Газета «Надежда»

Сакральное Приуралье в православных святынях

Галина САМОЙЛОВА
Приуральный Афон
Так называют территорию бывшего Свято-Никольского монастыря, который находится на Кумыске, вблизи села Деркул. В настоящее время здесь идет восстановление уникальной двухэтажной церкви. Ее уникальность в том, что оба этажа религиозного объекта на самом деле два различных храма. Верхний храм можно увидеть сразу же на въезде на Кумыску, он освящен в честь Святой Троицы, в дореволюционные времена был единоверческим храмом.
«Каменная двухэтажная церковь – нетипичное строение. Своими уходящими ввысь стенами и изящной архитектурой она напоминает готические сооружения. Кирпич, из которого изначально строили храм, был красного цвета. В зеленый стены были перекрашены после прихода Советской власти. Церковь лишилась куполов и крестов, но основная постройка не сломана, что дает шанс на полноценную архитектурную реконструкцию. В советские годы в помещении сделали танцплощадку, а богатое храмовое убранство, киот, иконы бесследно пропали», — говорит краевед и писатель Владимир Кутищев.
Богослужение в Свято-Никольском мужском монастыре совершает протоиерей Александр.//
В верхнем храме уже восстановлен алтарь. Силами благотворителей и неравнодушных людей был установлен новый иконостас.
«Восстановление начали в 2016 году. В первую очередь спилили сухостой, внутри отбили старую штукатурку, чтобы стены просохли. Залатали дыры в крыше, местами заделали окна. Повесили замки от вандалов, сложили ступени. Так начали возрождать мужской Свято-Никольский монастырь на Кумыске. Это место с давних времен считается благодатным, намоленным», — рассказал атаман Уральской (Яицкой) казачьей общины Сергей Иртикеев, — вместе с казаками общины он занимается восстановлением монастыря.
Место, где располагался Никольский монастырь имеет древнюю историю. Как свидетельствуют архивные документы, монахи-отшельники стали селиться на Сутягином острове с незапамятных времен — копали пещеры в глухих местах, спасались одиночеством и молитвой. В 1862 году уральский купец Илларион Аржанов возвел деревянную церковь с целью прекращения раскола, и в Никольский монастырь переселились монахи из Сергиевского монастыря ( нынешнего Первомайского района Оренбургской области РФ) и Бударинского скита. Они отошли от раскола и присоединились к Русской Православной Церкви. В 1890 году во время пожара церковь сгорела. Но благодаря Ивану Васильевичу Хохлачеву, пожертвовавшему 15 000 рублей и колокол весом в 182 пуда, через четыре года была построена новая, уже каменная церковь. Постройка интересная и без сомнения представляет архитектурную и историческую ценность. Из-за того, что храм вплотную примыкает к склону, появилась возможность постройки отдельного верхнего и нижнего помещений, у каждого из которых имеется свой вход. Верхний храм был единоверческим и освящен в честь Святой Троицы, нижний храм, православный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Восстановленный иконостас монастырского Храма.//
Обезглавленная святыня
Долгое время территорию монастыря, на которой располагаются эти храмы, не могли возвратить верующим. В советское время здесь располагался противотуберкулезный санаторий. В 1923 году был издан приказ №1 объединенного заседания губисполкома от 12 июня о создании на базе бывшего монастыря санатория «Уральский» для оказания медицинской помощи туберкулезным больным, который до 1992 года имел статус республиканского.
В 1941-1945 годах на территории бывшего монастыря находились военные госпитали № 3131 и №4111, для оказания медицинской помощи бойцам Красной Армии, о чем свидетельствует соответствующая мемориальная табличка. С 2009 года областной противотуберкулезный санаторий реорганизован в ГУ «Межрайонная противотуберкулезная больница «Орал». Местные жители также называют это место «Кумыской», так как методика лечения и профилактики рецидива опасного заболевание базировалась на применении кумыса – особым образом сквашенного кобыльего молока. Кумыс оказывает противовоспалительный и антибактериальный эффект на организм, оздоровляет. Считается, что в кумысе содержится большое количество природных антибиотиков. В настоящее время кумыс используется в целях восстановления организма после коронавируса.
