Жангир хан: «Наши дети узнают все науки для доброго служения обществу»
Редакция
Как создавалась государственность Казахстана – Букеевское Ханство
В этом году Казахстан празднует немало знаменательных юбилейных дат, среди которых 220-летие Букеевской (Внутренней) Орды. Эта дата предшествует 30-летнему юбилею Независимости нашей страны, ведь Букеевское Ханство стало предшественником сегодняшнего Казахстана – культурного, просвещенного, развитого государства.
Галина САМОЙЛОВА
Внутренняя Орда
Юбилей Букеевского Ханства – событие, знаменательное не только для Западно-Казахстанской области, на территории которого исторически было расположено это государственное образование, но и для всей страны. Можно сказать, что момент создания Букеевской Орды стал точкой отсчета для приобретения Независимости Казахстана.
Из документальных источников известно, что Букеевская Орда образовалась в марте 1801 года в междуречье низовий Урала и Волги. Во главе нового ханства встал хан Младшего жуза Бокей Нуралыулы, по имени которого государство получило свое название. На землях Орды обосновалось около 5 тысяч семей из представителей кочевников Младшего жуза. Эту территорию во владение Бокей-хану передал российский император Павел Первый, и мотивы для этого были весьма непраздные – укрепление внешнеполитических отношений. «Самым главным был процесс усиления политики царской России в отношении Востока. В этот момент проснулся интерес Великобритании, Франции – стран, которые ориентировались на Индию, Китай. И через Индию, Китай они начали выходить на Среднюю Азию», – отмечает доктор исторических наук, профессор Мурат Сдыков, говоря об этом историческом периоде.
Хан Жангир Хан Жангир, которого вполне заслуженно называют великим правителем-реформатором, взошел на престол в 1824 году, — до этого момента ханством управлял брат Бокей-хана Шигай. Именно при хане Жангире Букеевская Орда стала центром степной аристократии, местом средоточия казахской элиты. Историки свидетельствуют, что период ханствования Жангира был относительно продолжительным и конструктивным в плане осуществления преобразований в жизни общества и в то же время насыщенным различными событиями. Так, впервые в истории казахских ханств хан Жангир осуществил переход земель в частную собственность кочевников, переходящих в оседлость. По мере укрепления своей власти Жангир реформировал старую систему налогов, прежде взимался «зякет», затем «сотым» и, наконец, «жасауыл акы» – налог для содержания слуг.
Правитель-реформатор создал аппарат управления, состоявший из ряда функциональных подразделений: канцелярия, депутатская группа, coвет 12 биев, институт есаулов, группа базарных султанов, ханские вестовые из 14 человек. По его инициативе в Букеевской орде была учреждена должность ахуна – главного духовного лица ханства.
На территории Букеевской Орды в 30-х годах Х1Х века во многих населенных пунктах начали разворачиваться известные места для торговли. Одним из самых крупных центров торговли стала Ханская Ставка (ныне село Хан Ордасы Бокейординского района). По сведениям историков, учрежденная в 1832 году местная ярмарка, имела объем торгового оборота более миллиона рублей. Отсюда в Россию переправлялись сотни тысяч поголовий скота, на ярмарку приезжали тысячи купцов со всех сторон. Торговый характер Ханской ставки ярко вырисовывается потому, что из 89 домов в 46 были лавки, а в 19 домах – торговые склады.
Кроме этого хан Жангир открыл в ставке первую типографию и первое казначейство. «Учреждение казначейства дало возможность давать ссуды, помогать обществу. На территории Букеевского Ханства жители занимались скотоводческой деятельностью, животноводством, а бывали случаи, когда скот погибал в суровые зимы. И именно учреждение казначейства помогало финансовыми средствами, чтобы люди могли закупить скот и не умереть с голоду», – рассказывает сотрудник историко-культурного, архитектурно-этнографического музея-заповедника Хан Ордасы Мереке Рушанов.
Но самое важное в его наследии то, что Жангир хан стал проводником европейской культуры и осуществил значительные евразийские преобразования во Внутренней Орде. При нём начался расцвет Ханства и выход казахского народа на международную арену.
Превыше всего — образование
В этом году селу Хан Ордасы исполняется 195 лет, а первой школе, которую открыл хан Жангир – 180 лет. Это было самое первое образовательное учреждение на территории Казахстана. Первый набор в школу составил всего 12 учеников на 30-40 открытых мест.
В этой школе преподавали татарский, арабский и русский языки, начальные правила арифметики и грамматики, в кратком виде – географию и историю, правила оспопрививания.
Лучшие выпускники школы поступали в Оренбургский Неплюевский корпус. Эту школу хан Жангир построил за собственные деньги. Также, по свидетельству историков, сам государь и преподавал там в свободное от государственных дел время, и принимал экзамены.
Также во Внутренней Орде открывалось довольно много мусульманских мектебов, выпускники которых направлялись для продолжения учебы в медресе Бухары и Ташкента.
