет это так:
«Так как до сих пор сохранился топоним «Чаган», и название «Шакафшик» с ним одного корня, возможно, в карте Дженкинса была искажена транскрипция. До этого более древними картами являлись каталонская и карта венецианских братьев Франциска и Доминика Пиццигани, где появилось изображение Каспийского, Черного морей, крупных рек – Яика и Волги. Там присутствует городище Сарайчик и вверх по течению – значки крупных городов с изображением флагов. В Средневековье флагами обозначали крупные административные центры. Но на этих картах городище Жайык не подписано, а у Дженкинса впервые в истории присутствует название «Шакафшик».
Карта Дженкинса//
Технологичное Средневековье
Археологи выяснили, что городище Жайык стояло на участке Великого Шелкового пути. И даже если учесть, что по уровню Жайык не дотягивал до таких крупных административных центров, как Отрар, Сауран и другие крупные города, но тоже играл свою роль в экономической и социальной жизни. Это был караван-сарай, где можно было поменять лошадей, отдохнуть. А благодаря удобному географическому расположению в городище останавливались караваны из Европы и Азии. Судя по находкам археологов на городище, сюда попадало много товаров и технологий из Европы и Азии, и можно утверждать, что городище находилось на одном из ответвлений Великого Шелкового пути. Это объясняет такое разнообразие находок, представляющих разные страны.
Сегодня известны такие крупные градообразующие объекты городища, как мечеть, два мавзолея, общественная баня. Найденные здесь артефакты иллюстрируют, что жители Жайыка были не чужды технологий. Например, на месте городища найдены обломки керамических кубуров. Кубуры – это трубопроводы для воды и отопления. Они использовались и в банях, пол укладывался из кирпичей в шахматном порядке, по нему прокладывались кубуры. Когда работала топка, вода грелась, а дым через подполье уходил наружу. Таким образом полы всегда были теплыми. Наши археологи выдвигают гипотезу о том, что эта система пришла к нам из Китая.
Также на городище было найдено множество хумов, а именно черепков от них.
«Это высокие сосуды в человеческий рост, внизу которых прокалывали отверстие. Хумы устанавливались в погребах, с зимы в них закладывался лед, а на него клалось свежее мясо. Когда лед потихоньку таял, вода через отверстия вытекала наружу, а мясо всегда оставалось свежим и пригодным в пищу. Это был аналог современной морозильной камеры. Были хумы для сыпучих продуктов, они отличались рельефными орнаментами. Так как в погребе было темно, человек по орнаменту на ощупь мог опознать хум и определить, что за продукт в нем хранится», – рассказывает археолог Яна Лукпанова.
За годы исследований археологи нашли огромное количество информации по жилым усадьбам, по уровню развития ремесла, торговли, в первую очередь – производства кирпича и строительства в городище.
Важной вехой в изучении городища стало обнаружение кожевенной мастерской, где выделывали и обрабатывали кожу. Это было одной из самых важных отраслей производства любого средневекового города из-за тесной связи с сельским хозяйством.
О нахождении именно кожевенной мастерской свидетельствуют места для четырех чанов, сток и очень большое количество костей животных. Также археологи нашли следы применения краски, естественных веществ, таких как мел, охра и др., использование которых придавало цвет изделиям.
В ходе исследования были найдены многочисленные бусы. Большинство бусин сделаны из стеклянной пасты черного, бирюзового и голубоватого цветов, также они имеют разнообразные формы: шаровидные, бочонковидные, уплощенно-шаровидные. По форме они довольно однородны, и аналогичны находкам из сельских поселений Хорезма и Поволжья золотоордынского периода. Территориально близкие аналогичные находки были найдены в могильнике Усинский 2, что на территории современной Самарской области, и датируются XII-XIII вв.
Будет ли музей?
С начала реализации программы «Рухани жанңғыру» городище Жайык одно из первых в нашей области было включено в список «100 сакральных мест Казахстана». Его посещали многие ученые, как из разных уголков Казахстана, так и из ближнего зарубежья. Они восторгались хорошим состоянием, в котором находится городище, и замечали, что в Уральске большое внимание уделяется памятникам истории и археологии.