Все монастырские помещения были заняты больными, прибывавшими для лечения в санаторий. А в самой церкви сделали «красный уголок» для досуга и отдыха. С храма снесли купола и кресты, напоминавшие о духовном предназначении строения, наполовину разрушили колокольню. Основная постройка колокольни, к счастью, сохранилась до наших дней, а вот верх ее был разрушен. Деревянная лестница осталась от первоначальной постройки — она вела на колокольню.
Владимир Кутищев говорит, что в храме Святой Троицы в угоду атеистическим веяниям времени пытались отбить чудные фрески с изображением богословов и остатки росписи купола. Но уничтожить не смогли, поэтому закрыли эту часть деревянным потолком. В 2019 году потолок демонтировали при восстановительных работах.
Восстановительные работы двухэтажной церкви продолжаются.//
Православный Ренессанс
Стараниями местного духовенства монастырь вернули в состав Уральской Епархии летом 2016 года.
«Еще ранее, казаки Уральской (Яицкой) казачьей общины с 2012 года регулярно приезжали в монастырь в дни почитания Святителя Николая Чудотворца, — читали акафисты, молитвы, усердно просили святого заступника вернуть людям эту святыню. Когда начались восстановительные работы, они первыми откликнулись на призыв Архиепископа Уральского и Актюбинского Владыки Антония принять участие в богоугодном деле. Благодаря огромной работе по восстановлению этой святыни, сегодня в обоих храмах совершаются молебны», — рассказывает Сергей Иртикеев.
Чтобы добраться до нижнего храма Рождества Пресвятой Богородицы, необходимо обойти строение и спуститься к реке. Одной стеной нижний храм примыкает к земляному валу. При восстановительных работах первым делом заложили разлом в стене, так как через него в нижний храм проникали вандалы и доморощенные кладоискатели. Полы здесь остались от первоначальной постройки, а плитка – советского времени. Также при восстановительных работах здесь был обнаружен ход, уводящий вниз, под землю. Из-за того, что ход был непригоден для использования и почти засыпан мусором, его тоже решено было заложить. Возможно, это был один из тех легендарных тайных ходов, о которых любят рассказывать старожилы. А может, еще один лаз, через который сюда проникали «черные» копатели.
В обоих храмах уже совершаются богослужения и молебны. Проходят праздничные службы на день Святой Троицы и Рождество Пресвятой Богородицы, так как это престольные праздники храмов. Также проходят богослужения в честь Святителя Николая, имя которого носит Свято-Никольский монастырь. Примечательно, что несмотря на именование монастыря в честь этого почитаемого христианского святого, на территории нет Никольского храма. На самом деле храм был, но он был деревянный и сгорел в 1890 году. На его месте сейчас небольшой сквер.
«Силами казаков на пожертвования был изготовлен иконостас верхнего и нижнего храма, что дало возможность 11 августа 2018 года на Рождество Святителя Николая отслужить первую за 100 лет полноценную литургию в верхнем Свято-Троицком храме Никольского монастыря. В 2019 году — с 6 на 7 января, состоялась ночная Рождественская служба. Несмотря на ночное время, в службе приняло участие рекордное количество прихожан – свыше 50 человек. Для создания священнослужителям и прихожанам необходимых условий мы отапливали помещение печами — «буржуйками». Еженедельно в монастыре читался акафист Николаю Чудотворцу, так как в зимний период не всегда была возможность для проведения божественной литургии», – говорит Иртикеев.
Сегодня возрождающееся из небытия святое место снова готово принимать верующих. Над обновленной крышей храма снова сияет православный крест, как маяк — для духовно жаждущих.
Не отнять у времени
К сожалению, далеко не все уральские святыни и сакральные места поддаются возрождению. Если некоторые культовые сооружения, как например, Золотая Церковь, Старый Собор, Красная Мечеть и другие, хоть и были отняты у верующих, но не уничтожены, а приспособлены под бытовые нужды, то большинство духовных объектов из существовавших в Уральске буквально сравняли с землей. Никогда уже потомки нынешних горожан не увидят Казанскую церковь, на ее месте стоит главный корпус Западно-Казахстанского государственного университета. Никогда не увидят и церкви Петра и Павла, в которой венчался сам Пугачев с уралочкой Устиньей Кузнецовой. К слову, в наше время бытует заблуждение о том, что мятежный атаман с избранницей венчался в Соборе Михаила Архангела, якобы даже с несохранившейся до нашего времени колокольни Собора сбросился священник в знак протеста против венчания «царя»-двоеженца.