Сам хан Жангир тоже был весьма образованным и просвещенным человеком, во многом опережавшим свое время. С детских лет он получил блестящее образование: начальные знания от домашних учителей, затем жил в Астрахани, в доме русского дворянина Степана Андреевского, друга хана Бокея и губернатора края, где его образованием занимались профессиональные преподаватели. Они учили его основам политики, административному управлению и прочим важным для правителя наукам.
Жангир хан с юности тяготел к языкам — в совершенстве владел тремя иностранными языками: русским, арабским и персидским, а также изъяснялся на разговорном немецком того времени. Образованный правитель справедливо считал, что знания – ключ к улучшению благосостояния и укреплению позиций казахского народа на политической арене. Большую ценность образования сегодня провозглашает и государственная программа модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру», а это подтверждает дальновидность хана Жангира, его прогрессивные взгляды на исторический путь казахстанского народа.
Будучи академиком Казанского университета, хан Жангир отправил учиться в Казань и своих детей, призвав представителей казахской элиты последовать этому примеру. «Родители не хотели отпускать детей, боясь, что в России их обратят в христианство, и Жангир вместе с детьми простых казахов отправлял на учебу своих сыновей», – рассказывает директор музея Жангир хана ЗКАТУ Нуржан Толепов. – Позже сам Жангир хан писал: «Я объявляю, что наши дети, обучаясь, узнают все науки для доброго служения обществу. Все это меня радует, ибо доступ к образованию – великое счастье для моего народа».
Все реформы хана привели к тому, что уровень образованности казахского населения в Букеевской Орде существенно вырос. Правителю удалось поднять жизнь в своем государстве на новый качественный уровень.
Хан против антиваксеров
С именем хана Жангира также связывают первую вакцинацию, прошедшую в казахских степях. Вакцинировали тогда народ от оспы – страшного и заразного заболевания, которое в большинстве случаев заканчивалось летальным исходом для заболевшего. Благодаря политике Жангира оспу в Великой Степи удалось благополучно победить.
Вот как об этом пишет в своей книге «Жангир-хан» профессор-физиолог Актюбинского государственного университета им. К.Жубанова, доктор медицинских наук, страстный любитель истории Кожантай Касенов: «В Оренбург в сентябре 1825 г. он (хан Жангир –авт.) взял с собой старшего сына Зулкарная, который должен был остаться на обучение. В качестве воспитателя хан пригласил своего давнего знакомого Махамбета Утемисова, который уже прослыл в родных краях акыном. Хана сопровождал среди других и грамотный молодой человек – Сырлыбай Жаныбеков. По настойчивой просьбе хана он тоже остался в Оренбурге -обучаться оспопрививанию в фельдшерской школе при военном госпитале. Через год он вернулся в Бокеевскую орду и начал делать прививки против страшной болезни – натуральной оспы. Поначалу население с предубеждением отнеслось к этой процедуре. Хан последовал известному примеру английской королевы, которая после обнародования в 1796 г. результатов опыта доктора Эдварда Дженнера, первой решилась на прививку против оспы своим детям. Дженнер, зная, что молочницы, заражаясь коровьей оспой, не заболевают натуральной оспой во время эпидемий, провел рискованный эксперимент на восьмилетнем мальчике. Коровья оспа не опасна для человека, но у молочниц, периодически заражавшихся от больных коров, на руках появлялись мелкие пузыри. Жидкое содержание таких пузырей и привил Дженнер мальчику. Через две недели попытался заразить его натуральной оспой. К счастью, предположения доктора оказались верными и пациент, переболев в очень легкой форме, выжил. По воле отца первыми казахскими детьми, получившими прививку против оспы, оказались ханские дети – Зулхарнай и Ескендир. После поданного ханом примера население отважилось на прививки, и Сырлыбай не стал справляться с резко возросшей работой. С 1834 года ему стал помогать оспопрививатель из астраханских татар Абдималик Юсупов. В 40-х годах краткосрочные курсы обучения по оспопрививанию стали проходить учащиеся открытой к тому времени Жангировской общеобразовательной школы. При необходимости, при предупреждениях властей об опасности появления эпидемии оспы, обученные разъезжались по дальним аулам и делали прививки».
Примечательно, что и в то время, по свидетельству историков, находились люди, не согласные с политикой хана против оспы. Матери прятали детей от докторов, не желая, чтобы им ставили прививки, взрослые также сопротивлялись оздоровительным мерам. Но благодаря прогрессивному отношению к медицине хана-реформатора Жангира с тех пор опасная болезнь оспа более не свирепствовала на территории Казахстана.
В борьбе за оседлость
Из-за конфликта с акыном Махамбетом Утемисовым, который затем вместе с Исатаем Таймановым встал во главе народно-освободительного восстания, и во многом из-за жесткого подавления этого восстания хана Жангира практически предпочли забыть в Советское время, а если и вспоминали, то только как кровавого палача, наместника колониального царизма и поработителя простого люда, угнетаемых бедняков.
