В настоящее время Комитетом государственных доходов по поручению Генеральной прокуратуры проводится комплексная налоговая проверка.
Генеральной прокуратурой проведены проверки в деятельности Республиканской палаты частных судебных исполнителей и оператора единой электронной торговой площадки по вопросам организации исполнительного производства и соблюдения законности при проведении электронных торгов за 2015-2017 годы и истекший период 2018 года. передаёт BNews.kz. В ходе проверки выявлены грубые нарушения законности.
«Во-первых- вмешательство в процесс распределения исполнительных производств между частными судебными исполнителями. Выборочными проверками выявлено 2,5 тыс. таких фактов, при этом перспективные исполнительные листы распределялись 20-ти частным судебным исполнителям в различных областях», — отметили в министерстве юстиции.
Отмечается, что вместе с тем, исполнительные документы о взыскании алиментов, заработной платы, в доход государства остаются без должного исполнения
Кроме того, выявлено несвоевременное и формальное рассмотрение актов прокурорского надзора. За указанный период внесено 936 актов надзора, 42 из которых рассмотрены формально. Должных мер реагирования в отношении виновных лиц не предпринято. Ещё 572 факта нарушений допущенные региональными палатами при рассмотрении обращений физических и юридических лиц.
«Региональной палатой Алматы не даны ответы 35 заявителям по обращениям о незаконных действиях ЧСИ. При этом жалобы поступали систематически, на одних и тех же лиц. Ни по одной из них проверки не проведены, меры не приняты. Также Республиканской палатой несвоевременно блокировался доступ частных судебных исполнителей к системе Автоматизированной информационной системе органов исполнительного производства после приостановления или прекращения действия лицензий. Выявлено 9 таких фактов», — отметили в ведомстве.
В рамках проверки также были установлены факты нерационального использования членские взносы частных судебных исполнителей.
«С 2015 года штатная численность центрального аппарата Палаты увеличена более чем в 3 раза (с 11 до 34),расходы по выплате зарплаты увеличились с 77 до 197 млн тенге. Палата, не имея больших финансовых оборотов, содержала в штате 7 бухгалтеров с окладом не менее 220 тысяч тенге. В штат также включено 9 специалистов отдела по защите прав и законных интересов ЧСИ (с окладом 140 тысяч тенге). Палата никак не обосновала целесообразность введения таких должностей. Очевидно, что имея высшее юридические образование, ЧСИ могут сами отстаивать и защищать свои права и законные интересы. Взносы ЧСИ в Учебный центр вместо образовательного процесса использовались для выплаты премий сотрудникам Палаты. На это потрачена пятая часть всех поступлений (10 из 50 млн). В соответствии со ст.149 Закона ЧСИ не вправе заниматься иными видами оплачиваемой деятельности, за исключением научной, преподавательской или творческой деятельности», — акцентировали в Минюсте.
Выявлены и отдельные факты когда работники региональных палат (Астана, ЗКО), получая заработную плату, одновременно занимались исполнением исполнительных документов, нарушений законности в деятельности единой электронной торговой площадки, повлекшие ущемление прав граждан и организаций при реализации арестованного имущества.
Так, оператор единой электронной торговой площадки игнорирует требования по обеспечению прозрачности и информационной безопасности системы ЭТП.
Согласно п. 4 Правил осуществления выбора единой электронной торговой площадки от 5 мая 2015 года №256 (далее — Правила) оператор ЭТП должен обеспечить безопасность, конфиденциальность, защиту сведений и сервисов ЭТП от несанкционированного доступа, прозрачность и открытость проводимых электронных аукционов. Однако эти условия оператором ЭТП не соблюдаются.
В 2016 году оператором ЭТП отключены функционалы протоколирования (протокол действий) и мониторинга трафика (подключения пользователей).
Теперь в системе нельзя отследить действия (манипуляции), проводить постфактумный мониторинг. Стороннее вмешательство не отображается. Об изменении параметров и функционала ЭТП (которые были при проведении аттестации) уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности оператором ЭТП не проинформирован. Вопрос повторной аттестации не инициирован. Оператор ЭТП привлечен к административной ответственности за нарушение требований в сфере информационной безопасности.
Отключением указанных функционалов созданы условия для злоупотреблений и манипуляций. В ходе проверки проведены тестовые аукционы. Эксперимент показал, что в процессе торгов можно заблокировать любого участника аукциона и способствовать победе конкретного лица. К системе имеют доступ посторонние лица. Вход в систему осуществлялся через удаленный доступ с мобильных телефонов. Таким образом в систему заходили 879 раз.
Имеющиеся технические недостатки позволяют бесследно совершать любые, в том числе неправомерные действия при реализации имущества с торгов. 92% (11 тыс.) торгов проведены методом понижения цены. Стоимость снижена на 82 млрд тенге (с 203 до 121 млрд.). В большинстве случаев (78%) имущество продавалось дешевле на 20-48%. Треть имущества (2769) продана за полцены. В торгах участвуют и побеждают одни и те же лица, 40 постоянных участников купили 2024 лота, 23 из них – представители банков. Банки участвовали в 4104 аукционах и победили в 2343. Цена в среднем снижена на 30% (с 103 до 71 млрд.). В условиях отсутствия конкурентной среды банки приобрели имущество в 78% выигранных торгов.
«В 320 случаях подача заявок и онлайн-участие в торгах производилось с одних и тех же локальных сетевых адресов (IP-адрес), принадлежащих банкам. При этом 52 случаях вторые участники, формально обеспечивающие легитимность торгов (торги признаются несостоявшимися, если в них участвует менее двух лиц), тоже являлись работниками банков. По всем этим торгам победителями признаны банки. Цены в среднем снижены на 37%», — заверили в министерстве.
Выявлены также факты способствующие уклонению от уплаты налогов. Так, в период с 2015 по 2017 годы оператором ЭТП заключено 10 договоров оказания услуг с различными индивидуальными предпринимателями. За 2017 год по ним выплачено 220 100 000 тенге. Это 70% дохода (из 330 млн.).
«Оператор ЭТП подтвердил, что акты выполненных работ подписывались без подтверждающих документов. При этом в качестве контрагентов специально выбирало индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенный режим», — подчеркнули в ведомстве.
Согласно ст.687 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели платят налог всего 3%, а юридические лица облагаются налогом по ставке 20% (ст.313 НК). Отдельные индивидуальные предприниматели пояснили, что фактически услуги не оказывали. Деньги обналичивались с их счетов, за что они получали 1% от суммы.
«В настоящее время Комитетом государственных доходов по поручению Генеральной прокуратуры проводится комплексная налоговая проверка. По указанным фактам Министерством юстиции принимаются комплексные меры по правовому и информационному обеспечению исполнительного производства и деятельности частных судебных исполнителей, а также по привлечению виновных лиц к соответствующей ответственности», — заключили в Минюсте.