На самом деле, священника убил взбешенный отказом Пугачев, столкнув батюшку с колокольни Петропавловской церкви. Сейчас на этом месте расположен сквер им. А.С. Пушкина. В самом Старом Соборе Пугачев не мог находиться, так как твердыня в это время была занята защитниками города под командованием полковника Симонова и капитана Андрея Крылова, державшими оборону, рассказывают краеведы.
«Я работаю со студентами, часто рассказываю историю города и показываю сохранившиеся памятники архитектуры. Очень грустно бывает говорить о том, что Пугачев венчался с Устиньей Кузнецовой в Петропавловской церкви, но она не сохранилась до нашего времени, что на центральной площади в Советское время разрушили Триумфальную Арку. Дети задают вполне закономерный вопрос: «Зачем их уничтожили?». При советской власти было уничтожено много дореволюционных памятников, борьба с религией превратилась в борьбу с культурой и с архитектурой города. Сейчас многое продолжает уничтожаться по инерции или же пребывает в заброшенном состоянии. Архитектура нашего города совершенно уникальна. Сюда приезжали кинематографисты студии «Казахфильм» снимать кино, если оно было связано со старым временем, потому что наш город единственный, сохранивший старую архитектуру. А если к нам приедут туристы, о чем сейчас идет речь, то им нужна будет в первую очередь история, а значит – старый город. Новая площадь – это прекрасное место отдыха, но оно пока не имеет своей истории, как и многие подобные места в нашей стране. А вот зданий 19 века очень мало сохранилось в Казахстане. Тем более, у нас в Уральске работал архитектор Дельмедино, — историческая личность. В Казани на домах, построенных Дельмедино, установлены специальные мемориальные таблички. А у нас две постройки Дельмедино были уничтожены в годы Советской власти. Две сохранились, но табличек до сих пор нет», – с сожалением говорит педагог и писатель Галина Гурьева.
Храм над яром
Но духовные святыни все же восстанавливаются не только в Уральске и его окрестностях, но и по всей области. До Гражданской войны в селах Приуралья было около 80 храмов и церквей, но после установления власти Советов все они прекратили свое существование. Лишь немногие восстанавливаются в наши дни. Как, например, храм Рождества Христова в селе Коловертное Акжаикского района.
Храм Рождества Христова. село Коловертное, Акжайкский район.//
Год постройки церкви датируется по-разному. В некоторых источниках это 1900 год, на стенде перед посёлком стоит 1899. Когда-то Коловертное было большой, населенной станицей. Сейчас хорошо если дворов 20 осталось. Люди уезжают, сказывается недостаток инфраструктуры и мест для трудоустройства. Согласно архивным записям, в 1904 году приход храма насчитывал 634 души единоверцев и православных, 1334 души старообрядцев, в том числе 287 австрийского толка.
Конечно, борьба с «опиумом для народа» не миновала и эту тихую обитель. Храм обезглавили, отдав помещение под зернохранилище. А после 90-х, когда здание пришло в упадок, уже никто не надеялся на то, что храм когда-нибудь будет возвращен верующим. Однако на его защиту встал ныне покойный Николай Чапурин, который обратился к властям с просьбой защитить храм как памятник архитектуры 19 века. Власти посоветовали ему организовать фонд добровольных пожертвований для восстановления. И неравнодушные люди начали помогать. Большую роль в благом деле сыграл директор общественного фонда «Евразийский союз ученых» Андрей Голубев, который вложил в реконструкцию храма немало личных средств, привлек спонсорскую помощь. Помогали и предприятия, не равнодушные люди – деньгами, транспортом, стройматериалами, своим трудом. Не делясь на национальности и конфессии.
Сегодня золоченые купола храма Рождества Христова видны издалека всем, кто желает посетить эту старинную казачью станицу. При восстановительных работах обновили крышу храма, поставили новые окна, заменили полы. Восстановлен алтарь и иконостас, украшенный репродукциями ликов святых. Помимо икон, в храме размещена экспозиция по православному христианству, которая знакомит посетителей с историей Русской православной церкви. Из-за того, что в селе практически не осталось жителей, богослужения почти не проводятся, но есть возможность прийти, поставить свечки и помолиться – путь в храм всегда открыт.
Exit mobile version