Однако стоит вспомнить предпосылки, которые привели к конфликту двух, без сомнения, выдающихся личностей и к восстанию шаруа в конечном итоге.
В исторических документах находим сведения о том, что хан Жангир как наиболее образованный среди предшествовавших ему казахских правителей, предпринимал попытки укрепить позиции Букеевского Ханства и улучшить условия жизни вверенного ему народа. Для этого он инициировал реформу социально-экономического устройства Букеевской Орды, которая, если бы могла воплотиться в жизнь, то практически с макиавеллиевской точностью укрепила бы позиции государства не только в казахских степях, но и в Средней Азии.
Помимо создания централизованного управленческого аппарата и совершенствования государственной налоговой политики хан Жангир продвигал в массы идею оседлости и постепенного отказа от кочевого образа жизни. Хан понимал — важно создавать для народа такие условия, при которых казахам, выросшим в исконно номадической культуре, захочется осесть на одном месте и завести хозяйство. Для этого он предложил давать людям землю в частное пользование. Однако эти планы потерпели поражение из-за начавшейся социальной напряженности и разногласий – земли на всех не хватало. Усугубляло ситуацию и то, что как дипломат, пребывающий на службе у российского императора, Жангир хан соблюдал запрет на заселение казахами тех территорий, которые в то время принадлежали Российской Империи. А степные ресурсы очень быстро поделили между собой различные представители местных богатых кланов. Большая часть населения – в основном, шаруа, не имеющая денежных средств и необходимых родственных связей, осталась совсем без земли.
Все это в итоге привело к народно-освободительному восстанию Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова — бывшего хорошего друга хана Жангира и учителя его сына Зулхарная. Вместе с тем Махамбета нельзя назвать ярым конфликтером, ведь в нем очень рано стало формироваться обостренное чувство справедливости, гражданская позиция и свой собственный, независимый взгляд на судьбу народа. Все свои мысли он стал перекладывать в поэтическое слово и музыкальные творения, как никто другой умел обобщить степную мудрость и зажечь своими речами. И видя действительно бедственное положение простых шаруа, он не мог оставаться в стороне и попытался прийти на помощь народу, даже зная, что ценой этого окажется его жизнь. Именно в момент этого понимания и прозвучали слова знаменитого стихотворения Махамбета Утемисова, которые потом, еще несколько веков будут повторять в степи: «Ты коварный волк, а не хан!».
Выдающийся казахский писатель Мухтар Ауэзов писал о Махамбете: «В битве – батыр, в общении его острое слово подобно серпу. Пламенный поэт, страстный оратор, в восстании Исатая Махамбет – один из самых его выдающихся участников. Махамбет среди казахских акынов является одним из самых одаренных. Его поэзия в свое время была самой яркой, захватывающей, впечатляющей, она была голосом и языком народа, выражала его чаяния и стремления. Во всей литературе XIX века, в ее героической поэзии никто так, как Махамбет,- открыто и страстно, не поддерживал народ в его борьбе с угнетателями».
Все-таки исследователи жизни хана Жангира и акына Махамбета Утемисова отмечают: Махамбет полностью разделял взгляды хана Жангира на просвещение народа, внедрение европейской культуры и образования, развитие ислама. Но политические взгляды их разнились с непреодолимой силой, что и стало причиной разрыва. Махамбет открыто воспел свободу своего народа, став главным идеологом народного сопротивления.
Хан Жангир и культура
Одним из первых деятелей, который с начала приобретения Независимости начал ратовать за необходимость более пристального изучения биографии хана Жангира, стал наш писатель, краевед, уважаемый ветеран Жайсан Акбай. «Долгое время личность и деятельность хана Жангира были незаслуженно опорочены – считалось, что лишь батыры Махамбет и Исатай боролись за права простого народа, Жангир хан же выступал на стороне угнетателей. Однако уроки истории показывают, что эти утверждения были далеки от истины. Жангир хан, как и полагается мудрому и справедливому правителю, радел о благе своих поданных и видел казахов культурным, просвещенным и независимым народом», – уверен Жайсан Акбай.
Перу Жайсана Акбая принадлежит степная поэма «Хан Жангир», написанная в 2001 году. Свет она увидела только спустя 18 лет – в Уральском драматическом театре имени А.Н. Островского на основе этой поэмы в рамках программы «Рухани жаңғыру» был поставлен одноименный спектакль. Режиссером постановки стала главный режиссер театра имени А.Н. Островского, лауреат премии «Еңлік гүл» Оксана Малуша.
Одной из красивейших сцен спектакля является эпизод курултая в Ханской роще, где хан Жангир был поднят на белой кошме, и народ признал его своим правителем. Для западноказахстанцев эта пьеса является не только наглядным уроком истории, но и примером гордости за то, что все эти события происходили на священной земле Приуралья, а спустя столетия, в повседневности мы можем находить приметы этого прошлого.
Неслучайно спектакль начинается и оканчивается цитатой А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».