До пандемии было принято решение устроить на месте городища Жайык музей под открытым небом. Проект предусматривал возведение куполообразных построек над главными точками городища, создание этнодеревни. Но коронавирусный кризис внес коррективы в этот процесс.
В настоящее время городище законсервировано, а на реализацию проекта музея под открытым небом нужны большие финансы, которыми областной бюджет не располагает.
Вместе с тем, по прогнозам ученых, городище может стать флагманом отечественного туризма и развить паломнический потенциал нашей области, привлекая гостей не только из Азии, но и из европейских государств. Остается надеяться, что этот проект все-таки будет реализован полностью.
Проект музея//
Золотоордынский Жалпактал
Еще одно не менее важное, но известное лишь для специалистов узкого круга городище, расположенное на территории нашей области – городище Жалпактал. Оно является примерным ровесником городища Жайык. Правда, как отметил археолог Денис Марыксин, есть некоторые находки, позволяющие говорить о более ранней дате происхождения городища. Обнаружили городище Жалпактал в 2009 году.
«Рядом с городищем есть известный золотоордынский памятник, по которому мы вели работы, – рассказал Денис Валерьевич. – В 2009 году мы проводили археологическую разведку окружающей территории, и как раз севернее памятника нашли городище. Обнаружили случайно, потому что ни карт, ни каких-то опознавательных знаков оно не имело. По расположенным на территории городища обломкам золотоордынской керамики, которая датируется 14 веком, удалось установить, что этот памятник времен Золотой Орды. На следующий 2010 год мы проложили разведочный раскоп, чтобы точно определить наличие культурного слоя на этом памятнике. И наша гипотеза подтвердилась. Мы установили, что памятник имеет золотоордынский культурный слой».
Находка времен Тохта-хана
По словам Дениса Марыксина, городище Жалпактал примерно одного периода с городищем Жайык.
«Дело в том, что старше 14 века у нас фактически нет памятников городской культуры в период Золотой Орды, поскольку вся городская культура развивалась в основном в период правления хана Узбека и хана Жанибека — то есть с 1312 года по 1350 года. Это самый расцвет Золотой Орды. Нам удалось выяснить, что в городище Жалпактал люди жили дольше, чем на Жайыке, то есть существование этого городища было более протяженным по времени, он существовал дольше, чем Жайык. Потому что на городище Жалпактал есть несколько объектов, подтверждающих это», – говорит Марыксин.
Так, в этом году археологами на городище Жалпактал была найдена жилая усадьба, которая, по выводам ученых, перестраивалась несколько раз. Это весьма интересный с исторической точки зрения факт, так как до этого городские усадьбы, которые находили на городище Жайык, примерно все были однослойные.
«На одном из раскопов мы нашли полуземлянку, потом она была заброшена, над ней был построен дом, и потом он еще дважды перестраивался. То есть люди жили там поколениями. Возможно, каждые лет 50 перестраивалось, что-то обновлялось. Точнее сказать нельзя, так как на городище не так много датирующих материалов. Нами там найдены были и монеты. В том числе и серебряная монета, отчеканенная во времена Тохта-хана на территории современного Саратова. Эта находка позволяет предположить, что городище возникло чуть раньше, чем в 14 веке (Тохта-хан правил Золотой Ордой в период с 1291 года по 1312 год – ред.). Там же на поверхности были найдены несколько монет, но отчеканенных уже в период правления Узбек-хана», – рассказывает археолог.
Работы продолжаются
В настоящее время работы на городище Жалпактал продолжаются. Труд немалый – общая площадь городища насчитывает порядка 30 гектаров, в то время как на городище Жайык – 8. В этом году, по словам Дениса Марыксина, археологи впервые с 2015 года проводили раскопки на Жалпактале.
«Мы пытались найти границу усадьбы, но пока не нашли. Раскопали еще четыре помещения, два помещения уходят еще дальше, поэтому раскопки нужно продолжать. Надеемся, на следующий год работу полностью сможем завершить. Южная и восточная часть городища раскопаны полностью, а северная и западная пока в процессе», – подчеркнул Марыксин.
