Газета «Надежда»

 Петр Своик: «Дефицит солярки – результат спекуляций»

Известный казахстанский экономист Петр Своик в интервью «Надежде»  высказал свое  мнение о ситуации с дефицитом солярки.  Вторую неделю в Уральске  длится топливный кризис. Солярка подорожала, ее мало продают и по талонам. Власти установили лимит – 100 литров в одни руки.
Акмарал ШАЯХМЕТОВА 
«Цены на бензин в Уральске сравнялись с ценами в Самаре, Саратове и другими приграничными городами России. У нас с 2012 года есть общее таможенное и экономическое  пространство – ЕАЭС. На этом пространстве, цена любого товара должна быть, плюс-минус, одинаковая. И в Уральске, и на Дальнем Востоке и в Белоруссии — все  должно стоить одинаково. Союз был создан  для того, чтобы выравнивать благосостояние и экономику стран», — говорит Петр Своик.
 Экономист обращает внимание на то, что страны состоящие в Союзе, в т.ч. Казахстан и Россия имеют  разные экономики и системы налогообложения.
«В России налогов на ГСМ гораздо больше и поэтому они дороже. Когда российский автомобилист или тракторист заливает бак — половина стоимости бензина или солярки направляется в бюджет. А у нас  только четверть. Поэтому рынок давит, —  чтобы казахстанское стало таким же дорогим, как российское. А то, что разница идет не в бюджет, а в карманы перекупщиков – это проблема  и ее должно решить Правительства РК», — считает эксперт.
Со слов  Своика, после модернизации всех трех крупных нефтеперерабатывающих заводов Казахстана, повысилась не только  их производственная мощность, но  и производительность. Де- факто, сейчас казахстанские НПЗ способны полностью обеспечивать Казахстан своей продукцией.
«Но из-за разных налоговых систем в Казахстане ГСМ дешевле и есть искушение отправлять его в Россию, чтобы накрутить цену.  С одной стороны, нынешний кризис объективен из-за закрытия Павлодарского нефтеперерабатывающего завода, а с другой – наши вполне сознательно придерживают солярку.  Делают это  владельцы крупных региональных нефтебаз», — говорит Своик.
Эксперт объясняет: в Казахстане  на этом рынке есть посредники – частные нефтебазы. Производство ГСМ дезинтегрировано –  три завода не имеют своих нефтескважин, своих крупных распределительных нефтебаз и собственных сетей АЗС. Именно поэтому на ситуацию влияют перекупщики – нефтебазы и АЗС, каждая из которых накручивает собственную маржу на бензин и солярку.
«Найти выход из этой ситуации может только Правительство. Оно должно  держать цены на ГСМ  на уровне цен других стран единого экономического пространства. Сделать это можно выровняв налоги в сфере промышленности. В противном случае, спекуляция будет  продолжаться. За все это платят казахстанцы, и есть разница в том, куда пойдут деньги. В бюджет – на зарплаты нашим врачам и учителям, или в частные карманы перекупщиков», — говорит Петр Своик.

 

Exit mobile version