Три из раскопов городища Жалпактал – это жилые усадьбы, одна средневековая мечеть. Она некоторым образом отличается от общественных мечетей в крупных городищах. Размеры найденной на городище Жалпактал мечети позволили археологам сделать вывод, что она была небольшой, сельского типа и, скорее всего, предназначена для жителей одного квартала. Убедиться в том, что найденное в раскопе сооружение действительно мечеть, археологам помогли приметы соблюдение канонов строительства исламских религиозных сооружений, архитектура здания – большая комната для молений и ориентация в сторону священной Мекки. Кроме того, мечеть была одной из обязательных архитектурных составляющих мусульманских городов.
Образцы артефактов//
Драгоценные артефакты
Не раз уже говорилось, что наш край – уникален с точки зрения богатой истории, археологических находок, крупных открытий, проливающих свет на «белые пятна» прошлого. Вот и городище Жалпактал – одно из таких уникальных открытий. Обычному человеку, посетившему городище, местные камни не скажут ни о чем. Археологу, который знает, куда и как нужно смотреть, откроется развернутое полотно прошлого, в которое, как ниточки, вплетены подробности жизни тех времен. Любая, на обывательский взгляд, мелочь на поверку может оказаться ценным артефактом, иллюстрирующим быт и ремесла того времени. Ведь сокровища – это не только старинные монеты и украшения, гораздо важнее историческая, духовная составляющая, позволяющая нам сегодня дотянуться до тех, кто почивает во глубине веков, до наших предков, живших здесь.
Благо, в плане сокровищ городище Жалпактал не интересно вандалам и «черным копателям». Нет здесь золота и драгоценных камней, зато есть интересные для археологов керамические и костяные фрагменты, позволяющие определить, какими ремеслами занимались жившие здесь люди.
Фрагменты керамики и кубуры//
«На территории городища Жалпактал было найдено много керамических изделий и костяных фрагментов. То есть было развито гончарное искусство и обработка кости. Среди костяных аксессуаров мы нашли накладки на рукояти ножей, а также несколько крупных накладок, принадлежность которых нам пока не удалось идентифицировать. Ученым еще предстоит поработать над ними», – рассказал Денис Марыксин.
Если говорить о статусе этих городов – Жайыка и Жалпактала, в средневековый период, то стоит упомянуть о следующих отличиях между ними. По площади Жалпактал в четыре раза превосходит Жайык, но административно Жайык был более силен, и его население было более многочисленным. Об этом говорит наличие на Жайыке общественной бани, которая является признаком крупного городского поселения. На городище Жалпактал общественной бани нет.
«Два крупных мавзолея городища Жайык также дают представление о его значимости, – подтвердил Марыксин. – Но у Жалпактала известно около пяти современных ему кладбищ. Причем два кладбища находятся рядом с восточной и западной границей городища. На этих кладбищах есть сырцовые мавзолеи, достаточно крупные. Каждое кладбище насчитывает порядка 35-40 курганов. Также были обнаружены останки в погребениях».
Изразцы, найденные в городище Жайык//
Вместе с тем считается, что Жайык и Жалпактал – не единственные в своем роде золотоордынские городища, аналоги им есть на территории области. Как и известные городища Сарайчик и Лаэти, расположенные на территории Атырауской области.
«В 70-80-е годы прошлого века их даже находили, делали небольшой раскоп, но там было очень сложно с идентификацией. Я был в тех местах сам. Во-первых, все занесено песком, во-вторых – слабые ориентиры, речь идет буквально о километрах. «С такими ориентирами очень сложно на местности что-то обнаружить», – говорит Денис Марыксин.
Городище Жалпактал имеет статус памятника местного значения, городище Жайык – памятника республиканского значения. Оба находятся под охраной государства. Наличие таких объектов на территории нашей области говорит о богатой истории Приуралья, о том, что во времена Средневековья это был влиятельный регион, через который проходили крупные торговые пути, велась торговля, поступали импортные товары из Европы и Азии. Если объединить эти объекты в единую систему якорных культурных элементов, можно получить музей под открытым небом, который будет иметь важное значение не только для Казахстана, но и для всего мира.
Проект музея//
Фото автора
Exit mobile version